12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Елена Николаевна3819
Россия, Липецкая обл., Липецк
12

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Формула правильного питания»

 

Департамент образования

администрации города Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23

имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА
 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Формула правильного питания»

(общекультурное направление)

для учащихся 5А, 5Б, 5В классов

на 2015-2016 учебный год

Разработчик рабочей программы курса внеурочной деятельности

Валеева Е.Н. учитель первой категории,

2015 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель:

формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Программа включает в себя три содержательных части:

Часть 1 «Разговор о правильном питании»

Часть 2 «Две недели в лагере здоровья»

Часть 3 «Формула правильного питания»

«Формула правильного питания» предназначена для детей 12–14 лет, познакомившихся с первой и второй частями программы «Разговор о правильном питании».

Учебно методический комплект «Формула правильного питания» состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога и предназначается для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:

Задачи:

Развития представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

Расширения знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила.

Развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Развития представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.

Пробуждения у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

Развития творческих способностей, кругозора подростков, их интереса к познавательной деятельности.

Развития коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.

Нормативно-правовыми документами для составления курса внеурочной деятельности являются:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями).

Сведения о программе

Содержание учебно-методического комплекта «Формула правильного питания» отвечает следующим принципам:

возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям младших подростков;

научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей и подростков;

практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания подростков;

динамическое развитие и системность — содержание комплекта, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей в ходе реализации первого и второго модулей программы «Разговор о правильном питании», учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

модульность структуры — учебно-методический комплект может использоваться на базе образовательных учреждений различного типа (в общеобразовательных школах, в системе), а также в учреждениях культуры и в системе семейного воспитания. При этом применяются разнообразные формы реализации (факультативная работа, включение в базовый учебный план, внеклассная работа и т. д.);

вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;

культурологическая сообразность — в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;

социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования дополнительных материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации.

Обоснование выбора программы

Использование комплекта «Формула правильного питания» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих р е з у л ь т а т о в:

полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

подростки научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;

подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;

подростки получат дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.

В авторскую программу изменения не внесены.

Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки учащихся

Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы ее реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также основаны на творческой работе подростка — самостоятельной или в коллективе.

Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ №23 г. Липецка курс внеурочной деятельности рассчитан на 35 часа в год (из расчёта 1 час в неделю). В разделе «Учебно – тематический план» (Таблица 1) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы.

В приложениях к рабочей программе «Календарно – тематический план» (Таблица 2, 3, 4) конкретизируются темы, цели каждого занятия, формы и даты проведения занятий.

Формы организации внеурочной деятельности

Учитывая возрастные особенности школьников подростков — их стремление к самостоятельности, самореализации, при работе программы могут быть использованы следующие методы:

Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Где и как мы едим» подростки должны продемонстрировать варианты поведения в кафе — игра «Кафе»).

Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» подростки должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).

Образноролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Здоровье — это здорово» подростки должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки — игра «Угадайка»).

Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, освященную кулинарии в Средние века).

Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейнринга и т. п.

Технологии обучения

На занятиях используются стандартные педагогические технологии:

проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности).

развивающее обучение (развитие личности и её способностей).

дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей).

игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность).

Методы:

- репродуктивный – ( беседа, вопросы, тесты, анкетирование);

- проблемный;

- частично - поисковый (творческие задания);

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся.

- развитие творческой одарённости ребёнка;

- овладение способами художественной деятельности;

- воспитание духовной культуры учащихся.

Виды и формы контроля

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, портфолио достижения учащихся.

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

- положительное отношение и интерес к курсу;

- адекватная мотивация игровой деятельности, включая познавательные мотивы;

- умение признавать собственные ошибки;

- оценивать собственные успехи;

- умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя;

ПРЕДМЕТНЫЕ

У учащихся будут сформированы представления:

- об элементах конструкторского мышления, числовой грамотности, математической терминологии;

об умелом использовании математической символики;

об умелом использовании решения нестандартных задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом внеурочном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- развивать логическое мышление и математическую речь;

- расширять геометрические представления;

- формировать умения пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, составлением проектов.

Учащиеся получат возможность:

- участвовать в международных математических конкурсах «Кенгуру – математика для всех», «Олимпус», «Уникум»;

участвовать в научно-практической конференции.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- организовывать взаимопроверку выполненной работы;

- высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Учащиеся получат возможность научиться:

- учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение и расширение школьниками математических знаний, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.

Второй уровень результатов — развитие ценностных отношений школьника к труду, знаниям, своему внутреннему миру.

Третий уровень результатов — школьник может приобрести опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками.

Информация об используемом учебнике

Рабочая тетрадь «Формула правильного питания» / М. М. БЕЗРУКИХ, Т. А. ФИЛИППОВА, А. Г. МАКЕЕВА.—М.:ОЛМА Медиа Групп, 2013

Методическое пособие «Формула правильного питания» / М. М. БЕЗРУКИХ, Т. А. ФИЛИППОВА, А. Г. МАКЕЕВА. .—М.:ОЛМА Медиа Групп, 2012

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

для 5-х и 6-х классов

Тема 1. Здоровье - это здорово- 3ч.

Теория. Здоровье-это здорово. Мой образ жизни.

Практика. Правила ЗОЖ. Конкурс плакатов « Мы за ЗОЖ», Я и мое здоровье.

ЭОР

Тема 2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны- 3ч.

Теория. Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества.

Практика. Рацион питания. ЭОР

Тема3. "Режим питания»-2ч.

Теория. Понятие режима питания.

Практика. Мой режим питания. Игра «Составляем режим питания». ЭОР

Тема 4. "Энергия пищи»- 2ч.

Теория. Энергия пищи.

Практика. Калорийность пищи. Исследовательская работа «Вкусная математика». Влияние калорийности пищи на телосложение. ЭОР

Тема5. "Где и как мы едим"- 3ч.

Теория. Где и как мы едим. Что такое перекусы, их влияние на здоровье. Поговорим о фаст-фудах.

Практика. Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой». Путешествие и поход. Собираем рюкзак. Правила поведения в кафе. Ролевая игра «Кафе».

ЭОР

Тема 6. «Ты- покупатель-3ч.

Теория. Где можно сделать покупку. Права и обязанности покупателя. Срок хранения продуктов. Упаковка продуктов.

Практика. Читаем информацию на упаковке продукта. Ты покупатель. Сложные ситуации при покупке товара. Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека». Составление формулы правильного питания. ЭОР

Тема 7. Ты готовишь себе и друзьям-3ч.

Теория. Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина. Кулинарные секреты.

Практика. Мини-проект «Помощники на кухне». Сервировка стола. Игра «Конкурс кулинаров. ЭОР

Тема 8. Кухня разных народов-3ч.

Теория. Понятие «национальная кухня».

Практика. Кулинарное путешествие. Проект «Кулинарные праздники». Конкурс эмблем «Кулинарные праздники». ЭОР

Тема 9. «Кулинарная история»- 3ч.

Теория. Традиции и культура питания.

Практика. Творческий проект. Первобытная кулинария. Творческий проект. Кулинария в средние века. Современная кулинария. Конкурс кроссвордов «Кулинария». ЭОР

Тема 10 «Как питались на Руси и в России»- 5 ч.

Теория. История кулинарии в России. История посуды в русской кухне. Самовар-символ русского стола. Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями. Каша-матушка, хлеб-батюшка. Русская кухня и религия. Лебедянский район - яблочная страна.

Практика. Традиционные блюда русской кухни. Польза меда. Праздник русской картошки . Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки».

ЭОР

Тема 11. Необычное кулинарное путешествие- 5 ч

Теория. Мировые Музеи питания. Кулинария в живописи. Кулинария в музыке. Кулинария в танце. Кулинария в литературе. Уникальные блюда стран мира.

Практика. Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие». Творческий проект «Вкусная картина». Викторина ««Необычное кулинарное путешествие». Составление формулы правильного питания. ЭОР

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1

пп

Разделы программы

Количество часов

   

1 год

1

Здоровье - это здорово

3

2

Продукты разные нужны, продукты разные важны

3

3.

Режим питания

2

4

Энергия пищи

2

5

Где и как мы едим

3

6

Ты - покупатель

3

7

Ты готовишь себе и друзьям

3

8

Кухни разных народов

3

9

Кулинарная история

3

10

Как питались на Руси и в России

5

11

Необычное кулинарное путешествие

5

 

Всего часов

35


 

Источники информации

Безруких, М.М. Формула правильного питания: Методическое пособие / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2008. – 80 с.

http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/4247/ - о реализации программы «Разговор о правильном питании»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса внеурочной деятельности:

Подростки смогут:

ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни.

подростки получат:

дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;

дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.

11

Опубликовано


Комментарии (1)

Потапова Инна, 26.06.16 в 16:32 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, полезный готовый материал
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.