Доклад «Экологическое образование на уроках технологии» (8 класс)

1
0
Материал опубликован 10 October 2018

 Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля и небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя. Терзал за веком век,

И брал все только для себя «Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать «Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды, коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты, разумный человек!
 

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб.

По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа. Следовательно, формирование экологической культуры должно осуществляться  в рамках многих  школьных предметов. В первую очередь  необходима «экологизация» дисциплин естественно - научного цикла, а также предмета «Технология».

В Госстандарте общего образования (2004 г.)  сказано, что «учителю  необходимо постоянно уделять внимание экологическим вопросам, формировать у учащихся систему экологических знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об  экологических проблемах и способах  их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности  человека на окружающую среду и здоровье человека».

К сожалению, в действующем Базисном учебном плане основного общего образования предусматривается недостаточное количество часов отводимых на изучение предмета. БУП предусматривает: с 5-го по 7-ой классы 2 часа в неделю; в 8-ом классе – 1 час в неделю, а в 9-ом классе часы учебного предмета «Технология» передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся, т.е. реально их используют уже на преподавание других школьных предметов.

Проведенный анализ ФГОС позволил выявить противоречие между необходимостью формирования экологической культуры и отсутствием учебного времени    обеспечивающее качественное  ее   осуществление.

Таким образом, одной из целей является создание условий для формирования экологической культуры учащихся средствами  предмета «Технология» в урочное и внеурочное время.

Главными условиями в формировании экологической культуры являются:

- непрерывность, в виде сквозной линии;

-  усиление межпредметных связей;

-  тесная связь с жизнью и трудом;

-  взаимосвязь учебной и внеклассной работы;

Обучение и воспитание осуществляется с учетом специфики предмета «Технология» и индивидуальных особенностей учащихся. Находят применение различные формы проведения уроков (беседа, рассказ, игра, конкурс, викторина), с применением ИКТ технологий. Во внеурочной деятельности уделяется внимание индивидуальной и групповой работе. Целенаправленная  индивидуальная работа учащихся позволяет им  раскрыть и развить свои   индивидуальные способности, выразить свою индивидуальность. Групповая работа способствует выявлению и развитию интересов, творческих способностей учащихся и углублению знаний.  Дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом.    Поэтому, особую роль следует придавать сотрудничеству учитель – ученик и педагогической поддержке обучающегося.

Как средство психологической подготовки  обучающихся к реальным экологическим ситуациям, часто используются ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Игра как творческая деятельность формирует воображение, развивает фантазию и интеллект, повышает интерес к изучаемой теме, снижает утомляемость учащихся. В игре  расширяются и углубляются  знания  учащихся, приобретаются  важные жизненные умения.

      Необходимой формой работы по формированию экологической  культуры следует считать включение учащихся в проектную  деятельность. В зависимости  от уровня теоретической и практической подготовки учащиеся выполняют различные по сложности проекты: «Подарок маме», «Панно», «Славянская кукла», «Цветы богини Ириды», «Дерево долголетия» и др.   Любой творческий проект сопровождается экологической оценкой со следующих позиций:

-  как влияет производство по добыче сырья для изделия на окружающую среду и человека. Происходит ли загрязнение экологии в результате добычи и переработки сырья;

- какое влияние оказывает производство изделия на окружающую среду и человека;

- происходит ли загрязнение окружающей среды при использовании и утилизации изделия. Возможно ли вторичное использование изделия;

- представляет ли  какую либо опасность для здоровья человека использование изделия.

Именно, творческая проектная деятельность помогает учащимся более рационально использовать имеющиеся ресурсы, приумножать природные богатства и человеческий потенциал, устанавливает прочные связи между теоретическими знаниями.

В формировании экологической культуры велика роль  и внеклассной деятельности. Внеклассная работа позволяет учащимся выполнять комплексные, межпредметные проекты. При этом учебные предметы теряют свою изолированность, их содержание приобретает особый смысл.  Происходит связывание в единое целое: деятельность на уроке, вне урока, вне школы. Направлять детей  на выполнение экологических проектов необходимо, т.к.  они становятся сквозной нитью, связывающей несколько предметов в единый  проект. Например, при выполнении  проекта «Утилизация бумажных отходов»  невозможно обойтись без  знаний таких дисциплин, как биология,  химия, история и др.. Экологическая линия уроков технологии и творческих проектов включает не только научные и практические аспекты экологического образования, но и нравственно-эстетические, мировоззренческие, что служит важнейшим элементом экологического воспитания школьников (вопросы прогнозирования изменений окружающей среды в процессе трудовой деятельности человека, необходимости ответственного отношения к природе, создание экологически безопасной техники и организация оптимального, с точки зрения охраны окружающей среды, труда людей и др).

Для экологических исследований у  учащихся легко создать мотивацию, так как нас окружают  экологические проблемы. Вот некоторые темы исследовательских работ моих учеников:  «Экология дома», «Компьютер и мы», «Традиции татарского народа», «Вредные привычки», «Пищевые добавки» и др..   

Чтобы повысить общий уровень экологической культуры обучающихся, проводятся тематические вечера («Кухня без секретов»,  «Мода – путешествие  в прошлое», «Капусник», «Рациональное питание»  и др.), технологические конкурсы («Девицы-мастерицы», «Мастера в гостях у сказки», «Хозяюшка» и др), предметные недели, которые имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры.

Воспитательный эффект дает и организация тематических выставок на экологические темы. 

В содержании  курса предмета «Технология», направление «Технология ведения дома» основные разделы программы (кулинария, создание изделий из текстильных материалов, художественные ремесла, оформление интерьера, электротехника, современное производство и профессиональное самоопределение, технология творческой и опытнической деятельности) направлены на здоровьесбережение школьников, и позволяют использовать межпредметные связи: литература, история материальной культуры,  черчение, ИЗО, МХК,  музыка, математика. Вместе с тем более значимыми в силу своей актуальности стали такие предметы, как биология и ОБЖ. Эта зада­ча может быть реализована, прежде всего, на занятиях по ку­линарии.

В данный раздел включены общие правила:

- безопасных приемов труда, санитарии и гигиены;

- соблю­дения температурного режима и длительности тепловой кули­нарной обработки продуктов;

- лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическими, так и лабораторными методами.

 Эти занятия способствуют формированию у школьников от­ветственного отношения к своему здоровью, поскольку несоблюдение сани­тарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов, и  часто неправильное питание приводит к большому количеству серь­езных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Уже на первых уроках кулинарии в 5 классе  на примере самых  простых блюд подчеркиваем необходимость разнообразить рацион за счет свежих овощей, отдавать предпочтение натуральным продуктам, и важности внешнего вида приготовленных блюд. Используя таблицы (раздаточный материал): энергетическая ценность блюд и продуктов, дети  учатся составлять меню, отвечающего здоровому образу жизни (по возможности с применением компьютерных программ ХL).  В качестве домашнего задания предлагается сделать подборку полезных советов (вырезка из газет и журналов) и подготовить информацию по определенной теме (например,  об истории культивирования моркови и ее полезных свойствах; блюда из моркови).  Данная информация (это может быть газета или презентация) используется на последующих уроках для актуализации знаний.

На уроках предоставляется уникальная возможность  не просто поговорить с будущими хозяюшками о главных задачах  и наиболее важных  проблемах питания, но и закрепить на практике основные знания. Обычное задание по приготовлению бутербродов  превращается  в своеобразный кулинарный конкурс.   А ответ на простой вопрос,  «Какие продукты мы употребляем в пищу? - чаще всего находит свое отражение в исследовательских работах («Всякий ли хлеб полезен»; «Пищевые добавки и здоровье человека»;  «Роль жиров в питании»; «Здоровое питание»;  «Значение витаминов  в жизни человека»;  «Творог – это сила»;  и др.). Особое значение придается вопросам рационального, сбалансированного питания, срокам годности и условиям хранения  различных продуктов питания, уходу за посудой и др.

Учащиеся так же включаются в исследовательскую деятельность по выбору чистящих и моющих средств и их влияние на здоровье человека.

Уроки технологии представляют возможность для воспитания практического человека, умеющего заботиться  о благосостоянии своей семьи, рационально вести  домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом и уметь принимать важные решения. 

 Раздел  «Технология изготовления швейных изделий» позволяет решать эти задачи. Например, для изготовления учебных изделий  рекомендуется учащимся использовать старые мамины вещи, вышедшие из моды, предварительно их   распоров, постирав и отутюжив. Оставшиеся от раскроя остатки ткани не выбрасываются, а  используются для изготовления изделий в лоскутной технике (прихватки, чехлы на чайники, салфетки, коврики и др.)   С  вещей, бывших в употреблении, вся фурнитура спарывается для последующего использования. Таким образом, вместо утилизации, продлевается срок службы одежды.

                При изучении темы «Элементы машиноведения»  учащиеся знакомятся  с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных, краеобметочных машин с программным управлением.

Демонстрируя приемы  работы на этих  машинах, учащиеся получают представление о том, что многие процессы обработки материалов сопровождаются нежелательными, с точки зрения экологии, явлениями: шумом, вибрацией, повышением температуры, загрязнением воздуха в окружающем пространстве и др. Поэтому уделяется  внимание таким вопросам здоровьесбережения, как:

- влияние условий труда  на здоровье человека,

- выполнение санитарно-гигиенических требований,

- организация рабочего места,

- правила  безопасной работы.

Подразделы «Интерьер жилого дома» и «Рукоделие» направлены не только для решения задач трудового и эстетического воспитания, но и экологического. При изучении их  учащиеся  знакомятся с  творчеством народных умельцев способами оформления  интерьера жилых помещений, с ролью комнатных растений и способами их размещения в интерьере.  Особая роль уделяется  цветовому решению, т.к.  цвет имеет громадное значение  в жизни человека и оказывает  большое влияние на зрительное восприятие. Рассматриваются вопросы бережного отношения к окружающей среде, возможности вторичного использования  материалов и бытовых отходов.  Например, осваивая приемы вязания крючком, девочки используют магнитофонную ленту, полиэтиленовые пакеты или натки бывшие в употреблении. Получаются неповторимые изделия  из упаковочного  материала: открытки, сувениры, вазы, панно и другие изделия. Проводятся конкурсы изделий из нетрадиционных материалов.

Таким образом, организация занятий,  применяемые методы, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся  являются основными условиями, определяющими успешность экологического  воспитания на уроках и внеурочной деятельности. Еще И.Г. Песталоцци писал: "Воспитание и только воспитание — цель школы”. Эту мысль подтверждают и слова писателя А.Сент—Экзюпери: «Человек создает воспитание». Оно признано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает учащимся познавать себя как личность, помогает становлению Человека.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.