Набор карточек к уроку русского языка в 1 классе «Буква в букве»
Конкурс «Дидактические и развивающие карточки для дошкольников и младших школьников.
Набор карточек «Буква в букве».
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие, в том числе формирование зрительно-предметного восприятия – одна из основных задач дошкольного воспитания. К школьному возрасту зрительное восприятие считается достаточно зрелым, на его основе строятся учебные программы. При этом школьное обучение предъявляет высокие требования к развитию полноты и точности стоящих за словом представлений, являющихся основой формирования вербально-логического мышления. Данные нейропсихологического обследования первоклассников показывают, что значительная часть детей обнаруживает выраженные трудности зрительного опознания.
Влияет на становление и дифференциацию зрительных образов также и развитие речи, ее номинативной функции. При недоразвитии любого из компонентов функциональной системы зрительного восприятия страдает вся функция в целом.В соответствии с этим при разработке методов развития и коррекции зрительного предметного восприятия были поставлены следующие задачи:
¦ развитие зрительно-гностических процессов, включая различные стратегии зрительного опознания;
¦ развитие связи «зрительный образ – слово», дифференциация зрительных образов и значений слов;
¦ развитие зрительного внимания.
Дидактические карточки «Буква в букве» разработаны на основе одной из методик нейропсихологического исследования зрительно-вербальных функций Ахутиной Т.В., Пылаевой Н.М. «Наложенные изображения». Карточки разработаны для обучающихся 1-2 классов.
Карточка: 1 сторона – слово из «наложенных» букв и клеточки для записи прочитанного слова. Слова содержат 3 и 4 буквы.
2 сторона – картинка-проверка (можно применить как раскраску по окончании работы).
Слова: 3 буквы – сок, сом, дом, нож, мак, кит, кот, рот, рак, час, куб, пар;
4 буквы – пляж, роза, рыба, слон, мост, зонт, плот, перо, соль, сова, рысь, март.
По 12 слов.
Цели: формирование и совершенствование зрительно-вербальных функций; развитие речи.
Задачи по развитию зрительно-вербальных функций:
1) развитие зрительно-гностических процессов, включая различные стратегии зрительного опознания;
2) развитие связи «зрительный образ – слово», дифференциация зрительных образов и значений слов;
3) развитие зрительного внимания.
Задачи по развитию речи:
1) совершенствование навыков слияния звуков при чтении;
2) развитие фонематических представлений;
3) обогащение и активизация словаря;
4) совершенствование навыков связной речи.
Особенности методики.
1. В качестве «наложенных» изображений используются контуры печатных букв.
2. Контуры букв отличаются размером и не пересекаются, а «вкладываются» одна в другую (как матрёшки).
3. Из букв складывается слово, что гораздо интересней, чем просто буквы.
4. Направление чтения – от самой крупной буквы к самой мелкой, снаружи внутрь.
5. Прочитанное слово записать в клеточки.
6. Проверить, совпадает ли значение прочитанного слова с картинкой на обороте карточки.
Задания к карточке (последовательность работы с карточкой).
1. Прочитать слово. Чтение от большой буквы к маленькой. При опознании графического образа букв обвести каждую буквы пальчиком или карандашом.
2. Записать слово в клеточки.
3. Объяснить слово, дать его лексическое значение (сначала дети, потом учитель).
4. Провести звуко-буквенный анализ слова: раскрасить клеточки (гласные – красные, твёрдые согласные – синие, мягкие согласные – зелёные).
5. На каждую букву придумать другое слово.
6. Подобрать к слову прилагательные.
7. Составить предложение с данным словом.
8. Составить предложение с данным словом и теми словами, которые были придуманы в пункте 5.
9. Проверка. Картинку-ответ на обороте карточки можно раскрасить.
Например. Карточка со словом СОК.
1-2. Прочитали, обвели контуры букв в карточке, записали слово в клеточки.
3. Сок – жидкая часть овощей, фруктов, листьев.
4. Звуко-буквенный анализ: с – твёрдый (синий), о – гласный (красный), к – твёрдый (синий).
5. С – стакан, О – окно, К – кошка.
6. Сок – апельсиновый, ананасовый; холодный, тёплый, мутный, прозрачный, густой и т. д.
7. Пить свежий сок полезно.
8. Я налил стакан сока и выглянул в окно. За окном темно и холодно. По двору бежит кошка. Она промокла.
9. Проверка.
Применение: для индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Можно применять на любом этапе занятия для совершенствования навыков письма и чтения, для профилактики и преодоления дисграфии и дислексии (пропуск и перестановка букв, искажение образа букв, замена букв по оптическому сходству). Можно использовать в подготовительной к школе группе для обучения чтению.
Примечание.
1. В демонстрационном наборе карточки двусторонние. Раздаточный материал удобнее сделать односторонним, чтобы дети не отвлекались на картинку прежде, чем прочтут и поработают со словом. Раздаточный материал копируется.
Логопед: – Мы с вами прочитали слово и провели с этим словом большую работу. Теперь давайте проверим, правильно ли мы прочитали. Сейчас мы посмотрим, что есть на обороте карточки. Что там нарисовано?
Дети: – Нарисован стакан с трубочкой и жидкостью.
Логопед (раздаёт карточки с картинкой-раскраской): – Будем считать, что в стакане тот самый сок, который вы больше всего любите. Так вы его и раскрасите.
2. Проверку можно провести в виде «чёрного ящика».
Логопед: – Мы прочитали слово, а подсказка и проверка лежит в «чёрном ящике».
Логопед раздаёт раскраски детям.
3. В работе с карточками можно реализовать различные творческие замыслы.
Литература.
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – Питер, 2008
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций (альбом). – Москва, Академия, 2003
3.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М. 2005