12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
0

Групповая работа в учебной деятельности младших школьников

 Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Групповая работа в учебной деятельности младших школьников

(сообщение по МДК 04.01. на методическое объединение учителей начальных классов)
 

Выполнили: студентка 413 группы

Плотникова Вероника

Проверил: преподаватель

психолого-педагогических дисциплин

Юсова В.И.

2019 г.

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.

Задачей школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая.

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

-инструктаж о последовательности работы;

-раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

-знакомство с материалом, планирование работы в группе;

-распределение заданий внутри группы;

-индивидуальное выполнение задания;

-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения,

обобщения);

-подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

-сообщение о результатах работы в группах;

-анализ познавательной задачи, рефлексия;

-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям.

Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.

Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы.

Способов разделения существует множество:

По желанию

Случайным образом

По определенному признаку

По выбору «лидера».

По выбору педагога.

Кроме работы в парах существуют и другие различные виды групповой работы. Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие.

Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Примерные правила совместной работы:

1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не

отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

2) работать по алгоритму (плану).

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое

дело до конца.

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику

безопасности, экономить материалы.

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех

членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить

каждый из участников, если бы работал один.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4.Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Урок математики

(2 класс)

Тема. Повторение таблиц умножения чисел 2 и 3. Составление и решение задач на два действия. Нахождение значений выражений

- Дети, Зима напустила пургу и сильный мороз. Она может заморозить всех животных леса, и чтобы этого не случилось, нам с вами надо срочно идти в зимнюю математическую лабораторию, чтобы решить очень важные задания. Сейчас мы с вами разделимся на группы, чтобы быстрее всё выполнить.

Для этого сейчас каждый ученик подойдёт и возьмёт на столе часть пословицы определённого цвета и подойдёт к столу, где стоит ёлочка такого же цвета. За столом группа составит пословицу и кратко объяснит её значение.

Задание для работы в группах лежит на столе.

Дети работают в группе до 10 минут.

Учащиеся всех групп собирают пословицы. 1 группа – семь раз отмерь, один раз отрежь. 2 группа – один за всех и все за одного. 3 группа – одна голова хорошо, а две лучше.

 

Урок окружающего мира

(2 класс)

Тема. Какие бывают растения.

Дети работают в группах. Изучают материал по учебнику на стр. 56, используя план.

План:

1.Название группы растений

2. Схематический рисунок.

3.Особенности данного вида (на какие группы делятся).

4.Названия растений – представителей данной группы.

На листах пишут название группы растений, рисуют схему, выделяют отличительные особенности, выписывают названия растений, относящихся к данной группе (используют атлас – определитель)

Капитаны групп и их помощники озвучивают информацию по новой теме, прикрепляют на доску части схемы, которую составили.

Делают выводы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств.

Повышается учебная и познавательная мотивация.

Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

Улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений,

затрат усилий.

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут

пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе

работать;

Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет

работать один;

Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II

классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны

обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.