Конкурс «Дидактические и развивающие карточки для дошкольников и младших школьников.

Набор карточек «Буква в букве».

Пояснительная записка.

Сенсорное развитие, в том числе формирование зрительно-предметного восприятия – одна из основных задач дошкольного воспитания. К школьному возрасту зрительное восприятие считается достаточно зрелым, на его основе строятся учебные программы. При этом школьное обучение предъявляет высокие требования к развитию полноты и точности стоящих за словом представлений, являющихся основой формирования вербально-логического мышления. Данные нейропсихологического обследования первоклассников показывают, что значительная часть детей обнаруживает выраженные трудности зрительного опознания.

Влияет на становление и дифференциацию зрительных образов также и развитие речи, ее номинативной функции. При недоразвитии любого из компонентов функциональной системы зрительного восприятия страдает вся функция в целом.В соответствии с этим при разработке методов развития и коррекции зрительного предметного восприятия были поставлены следующие задачи:

¦ развитие зрительно-гностических процессов, включая различные стратегии зрительного опознания;

¦ развитие связи «зрительный образ – слово», дифференциация зрительных образов и значений слов;

¦ развитие зрительного внимания.

Дидактические карточки «Буква в букве» разработаны на основе одной из методик нейропсихологического исследования зрительно-вербальных функций Ахутиной Т.В., Пылаевой Н.М. «Наложенные изображения». Карточки разработаны для обучающихся 1-2 классов.



Карточка: 1 сторона – слово из «наложенных» букв и клеточки для записи прочитанного слова. Слова содержат 3 и 4 буквы.
2 сторона – картинка-проверка (можно применить как раскраску по окончании работы).

Слова: 3 буквы – сок, сом, дом, нож, мак, кит, кот, рот, рак, час, куб, пар;

4 буквы – пляж, роза, рыба, слон, мост, зонт, плот, перо, соль, сова, рысь, март.

По 12 слов.

Цели: формирование и совершенствование зрительно-вербальных функций; развитие речи.

Задачи по развитию зрительно-вербальных функций:

1) развитие зрительно-гностических процессов, включая различные стратегии зрительного опознания;

2) развитие связи «зрительный образ – слово», дифференциация зрительных образов и значений слов;

3) развитие зрительного внимания.

Задачи по развитию речи:

1) совершенствование навыков слияния звуков при чтении;

2) развитие фонематических представлений;

3) обогащение и активизация словаря;

4) совершенствование навыков связной речи.

Особенности методики.

1. В качестве «наложенных» изображений используются контуры печатных букв.

2. Контуры букв отличаются размером и не пересекаются, а «вкладываются» одна в другую (как матрёшки).

3. Из букв складывается слово, что гораздо интересней, чем просто буквы.

4. Направление чтения – от самой крупной буквы к самой мелкой, снаружи внутрь.

5. Прочитанное слово записать в клеточки.

6. Проверить, совпадает ли значение прочитанного слова с картинкой на обороте карточки.

Задания к карточке (последовательность работы с карточкой).

1. Прочитать слово. Чтение от большой буквы к маленькой. При опознании графического образа букв обвести каждую буквы пальчиком или карандашом.

2. Записать слово в клеточки.

3. Объяснить слово, дать его лексическое значение (сначала дети, потом учитель).

4. Провести звуко-буквенный анализ слова: раскрасить клеточки (гласные – красные, твёрдые согласные – синие, мягкие согласные – зелёные).

5. На каждую букву придумать другое слово.

6. Подобрать к слову прилагательные.

7. Составить предложение с данным словом.

8. Составить предложение с данным словом и теми словами, которые были придуманы в пункте 5.

9. Проверка. Картинку-ответ на обороте карточки можно раскрасить.



Например. Карточка со словом СОК.

1-2. Прочитали, обвели контуры букв в карточке, записали слово в клеточки.

3. Сок – жидкая часть овощей, фруктов, листьев.

4. Звуко-буквенный анализ: с – твёрдый (синий), о – гласный (красный), к – твёрдый (синий).

5. С – стакан, О – окно, К – кошка.

6. Сок – апельсиновый, ананасовый; холодный, тёплый, мутный, прозрачный, густой и т. д.

7. Пить свежий сок полезно.

8. Я налил стакан сока и выглянул в окно. За окном темно и холодно. По двору бежит кошка. Она промокла.

9. Проверка.

Применение: для индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Можно применять на любом этапе занятия для совершенствования навыков письма и чтения, для профилактики и преодоления дисграфии и дислексии (пропуск и перестановка букв, искажение образа букв, замена букв по оптическому сходству). Можно использовать в подготовительной к школе группе для обучения чтению.

Примечание.

1. В демонстрационном наборе карточки двусторонние. Раздаточный материал удобнее сделать односторонним, чтобы дети не отвлекались на картинку прежде, чем прочтут и поработают со словом. Раздаточный материал копируется.

Логопед: – Мы с вами прочитали слово и провели с этим словом большую работу. Теперь давайте проверим, правильно ли мы прочитали. Сейчас мы посмотрим, что есть на обороте карточки. Что там нарисовано?

Дети: – Нарисован стакан с трубочкой и жидкостью.

Логопед (раздаёт карточки с картинкой-раскраской): – Будем считать, что в стакане тот самый сок, который вы больше всего любите. Так вы его и раскрасите.

2. Проверку можно провести в виде «чёрного ящика».

Логопед: – Мы прочитали слово, а подсказка и проверка лежит в «чёрном ящике».

Логопед раздаёт раскраски детям.

3. В работе с карточками можно реализовать различные творческие замыслы.



Литература.

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – Питер, 2008

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций (альбом). – Москва, Академия, 2003

3.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М. 2005



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.