Материал к уроку музыки в 6 классе «Диалог метра и ритма»
Технологическая карта урока музыки 6 класс II четверть Учитель: Соснина С. Н.
Тема урока | Диалог метра и ритма | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока | Обучающиеся научатся распознавать особенности взаимодействия метра и ритма в музыке, на примере произведений А. Хачатуряна, М. Равеля и Л.Бетховена; продемонстрируют навыки совместной работы в группах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока С помощью проблемной ситуации мотивировать учащихся на изучение новой темы. Актуализировать знания, полученные на прошлых уроках с помощью ритмической разминки Организовать работу в группах во время ритмических импровизаций Организовать работу на изучение новой темы с помощью слушания, ритмизации. Организовать действие обратной связи Проверить полученные результаты. Организовать и обсудить рефлексию. | Предметные умения | УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||
Уметь распознавать и называть основные понятия (ритм, метр) Уметь выстраивать логическое рассуждение на основе полученных знаний взаимодействии метра и ритма Уметь пользоваться навыками смыслового чтения Подбирать музыкальные средства в соответствии с заданием Проводить наблюдения и участвовать в музыкальных экспериментах | Регулятивные. -уметь определять и формировать учебную задачу с помощью учителя и планировать свои действия. -уметь наблюдать, анализировать Познавательные: - выдвигать гипотезы, выражать свое отношение; - осмысливать суть вопросов задания; - анализировать ответы товарищей Коммуникативные: - уметь взаимодействовать в группе оценивать ситуацию. - организовывать и планировать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы и методы обучения | Ресурсы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная. Методы обучения: проблемный, наглядно – поисковый | Учебник Т. Науменко, В. В. Алеев. Музыка 6.кл, музыкальные инструменты (ложки, коробочки, бубны), презентация «Ритм и метр», карточки для самопроверки, музыкальный материал: А. Хачатурян. Танец с саблями. М. Равель «Болеро» 3. Л. Бетховен. Симфония №5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Создает проблемную ситуацию с помощью видеофрагмента (Ирландские танцы) - Понравилось? Чем завораживает? Что именно? Что в основе данного танца? Какое средство музыкальной выразительности? Что хотели подчеркнуть? Это ирландский танец - степ. Степ в переводе с англ. «шаг», «теп» - стучать. Именно по своему ритмическому рисунку и различаются эти танцы. В центре наших последних уроков был ритм. Помогает сформулировать цель урока. - Попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока по ключевым словам. Актуализирует уже знакомые ученикам знания с помощью ритмической разминки. Обращает внимание ребят на карточку самооценки: Карта самооценки по видам деятельности на уроке музыки (поставьте знак «+» в соответствующей колонке) обучающегося __________ класса________ Ф.И. _______________________________________________
| Размышляют над взаимосвязью ритма и танца. С помощью учителя формулируют цель урока, используя ключевые слова. Записывают результат своей работы в карточку по самоанализу | |||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | Предлагает ученикам объединиться в группы для ритмической импровизации. - Поучаствуем в ритмической разминке. Задание: Дуют ветры в феврале, Подведём итог: - Ритмический рисунок какой группы вам понравился больше всего? Создает условия для дальнейшей работы с помощью эпиграфа: «В ритме есть нечто волшебное: он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам». И. В. Гёте - Как вы понимаете эти слова? | Объединяются в группы с соседями по колонкам. Участвуют в ритмической импровизации, сочиняя ритм к небольшим стихам. Размышляют об эпиграфе к уроку. | |||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 3. Практикум (1) | Настраивает на слушание музыки (А. Хачатурян. Танец с саблями из балета «Гаяне») с помощью проблемного вопроса: - Как взаимодействуют здесь ритм и метр – совпадают, дополняют друг друга или «спорят и борются»? Вывод: ритм и метр должны прислушиваться друг к другу, понимать друг друга. И даже если они спорят, то приходят к общему мнению. Между ними постоянный диалог. Вовлекает в совместную ритмизацию (по колонкам). - Поучаствуем в ритмическом исполнении Танца с саблями Помогает сформулировать тему урока. | После слушания музыки прохлопывают рисунок ритма и метра, играют на музыкальных инструментах, анализируют, делают вывод о взаимодействии ритма и метра. Формулируют тему урока с помощью учителя | |||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 4. Практикум(2) | Настраивает на слушание музыки (М. Равель «Болеро») с помощью проблемного вопроса: - Как взаимодействуют здесь ритм и метр – дополняют друг друга или «состязаются»? | После слушания музыки простукивают рисунок ритма и метра, играют на музыкальных инструментах (коробочках). | |||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 5. Практикум(3) | Настраивает на слушание музыки, (Л. Бетховен. Симфония № 5.) предлагая ответить на вопрос: - Что вы можете сказать об этой ритмической интонации? (играет на фортепиано первые 4 такта) Сила мощной музыкальной энергии пронизывает все произведение Бетховена Дает задание с использованием текста учебника стр. 52-54 (смысловое чтение) 1 колонка - Найдите важные мысли о взаимодействии ритма и метра 2 колонка Найдите ответ на вопрос: - Какую роль играет «мотив судьбы» в Симфонии №5 Л. Бетховена? Главную или второстепенную? 3 колонка - Как сам композитор высказался о своём мотиве? Что он изображает? Обращает внимание ребят на карточку самоанализа | После слушания произведения Бетховена размышляют о силе ритмической интонации в его музыке (сила мощной музыкальной энергии пронизывает все произведение) Работают по колонкам с учебником, находят ответы на вопросы. Записывают результат своей работы в карточку по самоанализу | |||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 6. Проверка полученных результатов. Коррекция | Подготавливает к этапу рефлексии : Предлагает придумать вопросы для каждой колонки. Предоставляет слово каждой группе по результатам работы. | В группах придумывают вопросы, передают соседней группе для поиска ответа. Отвечают на вопросы учителя и учащихся, высказывают свое мнение. | |||||||||||||||||||||||||||||||
ЭТАП 7. Подведение итогов, рефлексия учебной деятельности. | Проводит рефлексию с помощью индивидуальных карточек по самоанализу. Приглашает к исполнению песни «Три белых коня» (Е. Крылатова) Спрашивает, как в песне взаимодействуют метр и ритм. | Учащиеся оценивают результат своей работы по критериям. Презентация «Кто я сегодня? Ритм или Метр?» рисуют смайлики. Исполняют знакомую песню. Отвечают на вопрос учителя. |