Статья «Проектная задача как инновационная педагогическая технология в системе дополнительного образования»
Проектная задача как инновационная педагогическая технология в системе дополнительного образования
Штина Мария Юрьевна, магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, учитель начальных классов МАОУ «Лобановской средней школы»
Радостева Анастасия Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «Лобановской средней школы»
В статье раскрывается потребность в использовании проектных технологий, а так проектных задач. Вводится определение проектной задачи, расматривается алгоритм решения проектной задачи учеником. Авторы рассматривает формирование самостоятельности по средствам проектных задач. В статье дано объяснение потребности в данном формировании, влияние проектных задач на обучающегося и роль проектных задач в системе дополнительного образования.
Ключевые слова: инновация, дополнительное образование, проектная задача, проект, проектная технология, самостоятельность.
Инновации стали непосредственным шагом к более качественному процессу обучения, воспитания и развития.
Таким образом «инновация» - это процесс целенаправленного изменения нововведения, организация нового, отражающая в себе формирование и развитие содержания.
Существует различное множество инноваций в системе дополнительного образования детей. Изучая инновационную литературу нами были изучены следующие виды инноваций в ДО (схема 1).
Схема 1
Каждый вид инновационной деятельности имеет свои индивидуальные инновационные особенности, характерные направлению обучения, воспитания, развития (см. схему 2).
Схема 2
Так же одной из инновационных педагогических технологий является метод проектов в ДОУ. Изучением этой темы занимается Касьянова Анна Николаевна.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проект — это:
1)Метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
2)Самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
3)Специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
Существует также определение такого термина как «метод проектов» У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты [3, с.210].
Более интересной и инновационной технологией, связанной с реализацией метода проекта, является «проектная задача».
По мнению А.Б. Воронцова и др., под проектной задачей понимается задача, «…в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогдане существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер».
Проектная задача — совершенно новый вид задач, который направлен на применение обучающимися освоенных универсальных учебных действий не в стандартной (учебной) ситуации, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к «реальным» [4, с.3].
В каждой проектной задаче есть свой замысел, который формирует и развивает познавательный интерес ребёнка, расширяет кругозор.
Проектная задача состоит из шести заданий, выполнять задания возможно в любой последовательности. В соответствии со стратегией решения заданий внутри каждой группы возможно выделение более мелких подгрупп при условии последующего коллективного обсуждения полученных результатов в группе [4, с.11].
Проектной задаче характерен особый алгоритм решения (см.табл.1).
Таблица 1
Алгоритм решения проектной задачи для ученика |
|
1. Определить роль каждого участника групповой работы. |
6. Подготовиться к презентации решения проектной задачи. |
2.Ознакомиться с условием задачи. |
7. Предъявление готового продукта. |
3. Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи. |
8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины). |
4. Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий). |
9. Оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами). |
5. Выполнить задания, сформулированные в инструкции. В 1 классах (возможно) учитель читает задания совместно с детьми. |
Проектная задача развивает ребёнка через жизненные ситуации и формирует у ребёнка самостоятельную активность.
Изученали влияние развивающих методов и приемов обучения на самостоятельность и активность школьников Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Н.И.Махмутов, И.С. Матрусов, И.С. Якиманская и др..
Выявляли воздействия групповых и индивидуальных форм обучения на формирование самостоятельного мышления учащихся и их познавательных интересов (М.Л. Виноградова, Л.П. Доблаев, Г.И. Железовская, П.И. Липкина, И.Б. Первин, Л.А. Ростовецкая и др.).
Понятие детской самостоятельности Л.С. Выготский ещё в 1926 году определил, как
способность действовать относительно независимо от других. В таком определении (способность – от освоенного способа действия) кроется ключ к пониманию возможности и условий формирования детской самостоятельности. Л.И. Божович указывает, что это способность действовать не только без внешней помощи, а ещё и особым образом, не так, как все, сохраняя свою позицию, несмотря на изменяющиеся условия. П.Я.Гальперин экспериментально доказал, что третий тип ориентировки, характеризующийся сформированностью рефлексивного действия как способа познания, лежит в основе формирования умения учиться (учебной самостоятельности).
Таким образом проектная задача является эффективным средством обучения и воспитания в сфере дополнительного образования.
Сегодня дополнительное образование рассматривается не просто как функционирующий центр, а как центр творческого развития и становления личности, как педагогическая лаборатория дополнительного образования.
Так же существует множество идей обновления образовательного процесса такие как [2] (см.схема 3):
Схема 3
В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения [1]:
интернет – технологии;
технологии эллектронной почты;
компьютерные обучающие программы;
веб-технологии;
кейс-технологии;
проектные задачи;
тренинговые технологии.
Проектные задачи дают возможность:
· организовать взаимодействие (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи;
· научить способу проектирования через специально разработанные задания;
· посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и
требуют переконструирования.
Исходя из выше сказанного, в ходе решения системы проектных задач у младших
школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
· рефлексировать (видеть проблему; анализировать результат – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
· целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
· моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
· проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
· вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других) [5, с.4].
Следовательно, проектная задача охватывает широкую сферу запросов школы, государства и родителей. Тем самым, удовлетворяет их потребности и повышает качество образования, личностный рост обучающегося, способствую формированию познавательного интереса к школьным дисциплинам [см. схему 4].
Таким образом, проектная задача не только формирует УУД (универсальные учебные действия) школьника, повышая качество обучения, но и удовлетворяет потребности в общении, развитии, а следовательно развивает творческие способности ребёнка, учит самостоятельности и умению взаимодействовать, распределять обязанности в коллективе учащихся. При разновозрастном коллективе, следует отметить, проектная задача имеет ещё более широкий спектр умений.
Источники:
Дыгай М.В. педагог дополнительного образования. Инновация в системе дополнительного образования.
Дошкольное воспитание №10/М; 2009.
Инновационные педагогические технологии: материалы IV Mеждунар. науч. конф. (г. Ка-зань, май 2016 г.). — Казань: Изд-во «Бук», 2016. — iv, 82 с.
Проектные задачи в начальной школе: Методические материалы для учителя / Авт.-сост. В.В. Улитко. — Тирасполь: ПГИРО , 2014. — 64 с.
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Загайская Е.Д., Синебрюхова В.Л.
Кушнарева Татьяна Николаевна
Пугачева Анжела Андреевна