12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Нина Лисенкова1267
Россия, Нижегородская обл., Перевоз
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Дидактические игры на уроках химии

«В игре раскрывается перед детьми

мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»

В.А.Сухомлинский

Общие тенденции развития образования - не только значительное расширение сферы знаний и умений учащихся, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, а также сохранения и укрепления здоровья детей.

Для успешного выполнения обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников необходимо оптимально использовать современные технологии обучения. Урок представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляются огромные требования. Преподавание – это и искусство, и наука.

Наука химия вплетает в себя большие возможности воплощения фантастических проектов и сказочных мечтаний. От предмета, который начинается в восьмом классе, учащиеся ждут многочисленных опытов, сопровождающихся невиданными превращениями. Но, к сожалению, у многих учащихся интерес пропадает, как только они сталкиваются с многообразием формул, требующих запоминания свойств веществ, решением расчетных задач. Как же сохранить интерес детей к предмету?

Безусловно, учителю необходимо использовать самые различные формы и методы обучения, доказывая, что химия - интересная естественная наука.

Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. Игра помогает активизировать учебный процесс, усваивать, повторять, закреплять.

Для формирования широких познавательных интересов у школьников эффективной формой является дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. Игра–это часть детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся.

При изучении сложного и объемного материала, когда внимание учащихся ослабевает, игровые технологии просто необходимы. Занимательная игровая дидактика помогает разнообразить теоретический материал, вызвать интерес к предмету. Дидактические игры позволяют более эффективно реализовывать образовательную, воспитательную, развивающую функции.

Использование такой формы обучения решает следующие задачи:

Осуществляется более свободный и психологически комфортный контроль знаний;

Исчезает боязнь учащихся на неверные ответы;

Подход к учащимся становится более деликатным и дифференцированным.

Игра позволяет научить распознавать объекты, сравнивать и характеризовать их, раскрывать и обосновывать понятия, анализировать, делать выводы. В результате использования методов игрового обучения стимулируется познавательная деятельность учащихся, активизируется их мышление.

При изучении химии важно овладеть языком терминов, именно они придают мышлению точность и четкость, что способствует выработке логических умений анализировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать. Для развития языка терминов можно использовать разнообразные формы кроссвордов, химические диктанты, распознавание синонимов, игра на слова. Приведу примеры некоторых игр.


Кто больше назовет слов

Игра способствует повторению и запоминанию химических терминов. Выбираем короткое слово, например, «азот». Каждую букву этого слова пишут в отдельный столбик таблицы, учащиеся вспоминают и записывают химические термины или названия химических элементов, начинающиеся на эти буквы.


А

З

О

Т

Алюминий

Золото

Озон

Титан

Атом

Заряд

Окислитель

Теллур



Термины- синонимы

Найти соответствие разных названий веществ

Составьте пары соответствующих названий веществ:

1. Перманганат калия А. Мел

2. Хлорид натрия Б. Углекислый газ

3. Гидрокарбонат натрия В. Питьевая сода

4. Оксид углерода IV Г. Марганцовка

5. Карбонат кальция Д. Поваренная соль



Что общего?



Основные оксиды А. Взаимодействуют с кислотами

Кислотные оксиды Б. Взаимодействуют с основаниями

В. Взаимодействуют с водой

Кто лишний?

Исключить из данного перечня один «лишний», т. е. элемент.

O,S, Na, As, S, I, Br, Cl, C, H

Кроссворды, сказки, стихи и т.п. повышает интерес к изучаемой теме, делает урок живым и комфортным для каждого ребенка.

Использование игровых методов на уроке происходит активизация познавательной деятельности учащихся, они лучше усваивают и закрепляют учебный материал.



Используемая литература:

Брейгер Л.М.Нестандартные уроки. Химия. – Волгоград: Учитель, 2002.

Шукайло А.Д.Тематические игры по химии. – М. Сфера. 2003.

https://him.1sept.ru/article.php ?ID=200202903

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (1)

Трефилова Раиса Поликарповна, 30.09.20 в 23:32 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, за представленный опыт работы по игровым технологиям!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.