Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Формула правильного питания»
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23
имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Формула правильного питания»
(общекультурное направление)
для учащихся 5А, 5Б, 5В классов
на 2015-2016 учебный год
Разработчик рабочей программы курса внеурочной деятельности
Валеева Е.Н. учитель первой категории,
2015 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель:
формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Программа включает в себя три содержательных части:
Часть 1 «Разговор о правильном питании»
Часть 2 «Две недели в лагере здоровья»
Часть 3 «Формула правильного питания»
«Формула правильного питания» предназначена для детей 12–14 лет, познакомившихся с первой и второй частями программы «Разговор о правильном питании».
Учебно методический комплект «Формула правильного питания» состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога и предназначается для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:
Задачи:
Развития представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
Расширения знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила.
Развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Развития представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.
Пробуждения у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Развития творческих способностей, кругозора подростков, их интереса к познавательной деятельности.
Развития коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.
Нормативно-правовыми документами для составления курса внеурочной деятельности являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями).
Сведения о программе
Содержание учебно-методического комплекта «Формула правильного питания» отвечает следующим принципам:
возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям младших подростков;
научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей и подростков;
практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания подростков;
динамическое развитие и системность — содержание комплекта, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей в ходе реализации первого и второго модулей программы «Разговор о правильном питании», учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
модульность структуры — учебно-методический комплект может использоваться на базе образовательных учреждений различного типа (в общеобразовательных школах, в системе), а также в учреждениях культуры и в системе семейного воспитания. При этом применяются разнообразные формы реализации (факультативная работа, включение в базовый учебный план, внеклассная работа и т. д.);
вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;
культурологическая сообразность — в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;
социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования дополнительных материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации.
Обоснование выбора программы
Использование комплекта «Формула правильного питания» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих р е з у л ь т а т о в:
полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
подростки научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;
подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;
подростки получат дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.
В авторскую программу изменения не внесены.
Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки учащихся
Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы ее реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также основаны на творческой работе подростка — самостоятельной или в коллективе.
Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ №23 г. Липецка курс внеурочной деятельности рассчитан на 35 часа в год (из расчёта 1 час в неделю). В разделе «Учебно – тематический план» (Таблица 1) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы.
В приложениях к рабочей программе «Календарно – тематический план» (Таблица 2, 3, 4) конкретизируются темы, цели каждого занятия, формы и даты проведения занятий.
Формы организации внеурочной деятельности
Учитывая возрастные особенности школьников подростков — их стремление к самостоятельности, самореализации, при работе программы могут быть использованы следующие методы:
Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Где и как мы едим» подростки должны продемонстрировать варианты поведения в кафе — игра «Кафе»).
Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» подростки должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).
Образноролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Здоровье — это здорово» подростки должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки — игра «Угадайка»).
Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, освященную кулинарии в Средние века).
Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейнринга и т. п.
Технологии обучения
На занятиях используются стандартные педагогические технологии:
проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности).
развивающее обучение (развитие личности и её способностей).
дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей).
игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
Методы:
- репродуктивный – ( беседа, вопросы, тесты, анкетирование);
- проблемный;
- частично - поисковый (творческие задания);
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся.
- развитие творческой одарённости ребёнка;
- овладение способами художественной деятельности;
- воспитание духовной культуры учащихся.
Виды и формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, портфолио достижения учащихся.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к курсу;
- адекватная мотивация игровой деятельности, включая познавательные мотивы;
- умение признавать собственные ошибки;
- оценивать собственные успехи;
- умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя;
ПРЕДМЕТНЫЕ
У учащихся будут сформированы представления:
- об элементах конструкторского мышления, числовой грамотности, математической терминологии;
об умелом использовании математической символики;
об умелом использовании решения нестандартных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом внеурочном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- развивать логическое мышление и математическую речь;
- расширять геометрические представления;
- формировать умения пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, составлением проектов.
Учащиеся получат возможность:
- участвовать в международных математических конкурсах «Кенгуру – математика для всех», «Олимпус», «Уникум»;
участвовать в научно-практической конференции.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- организовывать взаимопроверку выполненной работы;
- высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение и расширение школьниками математических знаний, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.
Второй уровень результатов — развитие ценностных отношений школьника к труду, знаниям, своему внутреннему миру.
Третий уровень результатов — школьник может приобрести опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками.
Информация об используемом учебнике
Рабочая тетрадь «Формула правильного питания» / М. М. БЕЗРУКИХ, Т. А. ФИЛИППОВА, А. Г. МАКЕЕВА.—М.:ОЛМА Медиа Групп, 2013
Методическое пособие «Формула правильного питания» / М. М. БЕЗРУКИХ, Т. А. ФИЛИППОВА, А. Г. МАКЕЕВА. .—М.:ОЛМА Медиа Групп, 2012
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
для 5-х и 6-х классов
Тема 1. Здоровье - это здорово- 3ч.
Теория. Здоровье-это здорово. Мой образ жизни.
Практика. Правила ЗОЖ. Конкурс плакатов « Мы за ЗОЖ», Я и мое здоровье.
ЭОР
Тема 2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны- 3ч.
Теория. Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества.
Практика. Рацион питания. ЭОР
Тема3. "Режим питания»-2ч.
Теория. Понятие режима питания.
Практика. Мой режим питания. Игра «Составляем режим питания». ЭОР
Тема 4. "Энергия пищи»- 2ч.
Теория. Энергия пищи.
Практика. Калорийность пищи. Исследовательская работа «Вкусная математика». Влияние калорийности пищи на телосложение. ЭОР
Тема5. "Где и как мы едим"- 3ч.
Теория. Где и как мы едим. Что такое перекусы, их влияние на здоровье. Поговорим о фаст-фудах.
Практика. Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой». Путешествие и поход. Собираем рюкзак. Правила поведения в кафе. Ролевая игра «Кафе».
ЭОР
Тема 6. «Ты- покупатель-3ч.
Теория. Где можно сделать покупку. Права и обязанности покупателя. Срок хранения продуктов. Упаковка продуктов.
Практика. Читаем информацию на упаковке продукта. Ты покупатель. Сложные ситуации при покупке товара. Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека». Составление формулы правильного питания. ЭОР
Тема 7. Ты готовишь себе и друзьям-3ч.
Теория. Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина. Кулинарные секреты.
Практика. Мини-проект «Помощники на кухне». Сервировка стола. Игра «Конкурс кулинаров. ЭОР
Тема 8. Кухня разных народов-3ч.
Теория. Понятие «национальная кухня».
Практика. Кулинарное путешествие. Проект «Кулинарные праздники». Конкурс эмблем «Кулинарные праздники». ЭОР
Тема 9. «Кулинарная история»- 3ч.
Теория. Традиции и культура питания.
Практика. Творческий проект. Первобытная кулинария. Творческий проект. Кулинария в средние века. Современная кулинария. Конкурс кроссвордов «Кулинария». ЭОР
Тема 10 «Как питались на Руси и в России»- 5 ч.
Теория. История кулинарии в России. История посуды в русской кухне. Самовар-символ русского стола. Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями. Каша-матушка, хлеб-батюшка. Русская кухня и религия. Лебедянский район - яблочная страна.
Практика. Традиционные блюда русской кухни. Польза меда. Праздник русской картошки . Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки».
ЭОР
Тема 11. Необычное кулинарное путешествие- 5 ч
Теория. Мировые Музеи питания. Кулинария в живописи. Кулинария в музыке. Кулинария в танце. Кулинария в литературе. Уникальные блюда стран мира.
Практика. Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие». Творческий проект «Вкусная картина». Викторина ««Необычное кулинарное путешествие». Составление формулы правильного питания. ЭОР
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1
№ пп |
Разделы программы |
Количество часов |
1 год |
||
1 |
Здоровье - это здорово |
3 |
2 |
Продукты разные нужны, продукты разные важны |
3 |
3. |
Режим питания |
2 |
4 |
Энергия пищи |
2 |
5 |
Где и как мы едим |
3 |
6 |
Ты - покупатель |
3 |
7 |
Ты готовишь себе и друзьям |
3 |
8 |
Кухни разных народов |
3 |
9 |
Кулинарная история |
3 |
10 |
Как питались на Руси и в России |
5 |
11 |
Необычное кулинарное путешествие |
5 |
Всего часов |
35 |
Источники информации
Безруких, М.М. Формула правильного питания: Методическое пособие / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2008. – 80 с.
http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/4247/ - о реализации программы «Разговор о правильном питании»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса внеурочной деятельности:
Подростки смогут:
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни.
подростки получат:
дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;
дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.
11
Потапова Инна