Дидактическая игра «Матрёшка» для обучающихся с нарушениями зрения

5
3
Материал опубликован 23 March

Дидактическая игра «Матрёшка»

для обучающихся с нарушениями зрения

Введение ФГОС для обучающихся с ОВЗ в 2016 году способствовало большей инклюзии детей с инвалидностью, включая нарушения зрения, в общеобразовательные школы.

Нарушения зрения влияют не только на процесс обучения, но и на другие аспекты жизни ребенка, такие как ориентация в пространстве, социальное взаимодействие и развитие мелкой моторики.

Использование разнообразных тактильных игр и материалов является необходимым условием для полноценного развития детей данной категории.

Тактильные игры играют важнейшую роль в развитии детей с нарушениями зрения, компенсируя недостаток зрительной информации и стимулируя развитие других сенсорных систем.

Вот что они развивают:

1. Сенсорное восприятие:

Тактильная дискриминация: способность различать предметы по форме, размеру, текстуре, температуре, весу. Дети учатся узнавать объекты на ощупь, дифференцировать различные материалы (гладкий/шершавый, твердый/мягкий, теплый/холодный).

Тактильная память: способность запоминать предметы и их свойства на основе тактильных ощущений. Дети учатся узнавать знакомые предметы на ощупь, воспроизводить тактильные образы.

Сенсорная интеграция: улучшается взаимодействие тактильной системы с другими сенсорными системами (слуховой, обонятельной), что способствует формированию более полного представления об окружающем мире.

2. Мелкую моторику:

Ловкость и координация движений рук: тактильные игры часто требуют манипулирования мелкими предметами, что развивает ловкость пальцев, точность движений, координацию рук и глаз (если есть остаточное зрение).

Силу и тонус мышц рук: работа с различными материалами (тесто, глина, пластилин) укрепляет мышцы рук.

3. Когнитивные способности:

Пространственное мышление: тактильные игры помогают детям создавать ментальные карты пространства, понимать расположение предметов относительно друг друга. Игры с конструкторами, пазлами, мозаикой особенно полезны для развития пространственного мышления.

Воображение и творческие способности: работа с различными материалами и текстурами стимулирует воображение, развивает творческие способности.

Память и внимание: многие тактильные игры требуют запоминания последовательности действий, концентрации внимания.

4. Речь и коммуникацию:

Расширение словарного запаса: в процессе игры дети узнают названия новых предметов, материалов, свойств (текстура, форма).

Развитие коммуникативных навыков: игры в группе способствуют развитию коммуникативных навыков, умению взаимодействовать со сверстниками.

5. Социально-эмоциональное развитие:

Эмоциональная регуляция: тактильные игры могут помочь детям справиться со стрессом, тревогой, улучшить настроение.

Самооценка и уверенность в себе: успехи в тактильных играх повышают самооценку ребенка, развивают уверенность в своих способностях.

Дидактическая игра «Матрёшка» была выполнена с целью развития у обучающихся с нарушением зрения сенсорного восприятия и когнитивных способностей.

Данную игру изготовил обучающийся девятого класса в рамках Всероссийской олимпиады школьников по труду (технологии) из ДВП и наждачной бумаги различной зернистости под руководством учителя-логопеда.

К дидактической игре была разработана аннотация, которая включает в себя цель, задачи и шесть вариантов хода игры.

Цель: развитие восприятия окружающего мира у младших школьников с нарушением зрения.

Задачи:

формировать тактильное восприятие;

развивать внимание, память, мышление;

воспитывать любовь к народному искусству;

углубить знание о русской народной деревянной игрушке.

Ход игры: матрёшки разложены на столе в хаотичном порядке.

1 вариант.

Педагог предлагает найти матрёшку с самой гладкой поверхностью.

2 вариант.

Педагог предлагает найти матрёшку с самой грубой поверхностью.

3 вариант.

Педагог предлагает ребёнку выложить матрёшек в порядке возрастания (от гладкой поверхности к грубой поверхности).

4 вариант.

Педагог предлагает ребёнку выложить матрёшек в порядке убывания (от грубой поверхности к гладкой поверхности).

5 вариант.

Педагог предлагает найти третью по счёту матрёшку (пятую, вторую, четвёртую…).

6 вариант.

Педагог убирает одну матрёшку и предлагает ребёнку найти, какая отсутствует (четвёртая, первая, пятая…).

t1742846858aa.gift1742846858ab.gift1742846858ac.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Марина Геннадьевна, идея интересная! Но хотелось бы узнать о самой игре подробнее. На фото аннотацию и ход игры прочитать сложно.

1
24 March

Добрый вечер! Благодарю за отзыв! Внесла корректировки в статью: всё из аннотации написала в самом тексте.

1
24 March

Спасибо, Марина Геннадьевна! Отлично! Удачи в конкурсе!

1
25 March