12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елисеева Наталья Анатольевна1837
Работаю воспитателем в детском саду
Россия, Башкирская респ., Мелеуз


t1573231056aa.pngt1573231056ab.png

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

на лучшую настольно-печатную игру

Дидактическая настольно-печатная игра «Цветок курая»

 t1573231056ac.png

Автор игры: воспитатель Елисеева Наталья Анатольевна

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

На современном этапе дошкольного образования перед педагогами встает вопрос об использовании наиболее эффективных форм работы с детьми дошкольниками. В «Концепции модернизации российского образования» отмечена особая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Это очень важно, так как мы живем в многонациональном государстве.

У воспитателей часто возникают затруднения с ознакомлением дошкольников с региональным компонентом, так как крайне мало методических разработок по данному направлению работы.

В связи с этим я разработала серию дидактических настольно-печатных игр по ознакомлению с родным городом - Мелеуз, а также творчеством народов, проживающих на территории нашей Родины.

Сегодня я хочу представить вам игру «Цветок курая».

Цель: расширять представления детей о музыкальных народных инструментах башкирского и русского народов.

Целевая аудитория: дети 4-7 лет

Задачи игры:

Расширять представления дошкольников о башкирских и русских народных инструментах, (внешний вид, тембр звучания, история возникновения, устройство).

Учить по звуку определять, какой музыкальный инструмент звучит.

Развивать слуховое внимание и восприятие.

Воспитывать интерес к народной музыке, бережное отношение к музыкальным инструментам.

Обогащать словарный запас дошкольников названиями народных музыкальных инструментов.

Расширять представления детей о национальной одежде башкирского и русского народа

Оборудование: два цветка курая, две карточки с изображением детей в национальной одежде, 13 карточек с изображением музыкальных инструментов, записи звучаний музыкальных инструментов.

Ход изготовления игры:

В фотошопе отрисовала цветок курая с семью лепестками (символизируют семь башкирских племен), оформила карточки с детьми в национальной одежде и карточки с изображением музыкальных инструментов. Распечатала на цветном принтере на плотной бумаге 180гр все детали игры, с помощью ламинатора – заламинировала все и вырезала. Чтобы картинки держались на цветке курая, использовала липучки.

​​​​​​​t1573231056ad.jpgt1573231056ae.jpg

Липучки заказывала на Джуме.

Получилось так:

t1573231056af.jpg

t1573231056ag.jpg


t1573231056ah.jpg

Ход и правила игры:

t1573231056ai.jpg В игре могут участвовать два человека, если распечатать два экземпляра - 4 человека.

Дети выбирают себе карточку с детьми в национальных костюмах, называют, какой национальности детей они выбрали, как они определили национальность детей (по одежде), рассказывают особенности национальной одежды русского и башкирского народов. Устанавливают карточку в цент цветка курая, как показано выше.

Далее можно использовать разные варианты игры:

Вариант 1: игра «Найди ошибку»

Воспитатель раскладывает карточки с изображением музыкальных инструментов на семи лепестках цветка курая, перепутав и прикрепив к одному или нескольким лепесткам музыкальные инструменты другого народа (башкирам – русские народные музыкальные инструменты, русским - башкирские). Дети должны найти ошибки, исправить их и назвать музыкальные инструменты, которые перепутал воспитатель.

t1573231056aj.jpg


t1573231056ak.jpg

Вариант 2: игра «Кто быстрее соберет цветок курая»

На столе разложены карточки с изображением музыкальных инструментов, у детей цветки курая с изображениями детей в национальных костюмах.

Дошкольники должны найти все свои музыкальные инструменты, разложить их на лепестках курая. Усложнение: дети должны назвать все музыкальные инструменты, которые они выбрали. Побеждает тот, кто первым и правильно выполнил все условия игры.

t1573231056al.jpg


t1573231056am.jpg


t1573231056an.jpg


Вариант 3: игра «Какой музыкальный инструмент звучит?»

Перед детьми на столе лежат карточки с изображением музыкальных инструментов, у детей цветки курая с детьми в национальных костюмах. Воспитатель включает магнитофон. Дети должны прослушать запись и определить, какой музыкальный инструмент прозвучал. Если дети не смогли определить, воспитатель включает следующую запись. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно соберет музыкальные инструменты на своем цветке курая. Правило: ребенок может называть только свой музыкальный инструмент, если это звучит музыкальный инструмент другого игрока, то ребенок должен промолчать.

Справочный материал в помощь воспитателю:

Музыкальные инструменты башкир

t1573231056ap.jpg

Думбурзяк – ударный музыкальный инструмент типа большого барабана. Цилиндрическая деревянная бочка. Снизу натянута мембрана, к середине которой прикреплен пучок конских волос. При натягивании и отпускании волоса издаются низкие, глухие звуки.

t1573231056aq.jpg

Дунгур – ударный инструмент, напоминающий бубен. Деревянный обруч обтягивался кожей с одной или с двух сторон. К основе прикреплялись парные серебряные монеты. По дунгуру ударяли пальцами и ладонью.

t1573231056ar.jpg Ятаган – струнный щипковый инструмент. Корпус деревянный, продолговатый, в виде ящика. На верхнем деке натянуты семь медных струн, под которыми имеются подвижные подставки, при помощи которых изменяется высота звука. На нем играли щипком или ударом специальных палочек. К сожалению, репертуар и исполнительские приемы игры на этих инструментах не сохранились.

Предварительная работа перед игрой:

Чтение эпосов, преданий, народных песен и сказок о башкирских музыкальных инструментах – курае, кубызе, думбыре, кыл-кубызе и др. Например, в древнем национальном эпосе «Заятуляк и Хыухылу» говорится о думбыре, кыл-кубызе, сорнае.

Дети с интересом и удовольствием играют в игру «Цветок курая» и с легкостью запоминают сложные названия музыкальных инструментов. В дальнейшем планирую добавить новые музыкальные инструменты других народов нашей Родины и детей в национальных костюмах народов России.

/data/files/v1573231682.docx (игра)

Опубликовано в группе «Игровая деятельность дошкольников в ДОУ и дома»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 10.11.19 в 05:11 2Ответить Пожаловаться
Интересно получилось! Воспользуюсь идеей!
Ватолина Светлана Анатольевна, 12.12.19 в 15:48 1Ответить Пожаловаться
Наталья Анатольевна, поздравляю с Победой в конкурсе!!!
Горбачёва Марина Юрьевна, 14.12.19 в 05:27 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю! Новых побед и достижений!

Воропаева Лилия Алексеевна, 16.12.19 в 12:48 0Ответить Пожаловаться
Очень интересно! Поздравляю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.