Дидактическая настольная печатная игра для детей «Звуковые старты»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей и учителей начальных классов на лучшую дидактическую настольную печатную игру
Дидактическая настольная печатная игра для детей «Звуковые старты»
Актуальность
Развитие фонематического слуха и слухового восприятия является одной из наиболее важных задач подготовки детей к усвоению грамоты. Ребёнок, у которого недостаточно развит фонематический слух, испытывает большие трудности при обучении письму и чтению и попадает в группу риска по дисграфии и дислексии.
Много лет использую на своих занятиях игру «Звуковые старты», дети с удовольствием играют в неё. Использование игры повышает мотивацию учения, продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу каждого ученика.
Цель: развитие фонематического слуха и слухового восприятия.
Задачи:
выработка четкой дифференциации акустически близких звуков;
развитие слухового внимания;
формирование положительной мотивации к занятиям.
Возрастная аудитория
В эту игру дети могут играть уже с 4,5-5 лет, в этом случае для игры используется картинный материал. Активно игра применяется в работе с детьми 7-9 лет.
Игра предназначена как для индивидуальных, так и для групповых занятий.
Описание игры
Игра очень проста в изготовлении и применении. Для игры необходимы игровые поля (по количеству участников игры), наборы звуковых символов согласных (по количеству участников игры), наборы картинок, в названии которых встречаются дифференцируемые звуки.
Правила игры
Каждому игроку раздаётся игровое поле и набор звуковых символов согласных.
Логопед: Звуки решили устроить соревнование и выяснить, кто из них самый быстрый. По первой дорожке бежит согласный, звонкий, твёрдый. Какой звук побежит по первой дорожке?
Дети: Звук Д.
Логопед: По второй дорожке побежит согласный, звонкий, мягкий. Какой звук побежит по второй дорожке?
Дети: Звук ДЬ.
Логопед: По третьей дорожке – согласный, глухой, твёрдый. Какой это звук?
Дети: Звук Т.
Логопед: Какой звук побежит по четвёртой дорожке? Дайте ему характеристику.
Дети: Звук ТЬ – согласный, глухой, мягкий.
Логопед: Я буду называть слоги (слова) с «дежурными» звуками, а вы делайте ходы соответствующими символами: тарелка, подруга, радио, работа, терпение, командир...
Логопед продолжает: двери, дело, ударил, деньги, ветер, нарядный, дата
Логопед: Какой звук первым пришёл к финишу?
Дети: Победил звук Д.
В игру можно играть на индивидуальных занятиях, используя картинный материал. Для этого логопед заранее подбирает картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок берёт картинку, определяет, какой из «дежурных» звуков слышится в её названии, и помещает карточку на нужную беговую дорожку.
Речевой материал для игры «Звуковые старты»
Дифференциация [д], [д'], [т], [т']: тарелка, подруга, работа, радио, путник, командир, терпение, двери, тема, ударил, туман, дятел, свисток, дело, ветер, деревня, трава, телефон, нарядный, деньги, дата
Дифференциация [б], [б'], [п], [п']: бассейн, поле, берег, пижама, берёза, пальто, ботинки, платок, билет, пила, бегемот, борец, паук, каблук, аптека, обезьяна, велосипед, операция, обруч, безопасность, бублик.
Дифференциация [г], [г'], [к], [к']: голос, гитара, кости, сапоги, огород, кошка, кепка, голубь, иголка, кеды, география, кубик, бегемот, книга.
Дифференциация [в], [в'], [ф], [ф']: сова, факел, эстафета, свет, волк, светофор, трава, свитер, волосы, медведь, арфа, самовар, сарафан, невеста, аквариум, фонтан, привет, вафли, фотография, ковры, кофта.
Дифференциация [з], [з'], [с], [с']: музыка, лисица, салфетки, бензин, сокол, бузина, водолазы, письмо, газета, барсук, базар, беседа, язык, подсолнух, разбег, резина, запасы, семяна, селезень.
Дифференциация [ж], [ш]: шиповник, жители, ожидание, вышивка, кувшинка, жажда, шалаш, одежда, штамп, вермишель, шуршание.
Картинный материал
Можно использовать карточки из «Игр для автоматизации произношения звуков и развития речи детей» Бутырёвой О. (Серия «Самые нужные игры»)
Ожидаемые результаты
В результате постоянного использования игры «Звуковые старты» на логопедических занятиях дети научатся различать на слух звуки, близкие по своим акустическим характеристикам.
Информационные ресурсы
Бутырева О. Звуки [д], [д'], [т], [т']. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3-5 лет
Бутырева О. Звуки [б], [б'], [п], [п']. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3-5 лет
Бутырева О. Звуки [г], [г'], [к], [к']. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3-5 лет
Бутырева О. Звуки [в], [в'], [ф], [ф']. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3-5 лет
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Парные звонкие - глухие согласные Д-Т. Альбом упражнений для детей 6-9 лет
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Парные звонкие - глухие согласные Г-К. Альбом упражнений для детей 6-9 лет
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Парные звонкие - глухие согласные В-Ф. Альбом упражнений для детей 6-9 лет
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Парные звонкие - глухие согласные Б-П. Альбом упражнений для детей 6-9 лет
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Парные звонкие - глухие согласные З-С. Альбом упражнений для детей 6-9 лет
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Парные звонкие - глухие согласные Ж-Ш. Альбом упражнений для детей 6-9 лет
DOC / 260.5 Кб
Порошина Ольга Анатольевна
Сергачева Анна Анатольевна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Сергачева Анна Анатольевна
Антропова Мария Александровна
Сергачева Анна Анатольевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Сергачева Анна Анатольевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Сергачева Анна Анатольевна
Светлана
Сергачева Анна Анатольевна
Лисицына Елена Борисовна
Сергачева Анна Анатольевна