Дидактическая игра для детей дошкольного возраста (4–7 лет) с нарушениями речи «Весёлая рыбалка»
Дидактическая игра “Весёлая рыбалка” для детей дошкольного возраста (4-7 лет) с нарушениями речи.
Коррекционные задачи:
Автоматизировать поставленные звуки.
Формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова.
Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
Стимулировать развитие психических и познавательных процессов.
Поддерживать эмоционально-положительный комфорт.
Способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.
Описание игры: данная игра состоит из набора рыбок с картинками , в названии которых включены слова со звуками С, Сь, З, Зь, Ц, Ч, Щ , Ш, Ж, Л, Ль, Р, Рь; “аквариума”,2 удочек,2 ведёрок, каталог картинок. Количество игроков: 2-4 человека. Данная игра может быть использована как на индивидуальной, так и на подгрупповой, фронтальной коррекционной деятельности(как элемент). Можно использовать рыбки с картинками как с одной группой звуков, так и разные.
Руководство игрой:
1 группа игр.
Коррекционная задача: автоматизировать поставленные звуки ( в слове, предложении (чистоговорке).
Скажи правильно.
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её, правильно произнося поставленный звук в слове. За каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
Скажи чистоговорку.
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её, правильно произнося поставленный звук в слове. Затем повторяет за логопедом чистоговорку. За каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко. Далее, он передаёт ход следующему игроку. У кого больше оказалось рыбок, тот и выиграл.
2 группа игр.
Коррекционная задача: Формировать фонетико-фонематические представления и слоговой структуры слова (закреплять умение определять положение звука в слове; делить слова на слоги; совершенствовать навыки звукового анализа)
Определи первый звук в слове.
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её. Затем выделяет первый звук в названии картинки. За каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
Назови последний звук в слове.
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её. Затем выделяет последний звук в названии картинки. За каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
Определи, какие гласные звуки спрятались в слове?
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её. Затем выделяет гласные звуки в названии картинки. За каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
Раздели слово.
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её. Затем определяет количество слогов в слове. За каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
Сосчитать количество звуков в слове.
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её. Затем определяет количество звуков в слове, выкладывает их фишками . За каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
У кого больше оказалось рыбок, тот и выиграл.
3 группа игр.
Коррекционная задача: Развивать лексико-грамматический строй речи.
(закреплять умение : образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с прилагательными и числительными; составлять предложения с заданным словом; различать одушевленные и неодушевлённые предметы).
Кто это или что это?
Каждый ребенок берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её. Затем ставит вопрос “Кто это?” или “Что это?”, определяя живое-неживое . За каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
Один-много.
Дети по очереди берут удочку и начинают “рыбачить”. Ловят рыбку с картинкой, называют её. Затем называют слово во множественном числе именительного падежа. За каждое правильно выполненное задание кладут рыбку в своё ведёрко.
Какой? Какая? Какое?
Каждый по очереди берут удочку и начинают “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её. Затем подбирает признаки в соответствии с тем, к какому роду относится предмет (мужскому, женскому или среднему). За каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко.
Скажи ласково.
Каждый по очереди берут удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её, а затем преобразует слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов . За каждое правильно выполненное задание кладут рыбку в своё ведёрко и передаёт ход следующему игроку.
Посчитай. После того, как игрок “поймал” рыбку, назвал картинку, он считает предмет от одного до пяти, согласуя окончания. За каждое правильно выполненное задание кладут рыбку в своё ведёрко и передаёт ход следующему игроку.
Продолжи ряд.
После того, как игрок “поймал” рыбку, назвал картинку, он составляет цепочку из слов, относящихся к данной классификации (яблоко-груша, лимон, слива, апельсин…) . За каждое правильно выполненное задание кладут рыбку в своё ведёрко и передаёт ход следующему игроку
4 группа игр.
Коррекционная задача: Развивать связную речь.
Составь предложение с данным словом.
После того, как игрок “поймал” рыбку, назвал картинку, он составляет предложение любой сложности . За каждое правильно выполненное задание кладут рыбку в своё ведёрко и передаёт ход следующему игроку.
Придумай загадку.
Дети по очереди берут удочку и начинают “рыбачить”. Первый игрок ловит рыбку с картинкой, но ее не называет. Затем он описывает характерные признаки изображённого предмета: форму, цвет, вкус, действия, которые может совершать сам предмет, и действия, которые можно совершать с ним. Остальной игрок (игроки) пытаются угадать, о каком предмете идет речь. Затем к заданию приступает другой ребенок.