12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Шевченко Юлия Александровна986
Россия, Нижегородская обл., Павлово

 Викторина

  «Азбука воспитанности»  

     методическая разработка по  духовно – нравственному воспитанию обучающихся.

    

   Цели:

      1. Раскрыть сущность этического отношения ко всем окружающим людям.

      2. Побудить обучающихся к воспитанию такого морального качества, как вежливость.

   Оборудование:

1.           Презентация «Азбука воспитанности».

2.           Клятва вежливого человека.

 Форма проведения: викторина.

Ход мероприятия.

Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня! Сейчас состоится не совсем обычное соревно­вание — турнир вежливости и воспитанности. В нем примете вы, знатоки правил вежливости и хорошего тона.

Эта викторина  поможет вам познакомиться с азбукой этикета: мы вспомним  вместе, как вести себя в автобусе и театре, что такое фамильярность и опрятность, как правильно есть то или иное блюдо, а также чем вежливость отличается от тактичности.

"Победить в турнире очень нелегко,

Очень умным и любезным надо быть,

Здесь сражаются за каждое очко.

Начинается сраженье по законам уваженья!

Победить в турнире очень нелегко!" 

                                         Звучит музыкальная заставка.

         Вежливый человек не причиняет  другому  неприятностей и обид.

         Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

         Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

         Вежливый человек приветлив и внимателен к людям.

 Прежде чем приступить к  викторине, я предлагаю вам приветствовать друг друга, и чем вежливее у вас получится, тем лучше. Дети приветствуют друг друга.

 Разминка «Вежливо – невежливо».

Поздороваться при встрече  -  вежливо.

Толкнуть, не извиниться – невежливо.

Помочь подняться, поднять упавшую вещь – вежливо.

Кричать на занятии – невежливо.

При покупке продавцу сказать спасибо – вежливо.

Не уступить место пожилому человеку – невежливо.

«Волшебные слова».

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).

   Все вежливые  слова хороши, когда человек  искренне, от  души желает человеку добра.

Викторина «Азбука воспитанности».

 (Кто первым поднимает руку и отвечает на вопрос, получает очко.)

1. Нужно ли здороваться со всеми пассажирами, когда входите в автобус? 

 Нет; если в транспорте нет ваших знакомых, следует лишь приветливо улыбнуться.  

2. Общеизвестно, что дамам принято дарить цветы. А можно дарить цветы мужчинам? 

 Да, но только в особо торжественных случаях.

3. Можно ли прийти в     гости за час до назначенного времени? 

  Нет, ведь вы можете застать хозяев врасплох.

4.  Допустимо ли, разговаривая, активно жестикулировать, брать собеседника за рукав, за пуговицу? 

   Нельзя; правилами этикета предусматривается умеренность в жестах: жест нужен там, где слов не слышно.

5.  Куда деть жевательную резинку, если вы находитесь в гостях, за столом? 

  Нужно завернуть её в бумажку и выкинуть в мусорное ведро. Не стоит оставлять её в тарелке, даже в бумаге, а тем более прилеплять её к столу.

6.  Что делать, если вы вдруг забыли имя собеседника?

   Вполне допустимо попросить собеседника назвать свое имя, это лучше, чем назвать человека чужим именем.

7.  Когда вы проявляете любезность (например, уступаете место в транспорте), нужно ли проявлять особую настойчивость?

     Стараясь быть любезным, не стоит перебарщивать, ибо ситуации могут быть разными.

8.   Перед вами тарелка с мясом и гарниром, рядом с тарелкой нож и вилка. Опишите, как вы будете справляться с этим блюдом. 

   В правой руке – нож, в левой – вилка; придерживая мясо вилкой, нужно отрезать от него маленький кусочек, положить на него ножом немного гарнира и, не уронив ни крошки, отправить  в рот. И так, пока не съедите все блюдо.

9.  Какой длины должны быть    носки у мужчин?

   Длина должна быть такой, чтобы при любых обстоятельствах между верхом носка и низом брючины не была видна нога.

10. Как правильно есть овощи, положенные на тарелку? 

   Нужно разделить овощи на части вилкой или ножом. Недопустимо разминать овощи до состояния пюре.

11. К вам пришли гости и преподнесли большой букет, он упакован в красивую бумагу, украшенную к тому же пышным бантом. Как вы поступите с этим букетом? 

     Нужно поблагодарить дарящего и, как бы красиво ни был упакован букет, развернуть его и поставить цветы в вазу.

12.Каким должно быть рукопожатие?

    Не вялым и не    слишком сильным.

13.  Расскажите, как пользоваться    бумажными и матерчатыми салфетками.

    Накрывая стол для торжества, полагается класть не только текстильные, но и бумажные салфетки. Текстильную салфетку принято держать на коленях, а бумажную располагать слева от тарелки. У них разные функции: текстильная салфетка предназначена для защиты одежды, а бумажными обычно вытирают губы и пальцы. Закончив есть, бумажную салфетку кладут в тарелку, а текстильную оставляют слева от тарелки, ведь она дается одна на все застолье, а бумажные салфетки можно брать без ограничений.

14.  Вы звоните другу, а трубку берет его мама. Она вас еще не знает. Как вы будете с ней разговаривать? 

     Обязательно нужно поздороваться, назвать свои имя и фамилию, сказать, что вы друг ее сына, и только потом попросить позвать его к телефону.

15. Как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул?

   Если вокруг чихающего много людей, совсем не обязательно говорить: «Будьте здоровы», достаточно просто не обращать на это внимания.

16. Если понадобилось сказать другу что-то такое, что не должны слышать посторонние, можно ли сказать это ему шепотом на ухо? 

   Шептаться в присутствии третьих лиц считается верхом неприличия.

17. Когда необходимо снимать головной убор?

   Женщины могут не снимать головной убор; мужчина должен снимать его, когда входит  в помещение. Обычай снимать головной убор при встрече почти ушел в прошлое.

18. Можно ли во время экскурсии задавать вопросы экскурсоводу? 

   Лучше этого не делать; комментировать увиденное тоже лучше после того, как экскурсия закончится.

19. Может ли деловая женщина ходить на работу в мини-юбке? 

   Согласно деловому этикету мини-юбка не является офисной одеждой.

20. Как правильно съесть яблоко? 

 

   Неочищенное яблоко держат вилкой и режут его на 4 части. Можно придерживать яблоко рукой, но ни в коем случае нельзя резать его навесу; сердцевину вырезают, придерживая фрукт вилкой на тарелке. Едят дольки с помощью вилки.

 Волшебные слова

В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присут­ствуют слова, которые мы называем волшебными. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Каждый из вас должен будет назвать по одному такому волшеб­ному слову. За каждое названное слово вы получите одно очко. (До свидания, спасибо, благодарю вас, будьте любезны.)

Сейчас мы подведем итоги (победители награждаются). Всем ребятам вручается медаль участника викторины.

Участники  викторины произносят клятву.

Клянемся вежливыми быть!

Всегда «спасибо» говорить,

«Добрый день», «до свидания» —

 Нет в мире выше звания!

Клянемся вежливыми быть!

И лень, и грубость позабыть,

Учиться этикету —

Науку помнить эту.

 Клянемся вежливыми быть!

В борьбе со злом добро добыть,

 Невежду разить мечом волшебным,

И строгим словом, и целебным.

Все (хором).

Клянемся вежливыми быть!

    Дорогие ребята! Наша викторина "Азбука вежливости" окончена, но я думаю, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные – вежливые люди!

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Сафонова Елена Валерьевна, 28.02.18 в 06:06 2 Ответить Пожаловаться
Много заимствований (например, отсюда https://infourok.ru/prezentaciya_azbuka_markiza_etiketa-517801.htm), а ссылок нет. Это нехорошо, Ва могут заподозрить в плагиате.
Мельникова Светлана Федоровна, 28.02.18 в 23:52 0 Ответить Пожаловаться
Отсутствует презентация.
Евгения Георгиевна, 01.03.18 в 14:08 0 Ответить Пожаловаться
Нет презентации
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.