Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Формула правильного питания»

12
1
Материал опубликован 29 January 2016

 

Департамент образования

администрации города Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23

имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА
 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Формула правильного питания»

(общекультурное направление)

для учащихся 5А, 5Б, 5В классов

на 2015-2016 учебный год

Разработчик рабочей программы курса внеурочной деятельности

Валеева Е.Н. учитель первой категории,

2015 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель:

формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Программа включает в себя три содержательных части:

Часть 1 «Разговор о правильном питании»

Часть 2 «Две недели в лагере здоровья»

Часть 3 «Формула правильного питания»

«Формула правильного питания» предназначена для детей 12–14 лет, познакомившихся с первой и второй частями программы «Разговор о правильном питании».

Учебно методический комплект «Формула правильного питания» состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога и предназначается для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:

Задачи:

Развития представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

Расширения знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила.

Развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Развития представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

Развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.

Пробуждения у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

Развития творческих способностей, кругозора подростков, их интереса к познавательной деятельности.

Развития коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.

Нормативно-правовыми документами для составления курса внеурочной деятельности являются:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями).

Сведения о программе

Содержание учебно-методического комплекта «Формула правильного питания» отвечает следующим принципам:

возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям младших подростков;

научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей и подростков;

практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания подростков;

динамическое развитие и системность — содержание комплекта, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей в ходе реализации первого и второго модулей программы «Разговор о правильном питании», учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

модульность структуры — учебно-методический комплект может использоваться на базе образовательных учреждений различного типа (в общеобразовательных школах, в системе), а также в учреждениях культуры и в системе семейного воспитания. При этом применяются разнообразные формы реализации (факультативная работа, включение в базовый учебный план, внеклассная работа и т. д.);

вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;

культурологическая сообразность — в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;

социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования дополнительных материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации.

Обоснование выбора программы

Использование комплекта «Формула правильного питания» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих р е з у л ь т а т о в:

полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

подростки научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;

подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;

подростки получат дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.

В авторскую программу изменения не внесены.

Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки учащихся

Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы ее реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также основаны на творческой работе подростка — самостоятельной или в коллективе.

Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ №23 г. Липецка курс внеурочной деятельности рассчитан на 35 часа в год (из расчёта 1 час в неделю). В разделе «Учебно – тематический план» (Таблица 1) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы.

В приложениях к рабочей программе «Календарно – тематический план» (Таблица 2, 3, 4) конкретизируются темы, цели каждого занятия, формы и даты проведения занятий.

Формы организации внеурочной деятельности

Учитывая возрастные особенности школьников подростков — их стремление к самостоятельности, самореализации, при работе программы могут быть использованы следующие методы:

Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Где и как мы едим» подростки должны продемонстрировать варианты поведения в кафе — игра «Кафе»).

Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» подростки должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).

Образноролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Здоровье — это здорово» подростки должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки — игра «Угадайка»).

Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, освященную кулинарии в Средние века).

Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейнринга и т. п.

Технологии обучения

На занятиях используются стандартные педагогические технологии:

проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности).

развивающее обучение (развитие личности и её способностей).

дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей).

игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность).

Методы:

- репродуктивный – ( беседа, вопросы, тесты, анкетирование);

- проблемный;

- частично - поисковый (творческие задания);

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся.

- развитие творческой одарённости ребёнка;

- овладение способами художественной деятельности;

- воспитание духовной культуры учащихся.

Виды и формы контроля

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, портфолио достижения учащихся.

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

- положительное отношение и интерес к курсу;

- адекватная мотивация игровой деятельности, включая познавательные мотивы;

- умение признавать собственные ошибки;

- оценивать собственные успехи;

- умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя;

ПРЕДМЕТНЫЕ

У учащихся будут сформированы представления:

- об элементах конструкторского мышления, числовой грамотности, математической терминологии;

об умелом использовании математической символики;

об умелом использовании решения нестандартных задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом внеурочном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- развивать логическое мышление и математическую речь;

- расширять геометрические представления;

- формировать умения пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, составлением проектов.

Учащиеся получат возможность:

- участвовать в международных математических конкурсах «Кенгуру – математика для всех», «Олимпус», «Уникум»;

участвовать в научно-практической конференции.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- организовывать взаимопроверку выполненной работы;

- высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Учащиеся получат возможность научиться:

- учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение и расширение школьниками математических знаний, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.

Второй уровень результатов — развитие ценностных отношений школьника к труду, знаниям, своему внутреннему миру.

Третий уровень результатов — школьник может приобрести опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками.

Информация об используемом учебнике

Рабочая тетрадь «Формула правильного питания» / М. М. БЕЗРУКИХ, Т. А. ФИЛИППОВА, А. Г. МАКЕЕВА.—М.:ОЛМА Медиа Групп, 2013

Методическое пособие «Формула правильного питания» / М. М. БЕЗРУКИХ, Т. А. ФИЛИППОВА, А. Г. МАКЕЕВА. .—М.:ОЛМА Медиа Групп, 2012

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

для 5-х и 6-х классов

Тема 1. Здоровье - это здорово- 3ч.

Теория. Здоровье-это здорово. Мой образ жизни.

Практика. Правила ЗОЖ. Конкурс плакатов « Мы за ЗОЖ», Я и мое здоровье.

ЭОР

Тема 2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны- 3ч.

Теория. Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества.

Практика. Рацион питания. ЭОР

Тема3. "Режим питания»-2ч.

Теория. Понятие режима питания.

Практика. Мой режим питания. Игра «Составляем режим питания». ЭОР

Тема 4. "Энергия пищи»- 2ч.

Теория. Энергия пищи.

Практика. Калорийность пищи. Исследовательская работа «Вкусная математика». Влияние калорийности пищи на телосложение. ЭОР

Тема5. "Где и как мы едим"- 3ч.

Теория. Где и как мы едим. Что такое перекусы, их влияние на здоровье. Поговорим о фаст-фудах.

Практика. Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой». Путешествие и поход. Собираем рюкзак. Правила поведения в кафе. Ролевая игра «Кафе».

ЭОР

Тема 6. «Ты- покупатель-3ч.

Теория. Где можно сделать покупку. Права и обязанности покупателя. Срок хранения продуктов. Упаковка продуктов.

Практика. Читаем информацию на упаковке продукта. Ты покупатель. Сложные ситуации при покупке товара. Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека». Составление формулы правильного питания. ЭОР

Тема 7. Ты готовишь себе и друзьям-3ч.

Теория. Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина. Кулинарные секреты.

Практика. Мини-проект «Помощники на кухне». Сервировка стола. Игра «Конкурс кулинаров. ЭОР

Тема 8. Кухня разных народов-3ч.

Теория. Понятие «национальная кухня».

Практика. Кулинарное путешествие. Проект «Кулинарные праздники». Конкурс эмблем «Кулинарные праздники». ЭОР

Тема 9. «Кулинарная история»- 3ч.

Теория. Традиции и культура питания.

Практика. Творческий проект. Первобытная кулинария. Творческий проект. Кулинария в средние века. Современная кулинария. Конкурс кроссвордов «Кулинария». ЭОР

Тема 10 «Как питались на Руси и в России»- 5 ч.

Теория. История кулинарии в России. История посуды в русской кухне. Самовар-символ русского стола. Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями. Каша-матушка, хлеб-батюшка. Русская кухня и религия. Лебедянский район - яблочная страна.

Практика. Традиционные блюда русской кухни. Польза меда. Праздник русской картошки . Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки».

ЭОР

Тема 11. Необычное кулинарное путешествие- 5 ч

Теория. Мировые Музеи питания. Кулинария в живописи. Кулинария в музыке. Кулинария в танце. Кулинария в литературе. Уникальные блюда стран мира.

Практика. Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие». Творческий проект «Вкусная картина». Викторина ««Необычное кулинарное путешествие». Составление формулы правильного питания. ЭОР

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1

пп

Разделы программы

Количество часов

   

1 год

1

Здоровье - это здорово

3

2

Продукты разные нужны, продукты разные важны

3

3.

Режим питания

2

4

Энергия пищи

2

5

Где и как мы едим

3

6

Ты - покупатель

3

7

Ты готовишь себе и друзьям

3

8

Кухни разных народов

3

9

Кулинарная история

3

10

Как питались на Руси и в России

5

11

Необычное кулинарное путешествие

5

 

Всего часов

35


 

Источники информации

Безруких, М.М. Формула правильного питания: Методическое пособие / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2008. – 80 с.

http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/4247/ - о реализации программы «Разговор о правильном питании»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса внеурочной деятельности:

Подростки смогут:

ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни.

подростки получат:

дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;

дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.

11

Комментарии

Спасибо, полезный готовый материал

26 June 2016

Похожие публикации