Урок обобщения изученного по теме «Деепричастие» (7 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Кондопоги урок русского языка в 7 классе подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Кондопоги Республики Карелия Почебыт Татьяна Евгеньевна |
Тема урока: Повторение и общение изученного по теме «Деепричастие»
Тип урока: урок обобщения знаний и умений
Цели урока:
- обобщить знания о деепричастии и деепричастном обороте;
- воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
- формировать УУД:
регулятивные: определять цель учебной деятельности, оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности(этапа) в сотрудничестве с товарищем и учителем; отличать главное и второстепенное действие в процессе.
коммуникативные: слушать собеседника, слушать диалог и различать настроение говорящих, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, задавать вопросы, необходимые для организации всей деятельности;
познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, извлекать нужную информацию из разных источников, работать с разными по уровню заданиями, соблюдать нормы правописания.
Планируемый результат:
Предметные УУД:
Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастия, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
Уметь находить деепричастия, отличать деепричастия от других частей речи, определять вид, правильно выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами, составлять связный текст с использованием деепричастий на основе наблюдения действий.
Личностные УУД:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Оборудование: таблица «НЕ с частями речи», листы оценивания, распечатанные карточки для взаимозачёта, пословицы, видеоролик «Однажды» (журнал «Ералаш» № 6) - в приложениях к уроку.
Листы оценивания ученика.
Ход урока
I.Организационный этап.
Создание положительного настроя. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Прежде чем продолжить свое путешествие по cтране Знаний, мы вспомним мудрость народную, заключенную в пословицах. Давайте сейчас соберем рассыпавшиеся пословицы и прочитаем их, получив напутствие.
1.Игра «Собери пословицу». Необходимо найти пару, прочитать полученное предложение.
Снявши голову (по волосам не плачут)
Не зная броду (не суйся в воду).
Пирога ждать (не евши спать).
(Спотыкаясь) не всегда брани дорогу
Не замочив рук (не умоешься).
Что имеем, не храним (потерявши) плачем.
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Какое напутствие из пословиц мы прочитали? Как относятся эти пословицы к теме нашего урока?
- Вы настроились на работу, запишите в тетрадях число, классная работа.
- Итак, сегодня мы обобщаем изученное по теме «Деепричастие» (записывают тему).
-Опираясь на тему урока, определите цель. Чем мы будем заниматься на уроке? Чему должны научиться? (определяют цель, примерные действия)
Перед вами лежат листы оценивания. В ходе урока вам предстоит вносить отметки о выполнении своей индивидуальной и парной работы.
III. Обобщение и систематизация знаний
1.Взаимопроверка теоретического материала.
- Мы изучили деепричастие, теперь мы должны проверить свои знания. Работа в парах, вам предложены карточки с вопросами и заданиями, ваша задача – опросить друг друга (Приложение 2)
В начале работы обратим внимание на правила работы в парах (Приложение 3).
- У кого возникли трудности? Кому нужна помощь?
2. «Открытый диалог» (выходят 2 пары, одни задают по 1-2 вопросу друг другу и отвечают, а другие выполняют задания письменно на доске).
Обратите внимание на критерии оценивания :
1. Убедительность ответов.
2. Правильное выполнение заданий.
3.Отсутствие ошибок в написании.
- Оцените работу в «Листах оценивания» по пятибалльной шкале насколько вы справились с заданием:
5-отлично, 4-хорошо, 3 – удовлетворительно, 2,1 – нужно еще поработать
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1. Словарный диктант с последующей самопроверкой (Приложение 4)
Проведем диктант на усвоение правописания деепричастий. На доске даны слова и словосочетания, запишите, раскрывая скобки.
(Н..)чего (не)делая, (н..)как (не)мог уснуть, (не)горевал, а радовался, (не)кланяясь в пояс, (не)пользуясь льготами, (не)доумевать, (не) смея нарушить правило, (ни)когда (не)улыбающийся человек, (н..)о чём (не)думая и (не)рассуждая, (не)скошенная трава, (не)исследованные горы,(не) разрушенный, а целый, (не)защищенное от ветра лицо.
- Объясните правописание НЕ с разными частями речи (учащиеся объясняют написание слов)
Сверяем с таблицей:
- Каковы особенности написания НЕ с деепричастием?
2. Физминутка.
3. Творческая работа: наблюдение над процессом и составление текста.
- Часто ли вы употребляете в речи деепричастия? В каких описаниях нужны деепричастия? (тексты с описанием действий)
- Чтобы научиться использовать эти полезные слова, поработаем над составлением текста. Будьте внимательны.
Задание: наблюдая за процессом,происходящим на экране, запишите слова со значением основных и добавочных действий.
Составьте небольшой рассказ на тему «Однажды».
(Просмотр видеоролика журнала «Ералаш», № 6 «Однажды», примерно 1.40 мин).
( Приложение 5)
V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Какие рассказы у вас получились? (1-2 ученика читают свои рассказы, их работы рецензируют учащиеся).
VI. Рефлексивно - оценочный этап.
- Какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
- Что не получилось? С какими трудностями вы справились?
- Оцените свою работу за словарный диктант и творческую работу на последнем этапе в « Листе самооценивания»
VII. Домашнее задание: Написать отзыв об уроке с использованием деепричастий.
VIII. Итоги урока.
– Спасибо вам за активность на уроке! Поблагодарите друг друга за работу и, помня героя «Ералаша», всегда делитесь хорошим настроением и позитивом!
листы самооценивания
DOC / 41.5 Кб
карточки с заданиями для взаимопроверки
DOC / 50 Кб
словарный диктант с самопроверкой
DOC / 39 Кб
правила работы в парах
DOC / 34.5 Кб
Светлана Евгеньевна Лось
Кучумова Ирина Викторовна