Дидактический материал (карточки) для обобщения по теме «Деепричастие» (7 класс)
Карточки для групповой и индивидуальной работы
по теме «Деепричастие» (7 класс)
Составила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г.Кондопоги
Почебыт Татьяна Евгеньевна
Карточка 1. Ответь на вопросы:
1.Что обозначает деепричастие?
2.Чем отличается деепричастие от глагола?
3.Какие суффиксы имеют деепричастия несовершенного вида? Приведи примеры.
4. Когда деепричастия с НЕ пишутся раздельно? Приведи примеры.
Карточка 2. Ответь на вопросы:
1.Чем деепричастия отличаются от причастий?
2.От слов каких частей речи образуются деепричастия?
3.Какие суффиксы имеют деепричастия совершенного вида? Приведи примеры.
4. В каких случаях деепричастия пишутся с НЕ слитно? Приведи примеры.
Карточка 3. Ответь на вопросы:
1.Верно ли утверждение: Деепричастие, как и глагол спрягается.
2. Верно ли утверждение:
Деепричастный оборот может стоять только после глагола,обозначающего основное действие.
3.Имеет ли деепричастие настоящее и будущее время, как и глагол?
4.Укажите деепричастие совершенного вида:
Владея, подбросив, приближаясь, удивляя.
Карточка 4. Ответь на вопросы:
1.Верно ли утверждение, что деепричастия образуются от причастий?
2.Закончи предложение: Деепричастный оборот – это…
3.Какое слово соответствует схеме:
- Услышан
- сдерживаясь
- сгорбившись
- приукрасилась.
4.Укажи деепричастие несовершенного вида:
Узнав, глядя, размахнувшись, подъехав.
Карточка 5. Ответь на вопросы:
1.Закончи предложение: Деепричастие обозначает …
2. Верно ли, что деепричастия совершенного вида обозначает законченное добавочное действие?
3.Какое слово соответствует схеме:
- Управляя
- прочитавший
- распустил
- привлечён.
4.Расставь запятые:
Внизу (1) сталкиваясь в чудовищной пляске (2) опрокидывали друг друга (3)пенящиеся валы.
Карточка 6. Ответь на вопросы:
2.Верно ли, что деепричастие с зависимым словом образует деепричастный оборот?
3.В состав какого фразеологизма не входит деепричастие:
- Несолоно хлебавши
- Бежать высунув язык
- Работать не разгибая спины
- Гнуть свою линию
Убирая в комнате, сломался пылесос
Карточка 7. Ответь на вопросы:
1. Верно ли, что деепричастие образовано от глагола? Приведи пример.
2. Верно ли, что деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие? Примеры.
3. В каких случаях деепричастия пишется слитно:
(Не)догадываясь об этом, (не)доумевая, (не)думая о походе, (не)зажигая свет
4.В каком слове на месте пропуска пишется буква е?
Закле..в, намет..в, засе..в, увид..вши
Карточка 8. Ответь на вопросы:
1.Закончи предложение: Деепричастие – это …
2.В каких случаях деепричастия обособляются на письме?
3.В какое словосочетание входит деепричастие:
- Задрожал от страха
- Услышав шорох
- Настроившийся на победу
- Вышит нитками
4.В каком слове нет окончания? Почему?
- Задумал
- Задуман
- Задумавшийся
- задумавшись
Карточка 9. Ответь на вопросы:
1.Верно ли утверждение, что деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что делая?
2.От каких слов образуются деепричастия несовершенного вида? Приведи примеры.
3. Укажи слово, на месте пропуска в котором стоит буква И:
- выслуш..вши
- раста..в
- высуш..в
- увид..в
4.В каком случае НЕ пишется слитно:
(не)навидя, (не)зная, (не)покупая, (не)радуясь
Карточка 10. Ответь на вопросы:
1.Верно ли, что у деепричастий нет будущего времени?
2 От какого слова нельзя образовать деепричастия несовершенного вида:
Лететь, лить, шуршать, громоздиться
3.Расставь знаки препинания:
Ночная птица (1) прокричав (2) что-то печально(3) пролетела над нашими головами.
4.В каком слове НЕ пишется слитно:
- (Не)дотянувшись до веток,
- (не)взирая на проблемы,
- (не)смущая никого,
- (не)работая давно.
Карточка 11. Ответь на вопросы:
1.Верно ли, что деепричастия не изменяются? Докажи на примере.
2.Правильно ли построено предложение. Почему?
Устав после работы, мне не читалось.
3.Строение какого слова соответствует схеме:
- Сгорбившись
- замирая
- надвигалась
- разгораясь
4.Найди в предложении деепричастия:
Мы с Юркой, цепляясь за лианы, с трудом добрались до входа в пещеру и, свесив ноги, сели у входа.
Карточка 12. Ответь на вопросы:
1.Верно ли, что деепричастный оборот является одним членом предложения?
2. В каком слове нет окончания? Почему?
- расположил,
- расположив,
- расположившийся,
- расположен
3.В состав какого фразеологизма не входит деепричастие:
- Нестись сломя голову
- Работать спустя рукава
- Трудиться в поте лица
- Сидеть сложа руки
4.Верно ли расставлены знаки препинания при деепричастном обороте и почему:
Утопая, по колени в сугробе, побрёл он к потемневшему посреди поляны строению.
Карточка 13. Ответь на вопросы:
1.Верно ли, что деепричастия несовершенного вида изменяются по временам?
2. Верно ли, что одиночное деепричастие может быть в предложении сказуемым?
3. От каких основ частей речи образуются деепричастия совершенного вида?
4. Расставь знаки препинания:
Оставшись наедине(1) он ходил по лесу большими шагами(2) ломая попадавшиеся ему ветки(3) или (4) браня себя вполголоса (5) закрывая глаза(6) заставлял себя спать на сеновале.
Карточка 14. Ответь на вопросы:
1.Верно ли утверждение, что деепричастие в речи дописывает, дорисовывает основное действие, называемое глаголом?
2.Какое слово соответствует схеме:
- Перечитан
- подчеркнув
- раскрашена
- увидевши
3.Правильно ли построено предложение и почему:
Получив письмо от брата, его охватило сильное волнение.
4.Укажите деепричастие несовершенного вида:
- Не устояв
- Умывшись
- Ожидая
- Открыв