12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соснина Светлана Николаевна44
Учитель музыки в общеобразовательной школе, педагог дополнительного образования, педагогический стаж 33 года
Россия, Архангельская обл., Котлас


Технологическая карта урока музыки 6 класс II четверть Учитель: Соснина С. Н.

Тема урока

Диалог метра и ритма

Тип урока

Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности


Цель урока

Обучающиеся научатся распознавать особенности взаимодействия метра и ритма в музыке, на примере произведений А. Хачатуряна, М. Равеля и Л.Бетховена; продемонстрируют навыки совместной работы в группах.

Задачи урока

С помощью проблемной ситуации мотивировать учащихся на изучение новой темы.

Актуализировать знания, полученные на прошлых уроках с помощью ритмической разминки

Организовать работу в группах во время ритмических импровизаций

Организовать работу на изучение новой темы с помощью слушания, ритмизации.

Организовать действие обратной связи

Проверить полученные результаты.

Организовать и обсудить рефлексию.

Предметные умения

УУД

Уметь распознавать и называть основные понятия (ритм, метр)

Уметь выстраивать логическое рассуждение на основе полученных знаний взаимодействии метра и ритма

Уметь пользоваться навыками смыслового чтения

Подбирать музыкальные средства в соответствии с заданием

Проводить наблюдения и участвовать в музыкальных экспериментах


Регулятивные.

-уметь определять и формировать учебную задачу с помощью учителя и планировать свои действия.

-уметь наблюдать, анализировать

Познавательные:

- выдвигать гипотезы, выражать свое отношение;

- осмысливать суть вопросов задания;

- анализировать ответы товарищей

Коммуникативные:

- уметь взаимодействовать в группе оценивать ситуацию.

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Формы и методы обучения

Ресурсы

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: проблемный, наглядно – поисковый

Учебник Т. Науменко, В. В. Алеев. Музыка 6.кл, музыкальные инструменты (ложки, коробочки, бубны), презентация «Ритм и метр», карточки для самопроверки, музыкальный материал:

А. Хачатурян. Танец с саблями.

М. Равель «Болеро»

3. Л. Бетховен. Симфония №5

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала


Создает проблемную ситуацию с помощью видеофрагмента (Ирландские танцы)

- Понравилось? Чем завораживает? Что именно? Что в основе данного танца? Какое средство музыкальной выразительности? Что хотели подчеркнуть?

Это ирландский танец - степ. Степ в переводе с англ. «шаг», «теп» - стучать. Именно по своему ритмическому рисунку и различаются эти танцы.

В центре наших последних уроков был ритм.

Помогает сформулировать цель урока.

- Попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока по ключевым словам.

Актуализирует уже знакомые ученикам знания с помощью ритмической разминки.

Обращает внимание ребят на карточку самооценки:

Карта самооценки по видам деятельности на уроке музыки (поставьте знак «+» в соответствующей колонке) обучающегося __________ класса________

Ф.И. _______________________________________________

Критерии оценки

Очень хорошо

Хорошо

Плохо

1

Ритмическая разминка





2

Слушание музыки, анализ произведений




3

Работа с учебником





4

Участие в игре «Придумай вопрос»




5

Исполнение песни







Размышляют над взаимосвязью ритма и танца.

С помощью учителя формулируют цель урока, используя ключевые слова.

Записывают результат своей работы в карточку по самоанализу

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Предлагает ученикам объединиться в группы для ритмической импровизации.

- Поучаствуем в ритмической разминке. Задание:
Объединитесь с соседями, придумайте ритмический рисунок к небольшому стихотворению, исполните его на музыкальных инструментах:

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.

Подведём итог:

- Ритмический рисунок какой группы вам понравился больше всего?


Создает условия для дальнейшей работы с помощью эпиграфа:

«В ритме есть нечто волшебное: он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам». И. В. Гёте

- Как вы понимаете эти слова?


Объединяются в группы с соседями по колонкам.

Участвуют в ритмической импровизации, сочиняя ритм к небольшим стихам.

Размышляют об эпиграфе к уроку.

ЭТАП 3. Практикум (1)



Настраивает на слушание музыки

(А. Хачатурян. Танец с саблями из балета «Гаяне») с помощью проблемного вопроса:

- Как взаимодействуют здесь ритм и метр – совпадают, дополняют друг друга или «спорят и борются»?

Вывод: ритм и метр должны прислушиваться друг к другу, понимать друг друга. И даже если они спорят, то приходят к общему мнению. Между ними постоянный диалог.

Вовлекает в совместную ритмизацию (по колонкам).

- Поучаствуем в ритмическом исполнении Танца с саблями


Помогает сформулировать тему урока.


После слушания музыки прохлопывают рисунок ритма и метра, играют на музыкальных инструментах, анализируют, делают вывод о взаимодействии ритма и метра.

Формулируют тему урока с помощью учителя


ЭТАП 4. Практикум(2)


Настраивает на слушание музыки

(М. Равель «Болеро») с помощью проблемного вопроса:

- Как взаимодействуют здесь ритм и метр – дополняют друг друга или «состязаются»?

После слушания музыки простукивают рисунок ритма и метра, играют на музыкальных инструментах (коробочках).

ЭТАП 5. Практикум(3)


Настраивает на слушание музыки, (Л. Бетховен. Симфония № 5.) предлагая ответить на вопрос:

- Что вы можете сказать об этой ритмической интонации? (играет на фортепиано первые 4 такта)


Сила мощной музыкальной энергии пронизывает все произведение Бетховена

Дает задание с использованием текста учебника стр. 52-54 (смысловое чтение)

1 колонка

- Найдите важные мысли о взаимодействии ритма и метра

2 колонка

Найдите ответ на вопрос:

- Какую роль играет «мотив судьбы» в Симфонии №5

Л. Бетховена? Главную или второстепенную?

3 колонка

- Как сам композитор высказался о своём мотиве? Что он изображает?


Обращает внимание ребят на карточку самоанализа


После слушания произведения Бетховена размышляют о силе ритмической интонации в его музыке

(сила мощной музыкальной энергии пронизывает все произведение)

Работают по колонкам с учебником, находят ответы на вопросы.

Записывают результат своей работы в карточку по самоанализу

ЭТАП 6. Проверка полученных результатов. Коррекция



Подготавливает к этапу рефлексии :

Предлагает придумать вопросы для каждой колонки.

Предоставляет слово каждой группе по результатам работы.


В группах придумывают вопросы, передают соседней группе для поиска ответа.

Отвечают на вопросы учителя и учащихся, высказывают свое мнение.

ЭТАП 7. Подведение итогов,

рефлексия учебной деятельности.


Проводит рефлексию с помощью индивидуальных карточек по самоанализу.

Приглашает к исполнению песни «Три белых коня» (Е. Крылатова)

Спрашивает, как в песне взаимодействуют метр и ритм.

Учащиеся оценивают результат своей работы по критериям.

Презентация

«Кто я сегодня? Ритм или Метр?» рисуют смайлики.


Исполняют знакомую песню.

Отвечают на вопрос учителя.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.