12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макарова Елена Владиславовна69
4

Дидактические материалы по литературе для учащихся 5 классов при изучении рассказа Саши Чёрного «Кавказский пленник» (в рамках дистанционного обучения)









Дидактические материалы для учащихся 5 классов для изучения рассказа

Саши Чёрного «Кавказский пленник»

(в рамках дистанционного изучения)





t1590126449aa.gif




Составила: Макарова Е.В.,

учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска,

Челябинская область

2020 год

Добрый день, ребята!

Изучите предложенный материал и выполните тестирование по рассказу!

Это ваш слуга покорный,

Он зовётся «Саша Чёрный »…

Почему? Не знаю сам.



Материал для изучения:

Александр Михайлович Гликберг - настоящее имя автора. Однажды он открыл секрет своего псевдонима: "Нас было двое в семье с именем Александр (В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша ). Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей "литературы" что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем".

Обрати внимание!!!!!

Псевдоним – это вымышленное творческое имя писателя, поэта, художника, музыканта и других представителей творческих профессий.

Саша Черный родился в 1880 г. в Одессе, умер 1923 году во Франции. Раннее детство он провел в г. Белая Церковь. Отмечаемая современниками замкнутость и нелюдимость Чёрного во многом сформировалась под влиянием тяжелой обстановки в семье (деспотичный отец и больная мать).

Саша Черный в 15 лет убежал из дома, учился в гимназии в Петербурге, однако был отчислен за неуспеваемость. К этому времени лишился родительской помощи. Мальчик бедствовал, пока история не получила огласку, после чего в 1898 г. его взял на воспитание председатель крестьянского присутствия в Житомире К.К. Роше. Из Житомирской гимназии Чёрный был вновь исключен «без права поступления» за столкновение с директором. Но очень хотел стать писателем. И уже начал печататься с 1904 г. в газете "Волынский вестник". Он пробует себя в разных жанрах: и стихи, и детские произведения, и сатирические произведения. В августе 1914 года ушёл на фронт. В качестве вольноопределяющегося был зачислен в 13-й полевой госпиталь в Варшаве. С 1932 году Чёрный поселился на юге Франции. 5 августа, возвращаясь домой от соседа, поэт услышал крик "Пожар!" и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов, после сильного сердечного припадка, скончался.

Это интересно!

Названия рассказов «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон» не случайны. Они связаны с известными произведениями Льва Толстого «Кавказский пленник» и «Робинзоном Крузо» Даниэля Дефо. Во-первых, сюжеты рассказов так или иначе перекликаются с литературными первоисточниками. В «Кавказском пленнике» Саша Чёрный делает своими героями детей, впервые прочитавших произведение Толстого. Их переживания и воплощение истории Жилина в игре составляют основу сюжета. Маленький мальчик из рассказа «Игорь-Робинзон» оказывается в схожей ситуации, что и главный герой Дефо.

Во-вторых, нельзя не отметить, что автор понимает, насколько важно чтение литературных произведений именно в детстве. Литература обогащает мир ребёнка, развивает фантазию, воспитывает его, учит доброте и правде, умению сопереживать и любить.

Обрати внимание!

Юмор – вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчёркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.

​​​​​​​Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость...

Сравнение – это широко распространённый художественный приём, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

Рассказ «Кавказский пленник» начинается с описания весеннего дня, автор изображает радость и веселье, царившие в жизни природы и в жизни города. Обилие художественных приёмов: сравнений («Воробьи…: кричали, кувыркались, дрались, – просто так, от избытка жизни, как дерутся школьники, разбегаясь по домам после уроков»), метафор («лапы лиственницы», «дворняжка Тузик, лохматая серая муфта»), эпитетов («сквозным кружевным шатром», «весёлая рябь речонки», «генеральский хвост петуха») – создают особую атмосферу счастья и задора.

Описание флигеля, в котором живут главные герои, позволяет представить реалии времени, о котором идёт речь, лучше понять привычки и характер его обитателей. Детали интерьера в рассказе подсказывают читателю, что во флигеле живут люди, которые любят литературу (в шкафу «блестели золотыми буквами корешки книг», на стене «висели портреты тех, кто эти книги когда-то написал»), музыку (мандолина в кабинете), любят уют, берегут традиции (прабабушкин чайный сервиз), ценят своих близких.

Общему настроению веселья противопоставлено настроение грусти двух сестричек, Вали и Кати. На фоне всеобщей радости они выглядели огорчёнными и сердитыми: у старшей даже слеза блестела на щеке. Причина подобного настроения была в том, что они закончили чтение рассказа «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого.

История Жилина воспринималась сёстрами как сущая правда («Раз написано, – значит, настоящая правда…»), и потому вызвала сильное волнение. К тому же дома не было ни мамы, ни няни, которые пояснили бы: неужели можно так мучить людей? Успокаивало одно: герой сбежал, а значит, для него всё сложилось удачно. Да и день был так хорош, что долго грустить не хотелось. Они стали придумывать свой финал рассказа.

По их мнению, Жилин, освободившись, мог взять в плен самих татар. А дальше пребольно высечь их или проявить милость и отпустить на все четыре стороны. Дину же, по мнению девочек, следовало наградить медалью и обучить грамоте. Валя придумала, как дальше она покрестится и выйдет замуж за Жилина. Счастливые, что теперь всё складывается так весело, сестры отправились на улицу….

Обрати внимание!

Если у тебя остались вопросы после изучения рассказа, можешь просмотреть материалы на сайте

«Российской электронной школы» по ссылке

Урок 44. Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7395/conspect/244977/



Выполни тестирование по рассказу и отправь учителю

Тест по рассказу Саши Черного «Кавказский пленник»

1. Какое время года описано в рассказе?

А. Лето

Б. Зима

В. Весна

Г. Осень

2. Вставь пропущенное слово: «Так мирно блестела сквозь зеленеющие вершины река, так плавно звучали на реке голоса, …так бодро шагал по двору рыжий ________________?

А. Кот

Б. Пес

В. Петух

Г. Мальчишка

3. Во флигеле на стенах висели портреты писателей. Чьего портрета не было?

А. Пушкин А.С.

Б. Толстой Л.Н.

В. Лермонтов М.Ю.

Г. Гоголь Н.В.

4. Почему одна девочка плакала во флигеле?

А. Мама лук резала

Б. Её обидели мальчишки со двора

В. Она прочитала рассказ и была поражена прочитанным

Г. Она прочитала рассказ и хохотала до слез

5. Что по вымыслу девочек нужно было выдать Дине?

А. Георгиевскую медаль и русскую азбуку

Б. Орден и лепёшки

В. Новое платье и серьги

Г. Георгиевскую медаль и лепёшку

6. Вставьте пропущенные слова: «Сестры подумали и решили, что спорить не стоит. Конечно, лучше быть_______, чем свирепым____________.

А. Жилиным, Костылиным

Б. Диной, татарином

В. Татарином, быком

Г. Диной, Жилиным

7. Почему первая лепёшка не попала к пленникам в яму?

А. Тузик на лету проглотил

Б. Ветер к речке унёс

В. Девочки сами съели, так как проголодались

Г. Она сгорела на сковородке

8. К какому выводу дети пришли в конце рассказа?

А. Что это произведение – прегрустное

Б. Что это произведение – пренеобычное

В. Что это произведение - прескучное

Г. Что это произведение – превеселое

9. История Жилина воспринималась сёстрами как:

А. сущая правда

Б. Ложь и выдумка

В. Фантастический боевик

Г. глупая история

10. В выражении «пенистые гроздья цветов» какое средство использовано?

А. Сравнение

Б. Эпитет

В. Олицетворение


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.