Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика для дошкольников»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 5
2. Комплекс организационно - педагогических условий 10
2.1. Календарный учебный график 10
2.2. Условия реализации программы 11
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196, г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Актуальность:Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
Программа «Ментальная арифметика для дошкольников» не только направлена на формирование у детей 5-7 лет таких понятий, как «число», «цифра», «математическое действие», не только способствует формированию навыка быстрого выполнения арифметические действия, но и помогает развитию воображения, улучшению памяти, повышению концентрации внимания.
Использование на занятиях дидактических, логических, настольных, коммуникативных игр, кинезиологических упражнений способствует более быстрому усвоению материала. Также посредством арифметических вычислений на абакусе ментальная арифметика тренирует синхронную работу обоих полушарий головного мозга, что способствует гармоничному развитию ребенка, повышению самооценки, формированию целеустремленности и ответственности.
Обучение детей по данной программе позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка.
Ментальная арифметика для дошкольников
Вид ДООП:Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность ДООП: социально-педагогическая Адресат ДООП:Программа рассчитана на детей 5 - 7 лет.
Особенностью данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. Общение становится основной потребностью, а сюжетно-ролевая игра - ведущей деятельностью. Мышление остается наглядно-образным.
Появляются следующие новообразования возраста:
- произвольность всех психических процессов;
- возникновение соподчинения мотивов;
- появление учебно-познавательного мотива;
- возникновение первой целостной картины мира;
- развитие самосознания;
- появление внутреннего плана действий.
Срок и объем освоения ДООП:1 год, 72 педагогических часа, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 72 педагогических часа;
«Базовый уровень» - 0 лет, 0 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» - 0 лет, 0 педагогических часов.
Форма обучения: очная Особенности организации образовательной деятельности:разновозрастная группа.
Режим занятий:Таблица 1.1.1
Режим занятий
Предмет | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень |
Ментальная арифметика для дошкольников | 2 часа в неделю; 72 часа в год. | 0 часов в неделю; 0 часов в год. | 0 часов в неделю; 0 часов в год. |
создание условий для максимального развития интеллектуального и творческого потенциала дошкольников, их логико-математических способностей посредством вычислений на абакусе.
Задачи: Личностные:воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике;
воспитывать у детей инициативу, самостоятельность, уверенность, чувство собственного достоинства по мере освоения техники ментального счета;
воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Метапредметные:развивать концентрацию внимания, память и оперативное мышление, логику и воображение, наблюдательность и способность к визуализации;
развивать мелкую моторику детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
развивать познавательную активность через применение технологии личностно-ориентированного деятельностного подхода;
развивать образное, логическое, творческое мышление.
Образовательные (предметные):формировать и совершенствовать навыки быстрого и правильного счета с помощью арифметических счет - абакуса;
обучать детей умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе;
способствовать увеличению объема долговременной и визуальной памяти.
Ожидаемые результаты:Таблица 1.2.1
Ожидаемые результаты
| Стартовый уровень |
Знать | понятия "цифра", "число", "сложение", "вычитание"; устройство абакуса, приемы работы с ним; основные правила сложения и вычитания на абакусе в пределах 20 по уровням «Просто» и «Брат» |
Уметь | производить вычисления на абакусе в пределах 20; считать ментально примеры с однозначными числами; удерживать в уме цепочку из 2-3 чисел, совершать действия с ними поочередно; |
Владеть | приемами концентрации внимания, развития самодисциплины; навыком организации самостоятельной работы и работы в команде |
«Ментальная арифметика для дошкольников»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Уровень "Просто". Секреты ментальной арифметики | 34 | 13 | 21 | тестирование | |
1.1 | Охрана труда на занятиях. Что такое ментальная арифметика. | 1 | 1 | 0 | практикум | |
1.2 | Устройство абакуса. Правила работы с абакусом. | 1 | 0 | 1 | практикум | |
1.3 | Число и цифра 1. Правила работы с абакусом. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
1.4 | Числа и цифры 1, 2. Счет на абакусе и ментально. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
1.5 | Числа и цифры 3, 4. Счет на абакусе и ментально. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
1.6 | Сложение. Решение простых примеров на абакусе и ментально в пределах 4. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
1.7 | Вычитание. Решение простых примеров на абакусе и ментально в пределах 4. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
1.8 | Число и цифра 5. Счет на абакусе и ментально. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
1.9 | Число и цифра 6. Счет на абакусе и ментально. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
1.10 | Число и цифра 7. Счет на абакусе и ментально. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
1.11 | Число и цифра 8. Счет на абакусе и ментально. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
1.12 | Число и цифра 9. Счет на абакусе и ментально. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
1.13 | Счет на абакусе и ментально в пределах 9. | 6 | 1 | 5 | практикум | |
1.14 | Подготовка к промежуточной аттестации | 2 | 1 | 1 | практикум индивидуальное собеседование | |
1.15 | Промежуточная аттестация. Тестирование "Простой счет на абакусе и ментально в пределах 9" | 1 | 0 | 1 | тестирование | |
1.16 | Открытое занятие для родителей "Путешествие в мир арифметики" | 1 | 0 | 1 | практикум | |
1.17 | Закрепление навыков простых вычислений | 2 | 0 | 2 | практикум | |
2 | Уровень "Просто". Счет с пределах 20 | 15 | 2 | 13 | тестирование | |
2.19 | Упражнения на абакусе двумя руками. | 2 | 0 | 2 | практикум | |
2.20 | Число 10. Счет в пределах 9 на абакусе и ментально. | 2 | 0 | 2 | практикум | |
2.21 | Двузначные числа от 10 до 19. Простое сложение и вычитание. | 8 | 2 | 6 | практикум | |
2.22 | Подготовка к тестированию. | 2 | 0 | 2 | практикум индивидуальное собеседование | |
2.23 | Тестирование по теме "Простые вычисления в пределах 20" | 1 | 0 | 1 | тестирование | |
3 | Уровень "Брат" | 23 | 9 | 14 | тестирование | |
3.25 | Кто такие братья? Состав числа 5. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
3.26 | Брат 4, однозначные числа. Формула сложения. Счет на абакусе и ментально. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
3.27 | Брат 4, однозначные числа. Формула вычитания. Счет на абакусе и ментально. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
3.28 | Брат 3, однозначные числа. Формула сложения. Счет на абакусе и ментально. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
3.29 | Брат 3, однозначные числа. Формула вычитания. Счет на абакусе и ментально. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
3.30 | Брат 2, однозначные числа. Формула сложения. Счет на абакусе и ментально. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
3.31 | Брат 2, однозначные числа. Формула вычитания. Счет на абакусе и ментально | 2 | 1 | 1 | практикум | |
3.32 | Брат 1, однозначные числа. Формула сложения. Счет на абакусе и ментально. | 2 | 1 | 1 | практикум | |
3.33 | Брат 1, однозначные числа. Формула вычитания. Счет на абакусе и ментально | 2 | 1 | 1 | практикум | |
3.34 | Подготовка к тестированию по теме "Брат" | 1 | 0 | 1 | практикум индивидуальное собеседование | |
3.35 | Итоговая аттестация. Тестирование "Сложение и вычитание однозначных чисел с использованием формул "Брат". | 1 | 0 | 1 | тестирование | |
3.36 | Закрепление навыков вычислений по уровню "Брат" | 2 | 0 | 2 | практикум | |
3.37 | Открытое занятие для родителей. Игра-соревнование "Абакус или соробан" | 1 | 0 | 1 | игра наблюдение собеседование | |
| Итого: | 72 | 24 | 48 | |
Содержание учебного плана
1. Уровень "Просто". Секреты ментальной арифметики 1.1. Охрана труда на занятиях. Что такое ментальная арифметика. 1.2. Устройство абакуса. Правила работы с абакусом. 1.3. Число и цифра 1. Правила работы с абакусом. 1.4. Числа и цифры 1, 2. Счет на абакусе и ментально 1.5. Числа и цифры 3, 4. Счет на абакусе и ментально 1.6. Сложение. Решение простых примеров на абакусе и ментально в пределах 4 1.7. Вычитание. Решение простых примеров на абакусе и ментально в пределах 4 1.8. Число и цифра 5. Счет на абакусе и ментально. 1.9. Число и цифра 6. Счет на абакусе и ментально. 1.10. Число и цифра 7. Счет на абакусе и ментально. 1.11. Число и цифра 8. Счет на абакусе и ментально. 1.12. Число и цифра 9. Счет на абакусе и ментально. 1.13. Счет на абакусе и ментально в пределах 9. 1.14. Подготовка к проверочному тестированию работе 1.15. Промежуточная аттестация. Тестирование "Простой счет на абакусе и ментально в пределах 9" 1.16. Открытое занятие для родителей "Путешествие в мир арифметики" 1.17. Закрепление навыков простых вычислений 2. Уровень "Просто". Счет с пределах 20 2.1. Упражнения на абакусе двумя руками. 2.2. Число 10. Счет в пределах 9 на абакусе и ментально. 2.3. Двузначные числа от 10 до 19. Простое сложение и вычитание. 2.4. Подготовка к тестированию. 2.5. Тестирование по теме "Простые вычисления в пределах 20" 3. Уровень "Брат" 3.1. Кто такие братья? Состав числа 5. 3.2. Брат 4, однозначные числа. Формула сложения. Счет на абакусе и ментально. 3.3. Брат 4, однозначные числа. Формула вычитания. Счет на абакусе и ментально. 3.4. Брат 3, однозначные числа. Формула сложения. Счет на абакусе и ментально. 3.5. Брат 3, однозначные числа. Формула вычитания. Счет на абакусе и ментально. 3.6. Брат 2, однозначные числа. Формула сложения. Счет на абакусе и ментально. 3.7. Брат 2, однозначные числа. Формула вычитания. Счет на абакусе и ментально 3.8. Брат 1, однозначные числа. Формула сложения. Счет на абакусе и ментально. 3.9. Брат 1, однозначные числа. Формула вычитания. Счет на абакусе и ментально 3.10. Подготовка к тестированию по теме "Брат" 3.11. Итоговая аттестация. Тестирование "Сложение и вычитание однозначных чисел с использованием формул "Брат". 3.12. Закрепление навыков вычислений по уровню "Брат" 3.13. Открытое занятие для родителей. Игра-соревнование "Абакус или соробан"2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1
Календарный учебный график
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 72 |
Продолжительность каникул | 01.01.2021 - 08.01.2021 |
Даты начала и окончания учебного года | 15.09.2020 - 31.05.2021 |
Сроки промежуточной аттестации | 15.12.2020 - 25.12.2020 |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | 20.04.2021 - 20.05.2021 |
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1
Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика |
Материально-техническое обеспечение | Отдельное помещение, оборудованное магнитно-меловой доской, мультимедийным оборудованием (ПК, проектор, цветной принтер, аудиоколонки, экран), демонстрационным абакусом, индивидуальными абакусами. Демонстрационные таблицы, флешкарты, сборники заданий. Наличие постоянного доступа к интернету |
Информационное обеспечение | Коллекции аудиозаписей по темам "Классическая музыка", "Рассказы для детей" Электронные онлайн-тренажеры по ментальному счету |
Кадровое обеспечение | Педагог первой или высшей квалификационной категории, прошедший курсы повышения квалификации по теме "Ментальная арифметика" |
Таблица 2.4.1
Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень теоретической подготовки учащихся | Разрабатываются ПДО самостоятельно |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) | Тесты по темам: "Простой счет на абакусе и ментально в пределах 9", «Сложение и вычитание однозначных чисел с использованием формул "Брат"». |
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Игровой
Формы организации образовательной деятельности:Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Беседа
Игра
Педагогические технологии:Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Здоровьесберегающая технология
Тип учебного занятия:
Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические материалы:Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
дидактические игры
Флешкарты по ментальной арифметике
Ганиев Р., Багаутдинов Р. Ментальная арифметика. Знакомство.Траст, 2017 г. - 116 с.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся / М.: Просвещение, 1984.- 160 с.
Невзорова А., Моментальная арифметика. Пособие по ментальной арифметике и логике / М., «КТК Галактика», 2019. – 163 с.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества. Развивающие игры / – М., Издательский дом «Самокат», 2017. – 384 с.
Никифорова О.К. Учимся думать, играя. Задание упражнение по развитию логического мышления / Издательство «Учитель», Волгоград 2016 г. – 79 с.
14