12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нохрина Галина Петровна13
0

Статья «Дидактическая игра как один из важных инструментов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №113

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми

 

 

Дидактическая игра как один из важных инструментов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Материал приготовила учитель начальных классов

МАОУ «Школа-интернат №113 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья» г Перми

Нохрина Галина Петровна

 

г. Пермь, 2020г.

 

«Игра имеет преимущество перед всеми другими формами,

так как дает возможность организовать, прежде всего, жизнь

самих детей, их собственную активность, их самостоятельность».

А.П. Усова

 

Основной задачей при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.  Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом нужно помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории детей с ОВЗ. Уроки обязаны быть увлекательными, занимательными. Поэтому большое внимание уделяется дидактическим играм, с помощью которых учащиеся лучше запоминают изучаемый материал.

 Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей интерес к процессу познания. С помощью игры дети  охотно преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.  Игры помогают  сделать любой учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение и облегчить процесс усвоения знаний.

 В дидактической игре создаются  условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая собственный опыт. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.

Дидактическая игра позволяет   обеспечить нужное количество повторений на занятии с использованием разных материалов при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, что служит успехом достижения общеобразовательных, коррекционных и воспитательных целей и  задач. Игра занимает особое место в педагогическом процессе, так как является средством развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни, средством воспитания у детей навыков общественного поведения. Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные, качественные различия. Справедливо замечено ещё Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организацию роли игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. Эта своеобразная форма учебной деятельности. Дидактические игры - это разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности. Нужно добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний, умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка. Дидактическая игра - это игровая форма обучения, которая достаточно активно применяется на начальном этапе обучения, это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным.

 

Основные функции дидактических игр.

· формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

· формирование психических новообразований;

· формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

· формирование навыков самоконтроля и самооценки;

· формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

 

Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.

 

Основные условия проведения дидактической игры.

· наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;

· выразительность проведения игры;

· необходимость включения педагога в игру, он является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло;

· оптимальное сочетание занимательность и обучения. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения эмоциональность, лёгкость, непринуждённость;

· средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

· между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;

· используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.

 

Важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактического материала и пособий для игры. Помимо этого, требуется чётко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возникновения незапланированных ситуаций при проведении дидактической игры. Важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце - игра может носить поисковый характер. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. В процессе игры на уроках счёта учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Приведём некоторые игры и игровые моменты, способствующие активизации познавательной деятельности детей на уроках математики.

Это игры, имеющие коррекционную направленность: «Найди различия», «Сходные предметы», «Что изменилось», «Составление разрезной картинки», «На ощупь» и т.д. Для постановки учебного задания можно использовать разные игровые персонажи, с помощью которых создается игровая ситуация. Это могут быть Смешарики, Угадайка, Том и Джерри, Буратино, Знайка, и др. Большой интерес вызывает у детей встреча с куклами, которые одеваются на руку, ведь с ними можно “общаться”, т.к. они кивают головой, наклоняются, хлопают руками, с их помощью разыгрываются речевые ситуации. Многие проблемы можно решить, подружив ребёнка с образом. Так в изучении математики неоценимую помощь оказывают «девочка Точка», и её подружки, «мальчик Треугольник» и его старшие братья. Мир однообразных заданий оживает перед ребёнком, в игре раскрывается смысл числа и счёта ещё до полного его осознания.

Загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочность, соревнования, стихи способствуют активизации мыслительной деятельности. На этих приёмах и построены дидактические игры и занимательные упражнения.

Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, а дети, участвуя в игре, незаметно включаются в учебный процесс и получают новые знания. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

Требования к организации дидактических игр.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

1) Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.

 

Успешное обучение детей находится в прямой зависимости от внимательного отношения к ним, от элементов творчества. Ребенок, отправляясь в школу, ждет чего-то нового, радостного, интересного, надеется на успех, одобрение учителя, поэтому в учебной деятельности должны быть теснейшим образом связаны понятия «урок» и «игра». Нельзя представить урок без игры, ибо игра остается для них ведущей деятельностью.

Ш. А. Амонашвили писал: «…Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».

Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование.

«Хорошая игра похожа на хорошую работу, - писал А. С. Макаренко.

Вот почему игре уделяется особое внимание. Без игровых ситуаций не может быть полноценного развития личности школьника».

 

Литература

1. Брезе, Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах/ Б. Брезе. - М.: «Просвещение», 1981.

2. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ В.В. Воронкова. – М., 1994.

3.А.Р.Маллер Помощь детям с недостатками развития, изд. «Аркти»,

М., 2003

4.Интеграция детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду, ПКИПКРО, 2010

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.