Сертификаты и призы!
Инструкции по работе
и ответы на вопросы

 

 
Материал опубликовала
Полякова Татьяна Алексеевна186
Россия, Саратовская обл.
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

Введение

Лирика Сергея Есенина представляет собой одно из наиболее интересных явлений русской литературы. Ещё с детства каждый из нас с наслаждением читал самобытные стихи этого поэта. От произведений Есенина веет до боли родным, русским… Кто ещё смог так искренне и просто воспеть русскую природу, русский народ, русскую деревню с их неординарным, ярким мышлением, языком, бытом? Но для полного и глубокого осмысления творчества  поэта необходимо тщательно изучить язык его стихов, в частности, диалектизмы. Именно поэтому и необходимо провести анализ поэтической речи Сергея Есенина.  

Актуальность нашего исследования заключается в изучении проникновения диалектизмов в общелитературный язык (это явление довольно редкое, но случаи такого перехода встречаются и основываются на традициях и других факторах), чтобы наиболее полно прочувствовать мировоззрение поэта и специфику его поэтической речи.  

Предметом нашей работы является диалектная лексика, её употребление и разновидности, объектом – стихотворение С.А. Есенина «В хате».

Целью нашего исследования является анализ семантики диалектизмов лишь в одном стихотворении Есенина, их тематические группы, выявление ассоциаций, возникающих в контексте.

Как следствие из поставленной цели перед нами сразу же встают следующие задачи:

1) дать определение и характеристику диалектизмов, разделить их на тематические группы и определить их семантические функции в произведении;

2) описать и оценить своеобразие языка С. Есенина;

3) уделить особое внимание употреблению С. Есениным диалектной лексики в связи с раскрытием наиболее ярких образов.

В нашем исследовании были использованы следующие методы работы:

1) описательный (описание диалектной системы языка; описание общих особенностей языка Есенина);

2) метод сплошной выборки (создание картотеки, содержащей необходимые лексические единицы);

3) сопоставительный (реализация семантики диалектизмов в языке жителей деревни и в поэтической речи Есенина).

Практическое применение наша работа может найти на уроках, семинарах, факультативах занятиях по русскому языку и литературе.


 

Диалектизмы и их виды

Лексика современного русского языка распадается на две основные группы: лексику общеупотребительную и лексику ограниченного употребления. К общеупотребительной лексике относятся слова, использование которых ничем не ограничено. В неё входят слова из разных областей жизни современного общества: политической, экономической, культурной, бытовой и т.д. В группе лексики ограниченного употребления выделяются, во-первых, слова, присущие тем или иным говорам, диалектам (так называемые диалектизмы); во-вторых, слова специальные – профессионально-терминологические, а также жаргонные (или арготические).

Говор, или диалект, – самая маленькая территориальная разновидность языка, на которой говорят жители одной деревни или нескольких близлежащих деревень.

Диалектные слова, которые используются в художественной литературе, называются диалектизмами. Термин “диалектизм” включает в себя не только то, что относится к особенностям словарного состава того или иного диалекта, или говора, но и то, что составляет его фонетическую, словообразовательную или грамматическую особенность. Исходя из этого, выделяют:

1. Лексические диалектизмы - слова, известные только носителям диалекта и за его пределами, не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов.

2. Этнографические диалектизмы - слова, называющие предметы, известные лишь в определенной местности.

3. Лексико-семантические диалектизмы - слова, обладающие в диалекте необычным значением.

4. Фонетические диалектизмы - слова, получившие в диалекте особое фонетическое оформление.

5. Словообразовательные диалектизмы - слова, получившие в диалекте особое аффиксальное оформление.

6. Морфологические диалектизмы - не свойственные литературному языку формы словоизменения.

А.М. Горький называл Есенина своеобразно талантливым и законченно русским поэтом и писал о нём: «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».

Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин родился и рос в селе
Константинове, что на Рязанщине. С самого раннего детства он слышал образную народную разговорную речь. Мать Татьяна Федоровна пела ему старинные песни. Бабушки Наталья Евтеевна и Аграфена Панкратьевна рассказывали сказки. Дед пересказывал Библию. Сережа Есенин запоминал услышанное и некоторые сказки переделывал на свой лад. Знание народного языка пригодилось ему, когда он стал поэтом. В своих стихотворениях он использовал много диалектных слов. Наиболее часто диалектизмы встречаются в ранних его произведениях.

Диалекты в творчестве С.Есенина - это причудливая смесь старослявянской книжной лексики, народного языка и говора рязанской деревни.

Во всех произведениях, посвященных деревне, а их в творчестве поэта довольно много, С. Есенин подчеркивает нерасторжимую связь крестьянской жизни с природой, любуется поэтичными картинами сельских пейзажей. Да и не только крестьянскую избу, но и монастырь, и старую церквушку поэт умело и органично вписывает в неповторимый по своей сказочной красоте ландшафт бескрайней родной земли.

Примечательно, что Есенин ценит не только эстетическую сторону деревенской жизни, но и внутреннюю целесообразность всего крестьянского уклада.

В своей работе мы анализировали стихотворение С.А. Есенина «В хате». В произведении встречается 18 диалектизмов(печурка, паз, ухват, заслонка, соха, хомуты, сени и другие).

Главное украшение любого домашнего очага - расторопная хозяйка.
Именно благодаря ей в хате так хорошо и уютно. Невольно вспоминается русская пословица: «Не та хозяйка, что говорит, а та, что щи варит».

Использование диалектных слов в стихотворении придает произведению
особый колорит: драчены - блины, сдобренные яйцами, молоком и маслом,
дежка - кадка. Нашлось место в хате и домашним животным и птицам (котам, щенкам, курам).

В есенинской хате по-деревенски просто, но уютно, и чувствуется, что в
ней живут трудолюбивые люди, привыкшие сами себе добывать хлеб.

Типология диалектизмов у С. Есенина.

Перед нами стояла задача найти в произведении С.А. Есенина диалектизмы, классифицировать их. Для этого мы воспользовались классификацией Розенталя Д.Э., Голуб И.Б. и Теленковой М.А.. Найденные нами областные слова разделили на четыре группы: лексические, этнографические, фонетические и морфологические диалектизмы.

 1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТИЗМЫ. В стихах Есенина можно обнаружить обилие областных слов лексического характера.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты

Из отрывка стихотворения «В хате» проанализируем диалектизм «кудлатые».

В словаре под ред. Филина имеется два омонима, в стихотворении используется первый:

Кудлатый. Курчавый.

В словаре Ожегова и Шведовой этот диалектизм дается с пометой «просторечный»:

Кудлатый. (прост) То же,  что лохматый.

В словаре Даля читаем:

Кудлатый – мохнатый, косматый, съ длинными и всклокоченными волосами.

2. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТИЗМЫ. В произведениях Есенина встречаются и такие слова, которые характерны лишь для определённой местности.

Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Диалектизм «дежка» находим в трёх словарях.

В словаре Ожегова и Шведовой даны варианты и помета «обл.»:

Дежа (дёжка) (обл.) То же, что квашня (деревянная кадка, кадушка для теста) (в 1-м значении).

В словаре под ред. Филина даны четыре значения, здесь в первом; есть варианты:

Дежа (дежа). Деревянная кадка, в которой приготовляется тесто для хлеба; квашня.

В словаре Даля также есть варианты:

Дежа – квашня, заторникъ, кадка, въ которой квасятъ и месятъ тесто на хлебы.

3.   ФОНЕТИЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТИЗМЫ.

Диалектизм «квохчут» («В хате») в словаре Ожегова и Шведовой имеет стилистическую помету «областное»:

Квохтать. То же, что клохтать (о курах и самках некоторых других птиц: кудахтать, издавать короткие, повторяющиеся звуки).

В словаре под ред. Филина этот диалектизм имеет варианты:

Квохтать, квохтать и квахтать. То же, что квокать (в 1-м значении – издавать короткие громкие звуки, клохтать (о курах) (всего 6 значений).

В словаре Даля также даны варианты: Квохтать (квохтать) – о курах; особым криком проситься на яйца и тем же криком сзывать, водить цыплят.

 

4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТИЗМЫ. Диалектизм «наклонилися» («У могилы») в литературном языке имеет постфикс –сь.  В словаре Ожегова и Шведовой читаем:

     Наклониться. Клонясь, сгибаясь, опуститься, направиться книзу.

     В словаре Даля представлен только невозвратный глагол: Наклонять (наклонить) – нагибать книзу, опускать верхним концом, отводить, за верх, от отвесного положения.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Диалектизм «крадется» в литературном языке имеет форму 3-го лица ед.ч. – крадётся.

   В словаре Ожегова и Шведовой:  Красться. Проходить куда – н. тайком, незаметно.

   У Даля следующее толкование:    Красться – подкрадываться или идти украдкой, тайком, крадучись.

 

Анализируя примеры, мы понимаем, что диалектизмы, родная рязанская речь, органично влившаяся в общий поток поэтического слова Есенина, позволяют ему «петь по-свойски», самобытно, делают его поэзию «наилучшим выражением широких закатов за Окой и сумерек в сырых лугах, когда на них ложится не то туман, не то синеватый дымок с лесных гарей» (К.Г. Паустовский).

Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства – всё это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произведениях сказать своё правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи. Это единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел, потому что всё, написанное им, продиктовано, пронизано «чувством родины». Это не тютчевская «вера», не лермонтовская «странная любовь», не страсть-ненависть Блока. Это само «чувство родины».

Мы привели лишь малую часть примеров употребления диалектизмов в одном из произведений С.А. Есенина. Диалектные слова и формы используются поэтом естественно и легко. Они придают его поэтической речи выразительность, делают его образы запоминающимися и неповторимыми. Творческое наследие великого русского поэта является для нас неоценимым богатством русского языка.

По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Знание диалектов необходимо, так как это часть нашего великого
языка, это наша история.

Диалектная лексика - это источник интересных открытий.

Зная диалектную лексику, глубже понимаешь литературные
произведения, в которых она используется.

Заключение.

Творчество Сергея Александровича Есенина, яркое и содержательное, прочно вошло в нашу литературу и пользуется большим успехом у многочисленного читателя. Поэзия Есенина вобрала в себя лучшие художественные достижения фольклора, его нравственные искания.

В своей работе мы анализировали язык одного произведения поэта (стихотворение «В хате»). С.А. Есенин часто в своём творчестве употребляет диалектизмы, что помогает ему воссоздать перед читателем колорит деревенского быта.

Язык поэзии Есенина доставляет огромное эстетическое наслаждение. Он не только прост, народен, близок языку лучших русских поэтов – Пушкина и Некрасова, но изобразителен и красочно образен. Огромна и его воспитательная роль. Нельзя не согласиться с тем, что стихи Есенина о природе, о родной земле «пробуждают человечность, учат видеть прекрасное, доставляют эстетическое наслаждение, заставляют ещё больше любить Родину».

Диалектизмы в стихотворении С.Есенина "В хате".
PPTX / 2.94 Мб

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Поблагодарить автора 11 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.