Статья «Дидактические игры на уроках математики для детей с ОВЗ (с нарушениями интеллекта)»
Бердинских Тамара Васильевна,
учитель математики высшей квалификационной категории
КОГОБУ ШОВЗ г. Слободского
Дидактические игры на уроках математики
для детей с ОВЗ (с нарушениями интеллекта)
" Игра - это жизненная лаборатория
детства, дающая тот аромат,
ту атмосферу молодой жизни,
без которой, эта пора ее была бы бесполезной для человечества."
С.Т.Шацкий
Аннотация: В статье рассматривается роль дидактических игр на уроках математики для детей с ОВЗ VIII вида, их значение при узучении математического материала, так как дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 8 вида требуют особого внимания педагогов, поскольку процесс усвоения учебного материала у них протекает медленнее, часто возникает необходимость многократного повторения и поддержки учителя. Статья имеет теоретическую и практическую значимость для учителей математики в коррекционных школах.
Ключевые слова: дидактическая игра, дети с ОВЗ, обучение математике, игровое занятие.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем современной школы является задача научить детей учиться. Учитель должен обеспечить на уроке восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, выработку умений его применять.
Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей.
В силу особенностей развития познавательной и эмоционально - волевой сферы детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) при изучении математического материала возникают большие трудности.
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Так как состав учеников коррекционных классов неординарный, у каждого свой уровень усвоения математических знаний, то и подходить к изучению данной дисциплины надо индивидуально. Положительно – эмоциональный настрой, заинтересованность на занятиях влияет на успешное достижение цели. Выработка любых умений и навыков у детей с нарушением интеллекта требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений.
Для того чтобы эта работа не была рутинной, можно придать ей занимательную форму, используя дидактические игры. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребенок выполняет много различных арифметических действий, тренируется в устном счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. В процессе игры ребенок развивает свой кругозор, происходит обогащение активного словаря, развивается речь, он учится использовать математические знания в различных ситуациях. Все это свидетельствует о большом корригирующем значении дидактических игр. Поэтому, я на своих уроках математики и на внеклассных мероприятиях широко использую дидактические игры.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 8 вида требуют особого внимания педагогов, поскольку процесс усвоения учебного материала у них протекает медленнее, часто возникает необходимость многократного повторения и поддержки учителя. Однако традиционные методы обучения зачастую оказываются недостаточно эффективными. Именно поэтому игровые технологии становятся незаменимым инструментом для формирования интереса к предмету и улучшения результатов освоения школьной программы.
Главная функция игрового занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья – обучение в действии, и чем ближе игровая деятельность обучаемых к реальной жизни, тем выше для них познавательный эффект. Такие уроки имеют своей целью социальную адаптацию обучающихся коррекционной школы. Кроме того, обучающиеся нашей школы целый день проводят в одном коллективе, в условиях достаточно напряженной учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение, а может быть, и раздражение от чрезмерной заорганизованности, постоянной регламентации поведения. Снять такое состояние легче всего именно в игре.
Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают свою фантазию.
Игры очень хорошо уживаются с «серьезным учением». Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение.
Использование игровых технологий позволяет решить сразу несколько педагогических задач:
- активизировать познавательную активность обучающихся;
- повысить интерес к изучению предмета;
-развивать творческое мышление и воображение;
-сформировать положительную учебную мотивацию.
Кроме того, благодаря игре ребёнок учится воспринимать учебный материал легко и непринуждённо, без стресса и напряжения.
Организация игрового процесса должна учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, поэтому учителю необходимо заранее подготовить специальные материалы и адаптированные пособия. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также на уроках разного типа. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковою.
Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все обучающиеся одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Помощь должна быть, по возможности, скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых , и у сильных – создалось впечатление равноценности их участия.
В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринуждённо. Испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности.
Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Для этой цели и служат игры.
Остановлюсь на некоторых видах работ, которые я использую на уроках с целью активизации обучающихся.
Для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) важно создавать игры, которые будут не только увлекательными, но и адаптированными под их индивидуальные особенности. Дедуктивные игры помогают развивать логическое мышление, внимание и способность к анализу. Вот несколько идей для таких игр, с учетом специфики математики 8-го вида (для детей с интеллектуальными нарушениями).
Игра «Найди закономерность»
Цель: развитие навыков распознавания и продолжения числовых и геометрических закономерностей.
Описание: учитель или ведущий показывает детям последовательность чисел или геометрических фигур, например: 2, 4, 6, 8, ... или круг, квадрат, круг, квадрат, ... Дети должны определить закономерность и продолжить последовательность.
Результат: дети учатся анализировать и предсказывать, что развивает
их логическое мышление и внимание.
Игра "Магический квадрат"
Цель: развитие навыков сложения и вычитания, а также пространственного мышления.
Описание: учитель рисует на доске или на листе бумаги квадрат, разделенный на 9 клеток (3x3). В некоторых клетках уже стоят числа, а в других — пустые места. Задача детей — заполнить пустые клетки так, чтобы сумма чисел в каждой строке, столбце и диагонали была одинаковой.
Результат: дети улучшают свои навыки сложения и вычитания, а также учатся работать с пространственными структурами.
Игра "Угадай число"
Цель: развитие навыков дедукции и логического мышления.
Описание: учитель загадывает число в определенном диапазоне (например, от 1 до 100). Дети задают вопросы, на которые учитель может отвечать только "да" или "нет", чтобы сузить диапазон и угадать число. Например, "Число больше 50?", "Число четное?".
Результат: дети учатся задавать правильные вопросы и анализировать полученную информацию, что развивает их дедуктивные способности.
Игра "Геометрические пазлы"
Цель: развитие пространственного мышления и навыков распознавания геометрических фигур.
Описание: учитель раздает детям разрезанные на части геометрические фигуры (например, квадрат, треугольник, круг). Задача детей — собрать фигуру из частей.
Результат: дети улучшают свои навыки распознавания и сборки геометрических фигур, что способствует развитию пространственного мышления.
Игра "Математические загадки"
Цель: развитие логического мышления и навыков решения текстовых задач.
Описание: учитель задает детям математические загадки, которые требуют анализа и дедукции для решения. Например: "У меня есть 5 яблок. Я отдал 2 яблока другу. Сколько яблок у меня осталось?"
Результат: дети учатся решать текстовые задачи, что развивает их логическое мышление и навыки анализа.
Эти игры можно адаптировать под индивидуальные особенности каждого ребенка, изменяя сложность заданий и используя различные вспомогательные материалы. Важно, чтобы игры были не только полезными, но и увлекательными, чтобы дети с удовольствием участвовали в процессе обучения.
Таким образом, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально - волевая сфера, способности и умения.
Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал А. С. Макаренко.
Ссылки на источники:
Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст] / Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
Атаханов, Р. А. К диагностике развития математического мышления учащихся вспомогательной школы [Текст] / Р. А. Атаханов // Вопросы психологии. – 1992. –№1,2. – с. 60 – 62.
Бурлака, Е. Г. Занимательная математика [Текст] // Е. Г. Бурлака, И. Н. Прокопенко. – Донецк: Феникс, 2006. – 347 с.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология: краткий курс [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1996. – 334 с.
Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей // С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко. – М.: Академия, 2003. – 321 с.
Залялетдинова, Ф. Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе [Текст] // Ф. Р. Залялетдинова. – М.: ВАКО, 2007. – 422 с.
Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст] // В. Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1998. – 412 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: книга для учителей [Текст] / В. В. Воронкова. – М.: Школа Пресс, 1994. – 416 с.
Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учебное пособие [Текст] // М. Н. Перова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 435 с.
Перова, М. Н. Математика: методические рекомендации 5-9 классы [Текст] // М. Н. Перова, Т. В. Алышева. – М.: Просвещение, 2020. – 364 с.