Статья «Деятельностный подход в организации учебного процесса по иностранному языку»

0
0
Материал опубликован 13 November 2021 в группе

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ



Дамер Н.А.; Курочкина Ю.В.

БПОУ ОО ОТММП, БПОУ ОО ОТММП, БПОУ ОО ОТММП



Аннотация. В статье изложены основные принципы и цели деятельностного подхода в образовательном процессе. Представлена технологическая карта урока иностранного языка в рамках деятельностного подхода.

Ключевые слова: деятельностный подход, технологическая карта, обучение, иностранный язык.



ACTIVITY APPROACH IN ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A FOREIGN LANGUAGE

Damer N.A.; Kurochkina Yu.V.

BPEI OR OCMDI, BPEI OR OCMDI, BPEI OR OCMDI



Abstract. The article outlines the basic principles and goals of an activity approach in the educational process. The technological map of the foreign language lesson is presented in the system of the activity approach.

Keywords: activity approach, technological map, teaching, foreign language





Современное среднее профессиональное образование в России переходит на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, в основу которого положена новая идеология обучения и воспитания студентов. Принципиальным отличием новых стандартов стала ориентация не на содержание образования, а на результаты. Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный подход в организации учебного процесса, реализация которого заставляет педагога по-новому взглянуть на урок как основную форму реализации принципов ФГОС. [1] В соответствии с принципами нового ФГОС основной формой   взаимодействия преподавателя и студента становится сотрудничество. Педагог не излагает на уроке готовое решение, а ставит проблему. Урок становится инструментом совместного поиска решения этой проблемы, причём поиск этот может осуществляться в различных формах или, как сейчас принято говорить, технологиях. [2]

Концепцию «учения через деятельность» впервые предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:

учёт интересов обучающихся;

учение через обучение мысли и действию;

познание и знание как следствие преодоления трудностей;

свободная творческая работа и сотрудничество.

Таким образом деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения, учащегося в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности как субъекта жизнедеятельности.

Деятельностный подход лежит в основе многих педагогических технологий: проектной деятельности, интерактивных методов обучения, проблемно – диалогового обучения, интегрированного обучения на основе межпредметных связей. Именно эти технологии позволяют придать процессу усвоения знаний деятельностный характер, перейти от установки на запоминанию большого количества информации, к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских, в процессе которых и усваивается информация, преодолеть зубрёжку, перенести упор на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за результаты своей деятельности, усилить практическую направленность полученных знаний. [5]

Особенно актуальным, для педагога, в соответствии с новыми требованиями ФГОС, становится умение планировать и строить урок по принципам деятельностного подхода. В организации такого урока, может помочь технологическая карта, под которой понимают инновационный инструмент реализации ФГОС, графически выражающий сценарий урока, и являющийся основой его проектирования. [4]

Технологическая карта урока представляет собой таблицу, позволяющую структурировать урок по параметрам, выбранными учителем. Такими параметрами могут быть: приемы и методы организации учебной деятельности, этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и учащихся, результат (формируемые УУД). Следует отметить, что карта не заменяет конспекта урока. Главное назначение карты – отразить деятельностный подход, алгоритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока, формирование УУД. [3]

Приведём пример технологической карты урока по иностранному языку в соответствии с деятельностным подходом.



Технологическая карта учебного занятия

1. Ф.И.О. педагога: Дамер Н.А, Курочкина Ю.В., Пестова Е.В.

2. Цикл учебных дисциплин: общеобразовательный цикл

3. Название учебной дисциплины: Английский язык

4. Раздел программы: «Экскурсии. Путешествия»

5. Тема учебного занятия: «Подготовка к путешествию»

6. Тип учебного занятия: комбинированный

7. Планируемые результаты обучения: личностные, предметные, метапредметные

Личностные

- быть готовым и способным вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- овладеть навыками сотрудничества со сверстниками в учебно-образовательной деятельности;

- быть готовым и способным к образованию, в том числе самообразованию.

Предметные

- формировать умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях

Метапредметные

- уметь самостоятельно определять тему и цель учебного занятия;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в микро группах;

- уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи



8. Цель учебного занятия: Создание плана путешествия с использованием изученных лексических единиц и грамматических явлений.

9. Задачи:

- отработать новые лексические единицы по теме «Подготовка к путешествию»

- закрепить употребление глагольной временной формы «The Present Continuous»

- применять изученные лексические единицы и грамматические явления в коммуникативной ситуации

10. Образовательные технологии: элементы проектной технологии

11. Информационно-образовательные ресурсы: учебное пособие для учреждений СПО Г.Т. Безкоровайная «Planet of English»

12. Оборудование и материалы: проектор, экран, компьютер, ватманы, клей, раздаточный материал с заданиями.



















Мотивационно-целевой

Характеристика деятельности

Учебно-методическое обеспечение

педагога

обучающихся

- Организует начало урока. (Атематическая беседа)

- Выводит на экран вводные слова и изображения для подведения обучающихся к пониманию и формулированию темы и цели урока

- отвечают на вопросы

- стараются догадаться о теме занятия и сформулировать предстоящие задачи урока

Электронная презентация

Операционально-содержательный

Характеристика деятельности

Учебно-методическое обеспечение

педагога

обучающихся

- знакомит с новыми лексическими единицами (ЛЕ) с помощью ассоциограммы

- формулирует задание для закрепления новых ЛЕ в речи

- объясняет образование и употребление настоящего продолженного времени

- делит учащихся на микро группы (методом жеребьёвки)

- объясняет задание

- раздаёт конверты с заданиями

- организует выступление учащихся

- в процессе выступления предлагает обучающимся осуществить взаимоценку представленных презентаций по следующим критериям: грамотность речи (лексика, грамматика, фонетика), темп речи, эмоциональность выступления)

- отрабатывают произношение новых ЛЕ

- выполняют задание

- обсуждают новое грамматическое явление, записывают правило, делают лексико-грамматические упражнения

- знакомятся с содержимым конверта

- проходят процесс жеребьёвки

- выполняют задание и готовятся к презентации своей работы

- выступление групп

- оценивают выступления друг друга


Электронная презентация, раздаточный материл,

учебное пособие

Рефлексивно-оценочный

Характеристика деятельности

Учебно-методическое обеспечение

педагога

обучающихся

- осуществляет педагогическое оценивание на основе взаимооценки

- предлагает обучающимся вспомнить цель урока и проанализировать, смогли ли выполнить поставленные задачи

- анализируют поставленные задачи в начале урока с полученным результатом в конце урока


Электронная презентация





Библиографический список

Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход - как основа формирования метапредметных результатов/СПб.: Реноме, 2012.

Михайловская Н.А. Деятельностный подход в обучении/Проблемы современной науки и образования 2015 №36

Разработка и реализация образовательных программ СПО в соответствии с требованиями образовательных и профессиональных стандартов/Институт развития образования Омской области, Омск 2018

Современные образовательные технологии: учебное пособие // под ред. Н. В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011. – 432с

Технологии деятельностного типа/эл. ресурс https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/10/18/tekhnologii-deyatelnostnogo-tipa-tekhnologicheskaya-karta-uroka (дата обращения 04.2021)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.