12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
studenikina30

Студеникина Любовь Александровна

учитель МКОУ Садовская СОШ №2

Аннинский район

Деятельностные технологии в обучении математике

В настоящее время происходит переход образования на принципиально новую концепцию развития. Теперь во главу угла поставлен человек с его трудностями и особенностями, талантами и индивидуальностью.

Формировать культуру мышления на уроках математики, заинтересовать их математикой, привести к открытию математических фактов возможно только при условии использования различных педагогических технологий. Среди технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям являются деятельностные технологии.

Деятельностные технологии открывают новые деятельностные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня.

Технология деятельностного подхода:

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Постановка проблемы.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся

Особенности урока с использованием деятельностных технологий.

1. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.

2. Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

3. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

4. Использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.

5. Стремление к созданию успеха для каждого обучаемого.

6. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

7. Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.

8. Проведение наблюдений за школьниками.

Одна из широко используемых мною технологий является технология уровневой дифференциации. Теоретическое обоснование этой технологии основывается на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

В конце каждой темы я провожу повторительно – обобщающие уроки, на которых учащиеся класса делятся на небольшие группы – от 3 до 5 человек. Каждая группа получает свое задание (задания могут быть одинаковыми для всех групп, если в группе оказались и сильные и слабые ученики, или дифференцированными). Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли. Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями. Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Считаю, что преимущества групповой работы в том, что ученик учится высказывать, отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки наблюдения за действиями других, самоконтроль, формируется критическое мышление.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь он должен быть организатором, режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему:

объяснение цели предстоящей работы;

разбивка учащихся на группы;

раздача заданий для групп;

контроль за ходом групповой работы;

попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения, а наоборот побуждая к активному поиску решений.

Продолжая работу по индивидуализации обучения учащихся, активно применяю и зачетную систему, а также активные формы работы (уроки КВН, уроки брейн - ринги, деловые игры, математические бои).

К деятельностным технологиям мы относим проектную технологию (метод проектов) как один из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Исходя из опыта работы, метод проектов и ИКТ можно с успехом применяться как на уроках математики, так и во внеклассной работе с учащимися.

В процессе исследовательской работы школьники сами ищут способы решения поставленной задачи, реализуют их, учатся обобщать полученные результаты, применять их для решения новых проблем.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся и использование ИКТ помогают развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, уметь работать в группе, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями.

Внеурочные занятия с успехом используются для развития творческого мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики. Это благотворно сказывается и на качестве моих уроков.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.