12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Штина Мария Юрьевна1259
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «Факультативы. Элективные курсы. Кружки»
11

Статья «Проектная задача как инновационная педагогическая технология в системе дополнительного образования»

Проектная задача как инновационная педагогическая технология в системе дополнительного образования

Штина Мария Юрьевна, магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, учитель начальных классов МАОУ «Лобановской средней школы»

Радостева Анастасия Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «Лобановской средней школы»

В статье раскрывается потребность в использовании проектных технологий, а так проектных задач. Вводится определение проектной задачи, расматривается алгоритм решения проектной задачи учеником. Авторы рассматривает формирование самостоятельности по средствам проектных задач. В статье дано объяснение потребности в данном формировании, влияние проектных задач на обучающегося и роль проектных задач в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: инновация, дополнительное образование, проектная задача, проект, проектная технология, самостоятельность.

Инновации стали непосредственным шагом к более качественному процессу обучения, воспитания и развития.

Таким образом «инновация» - это процесс целенаправленного изменения нововведения, организация нового, отражающая в себе формирование и развитие содержания.

Существует различное множество инноваций в системе дополнительного образования детей. Изучая инновационную литературу нами были изучены следующие виды инноваций в ДО (схема 1).

Схема 1

Каждый вид инновационной деятельности имеет свои индивидуальные инновационные особенности, характерные направлению обучения, воспитания, развития (см. схему 2).

Схема 2

Так же одной из инновационных педагогических технологий является метод проектов в ДОУ. Изучением этой темы занимается Касьянова Анна Николаевна.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проект — это:

1)Метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

2)Самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

3)Специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Существует также определение такого термина как «метод проектов» У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты [3, с.210].

Более интересной и инновационной технологией, связанной с реализацией метода проекта, является «проектная задача».

По мнению А.Б. Воронцова и др., под проектной задачей понимается задача, «…в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогдане существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер».

Проектная задача — совершенно новый вид задач, который направлен на применение обучающимися освоенных универсальных учебных действий не в стандартной (учебной) ситуации, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к «реальным» [4, с.3].

В каждой проектной задаче есть свой замысел, который формирует и развивает познавательный интерес ребёнка, расширяет кругозор.

Проектная задача состоит из шести заданий, выполнять задания возможно в любой последовательности. В соответствии со стратегией решения заданий внутри каждой группы возможно выделение более мелких подгрупп при условии последующего коллективного обсуждения полученных результатов в группе [4, с.11].


 

Проектной задаче характерен особый алгоритм решения (см.табл.1).

Таблица 1

Алгоритм решения проектной задачи для ученика

1. Определить роль каждого участника групповой работы.

6. Подготовиться к презентации решения проектной задачи.

2.Ознакомиться с условием задачи.

7. Предъявление готового продукта.

3. Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.

8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).

4. Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).

9. Оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).

5. Выполнить задания, сформулированные в инструкции. В 1 классах (возможно) учитель читает задания совместно с детьми.

Проектная задача развивает ребёнка через жизненные ситуации и формирует у ребёнка самостоятельную активность.

Изученали влияние развивающих методов и приемов обучения на самостоятельность и активность школьников Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Н.И.Махмутов, И.С. Матрусов, И.С. Якиманская и др..

Выявляли воздействия групповых и индивидуальных форм обучения на формирование самостоятельного мышления учащихся и их познавательных интересов (М.Л. Виноградова, Л.П. Доблаев, Г.И. Железовская, П.И. Липкина, И.Б. Первин, Л.А. Ростовецкая и др.).

Понятие детской самостоятельности Л.С. Выготский ещё в 1926 году определил, как

способность действовать относительно независимо от других. В таком определении (способность – от освоенного способа действия) кроется ключ к пониманию возможности и условий формирования детской самостоятельности. Л.И. Божович указывает, что это способность действовать не только без внешней помощи, а ещё и особым образом, не так, как все, сохраняя свою позицию, несмотря на изменяющиеся условия. П.Я.Гальперин экспериментально доказал, что третий тип ориентировки, характеризующийся сформированностью рефлексивного действия как способа познания, лежит в основе формирования умения учиться (учебной самостоятельности).

Таким образом проектная задача является эффективным средством обучения и воспитания в сфере дополнительного образования.

Сегодня дополнительное образование рассматривается не просто как функционирующий центр, а как центр творческого развития и становления личности, как педагогическая лаборатория дополнительного образования.

Так же существует множество идей обновления образовательного процесса такие как [2] (см.схема 3):

Схема 3

В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения [1]:

интернет – технологии;

технологии эллектронной почты;

компьютерные обучающие программы;

веб-технологии;

кейс-технологии;

проектные задачи;

тренинговые технологии.

Проектные задачи дают возможность:

· организовать взаимодействие (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи;

· научить способу проектирования через специально разработанные задания;

· посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и

требуют переконструирования.

Исходя из выше сказанного, в ходе решения системы проектных задач у младших

школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

· рефлексировать (видеть проблему; анализировать результат – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

· целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);

· моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

· проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

· вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других) [5, с.4].

Следовательно, проектная задача охватывает широкую сферу запросов школы, государства и родителей. Тем самым, удовлетворяет их потребности и повышает качество образования, личностный рост обучающегося, способствую формированию познавательного интереса к школьным дисциплинам [см. схему 4].

Таким образом, проектная задача не только формирует УУД (универсальные учебные действия) школьника, повышая качество обучения, но и удовлетворяет потребности в общении, развитии, а следовательно развивает творческие способности ребёнка, учит самостоятельности и умению взаимодействовать, распределять обязанности в коллективе учащихся. При разновозрастном коллективе, следует отметить, проектная задача имеет ещё более широкий спектр умений.


 

Источники:

Дыгай М.В. педагог дополнительного образования. Инновация в системе дополнительного образования.

Дошкольное воспитание №10/М; 2009.

Инновационные педагогические технологии: материалы IV Mеждунар. науч. конф. (г. Ка-зань, май 2016 г.). — Казань: Изд-во «Бук», 2016. — iv, 82 с.

Проектные задачи в начальной школе: Методические материалы для учителя / Авт.-сост. В.В. Улитко. — Тирасполь: ПГИРО , 2014. — 64 с.

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Загайская Е.Д., Синебрюхова В.Л.

Опубликовано в группе «Факультативы. Элективные курсы. Кружки»


Комментарии (2)

Кушнарева Татьяна Николаевна, 10.07.17 в 09:05 1Ответить Пожаловаться
Отличный материал! Спасибо!
Пугачева Анжела Андреевна, 19.07.17 в 20:26 1Ответить Пожаловаться
Отличная работа. Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.