Дидактическая игра «Матрёшка» для обучающихся с нарушениями зрения
Дидактическая игра «Матрёшка»
для обучающихся с нарушениями зрения
Введение ФГОС для обучающихся с ОВЗ в 2016 году способствовало большей инклюзии детей с инвалидностью, включая нарушения зрения, в общеобразовательные школы.
Нарушения зрения влияют не только на процесс обучения, но и на другие аспекты жизни ребенка, такие как ориентация в пространстве, социальное взаимодействие и развитие мелкой моторики.
Использование разнообразных тактильных игр и материалов является необходимым условием для полноценного развития детей данной категории.
Тактильные игры играют важнейшую роль в развитии детей с нарушениями зрения, компенсируя недостаток зрительной информации и стимулируя развитие других сенсорных систем.
Вот что они развивают:
1. Сенсорное восприятие:
⦁ Тактильная дискриминация: способность различать предметы по форме, размеру, текстуре, температуре, весу. Дети учатся узнавать объекты на ощупь, дифференцировать различные материалы (гладкий/шершавый, твердый/мягкий, теплый/холодный).
⦁ Тактильная память: способность запоминать предметы и их свойства на основе тактильных ощущений. Дети учатся узнавать знакомые предметы на ощупь, воспроизводить тактильные образы.
⦁ Сенсорная интеграция: улучшается взаимодействие тактильной системы с другими сенсорными системами (слуховой, обонятельной), что способствует формированию более полного представления об окружающем мире.
2. Мелкую моторику:
⦁ Ловкость и координация движений рук: тактильные игры часто требуют манипулирования мелкими предметами, что развивает ловкость пальцев, точность движений, координацию рук и глаз (если есть остаточное зрение).
⦁ Силу и тонус мышц рук: работа с различными материалами (тесто, глина, пластилин) укрепляет мышцы рук.
3. Когнитивные способности:
⦁ Пространственное мышление: тактильные игры помогают детям создавать ментальные карты пространства, понимать расположение предметов относительно друг друга. Игры с конструкторами, пазлами, мозаикой особенно полезны для развития пространственного мышления.
⦁ Воображение и творческие способности: работа с различными материалами и текстурами стимулирует воображение, развивает творческие способности.
⦁ Память и внимание: многие тактильные игры требуют запоминания последовательности действий, концентрации внимания.
4. Речь и коммуникацию:
⦁ Расширение словарного запаса: в процессе игры дети узнают названия новых предметов, материалов, свойств (текстура, форма).
⦁ Развитие коммуникативных навыков: игры в группе способствуют развитию коммуникативных навыков, умению взаимодействовать со сверстниками.
5. Социально-эмоциональное развитие:
⦁ Эмоциональная регуляция: тактильные игры могут помочь детям справиться со стрессом, тревогой, улучшить настроение.
⦁ Самооценка и уверенность в себе: успехи в тактильных играх повышают самооценку ребенка, развивают уверенность в своих способностях.
Дидактическая игра «Матрёшка» была выполнена с целью развития у обучающихся с нарушением зрения сенсорного восприятия и когнитивных способностей.
Данную игру изготовил обучающийся девятого класса в рамках Всероссийской олимпиады школьников по труду (технологии) из ДВП и наждачной бумаги различной зернистости под руководством учителя-логопеда.
К дидактической игре была разработана аннотация, которая включает в себя цель, задачи и шесть вариантов хода игры.
Цель: развитие восприятия окружающего мира у младших школьников с нарушением зрения.
Задачи:
формировать тактильное восприятие;
развивать внимание, память, мышление;
воспитывать любовь к народному искусству;
углубить знание о русской народной деревянной игрушке.
Ход игры: матрёшки разложены на столе в хаотичном порядке.
1 вариант.
Педагог предлагает найти матрёшку с самой гладкой поверхностью.
2 вариант.
Педагог предлагает найти матрёшку с самой грубой поверхностью.
3 вариант.
Педагог предлагает ребёнку выложить матрёшек в порядке возрастания (от гладкой поверхности к грубой поверхности).
4 вариант.
Педагог предлагает ребёнку выложить матрёшек в порядке убывания (от грубой поверхности к гладкой поверхности).
5 вариант.
Педагог предлагает найти третью по счёту матрёшку (пятую, вторую, четвёртую…).
6 вариант.
Педагог убирает одну матрёшку и предлагает ребёнку найти, какая отсутствует (четвёртая, первая, пятая…).
Елена Алексеевна
Бельтюгова Марина Геннадьевна
Елена Алексеевна