Дидактические материалы для коррекционных занятий с учащимися с ОВЗ по теме «Коррекция навыков чтения»
Пояснительная записка
Цель коррекционного задания
Все четыре задания направлены на коррекцию и развитие навыков чтения учащихся
Оборудование: распечатанный для каждого учащегося текст
Периодичность выполнения: ежедневно
Форма проведения задания: м.б. индивидуальная работа, м.б. групповая работа
Рекомендуемый возраст: задания рассчитаны на учащихся 5 класса, занимающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития (на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5 – 11 классы» под редакцией В. Я. Коровиной)
Требуемые навыки: навык чтения
Используемые коррекционные приёмы:
Снятие страха: «Не страшно…», «Не переживай...»
Авансирование: «Ты сможешь сделать это...», «У тебя получится...»,
Усиление мотива: «Нам это нужно, для того чтобы...», «Будешь лучше читать, сможешь найти в книжках ответы на все свои вопросы»
Высокая оценка детали: «Вот это у тебя получилось очень хорошо...»
Упражнение «Корректор»
Инструкция для педагога и детей.
Ученикам предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача детей состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное.
Прочитайте текст, найдите ошибки, исправьте их.
Конь помотал рукой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял четвёртый кусок. Филька ухмылялся сквозь слёзы, а конь жевал ананасы, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл уши от сытости и удовольствия.
Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Колькой. Но никто её не слушал и не понимал, и кукушка от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.
Упражнение «Текст наоборот»
Инструкция для педагога и детей.
Упражнение направлено на развитие правильности и безошибочности восприятия текста (чтение строчек наоборот по буквам)
Прочитайте текст вслух, читая слова наоборот – справа налево.
еогурД еитяняз ишёлА оляотсос в мот, ыботч ьтимрок кечорук, еыроток илиж олоко аробаз в ончоран ялд хин моннеортсыв екимод и йылец ьнед иларги и илагеб ан еровд. ашёлА ьнечо окторок с имин яслимоканзоп, хесв ланз оп инеми, ламинзар хи икард, а кяибаз лавызакан мет, отч адгони окьлоксен йенд удярс ен лавад ми огечин то кешорк, еыроток адгесв елсоп адебо и анижу но ларибос ос итретакс. уджеМ имарук но оннебосо либюл юуталхох, юуннавзан юокшунреЧ. акшунреЧ алыб к умен еевоксал хигурд; ано ежад агдони аляловзоп ябес ьтидалг, и умотэоп ашёлА еишчул икчосук лисонирп йе. анО алыб аварн огохит; окдер ьсалавижахорп с имигурд и, ьсолазак, алибюл ушёлА еелоб, илежен гурдоп хиовс.
Антоний Погорельский
«Чёрная курица, или Подземные жители» (отрывок)
Упражнение «Перемешанные буквы»
Инструкция для педагога и детей.
Если подобные занятия с ребёнком будут регулярными, у него развивается способность быстрее распознавать любой читаемый текст. Это приводит к повышению скорости чтения и восприятия текста.
Прочитайте текст. Будьте внимательны, потому что в некоторых словах буквы перепутались.
В сенях у Панкрата жлиа соорка. Она не сапла от холдоа, сиедла на хомуте, подслуишвала. Потом она боком, озирасяь, посаккала к щели под деврью. Всыкочила наружу, пргынула на перильца и полтеела прямо на гю. Соркоа была опытная, сатрая и нарочно леетла у самой змели, потому что от дереевнь и лесов всё-таки тяунло тпелом и сорока не боляась замрёзнуть. Нитко её не видел, только лисциа в осиноовм яру высуунла мроду из нроы, повела ноосм, заметиал, как тёнмой тенью пронелсась по неуб сорока, шарханулась обартно в нору и длого сиедла, почёсывасяь и соорбажая: куда ж это в ткаую страншую ночь подалась сроока?
К.Г. Паустовский «Тпёлый хелб»
Упражнение «Прочитай-ка»
Инструкция для педагога и детей.
Ученикам предлагается текст, в словах которого встречаются буквы из другого алфавита. Задача детей состоит в том, чтобы быстро выделить лишнее и понять прочитанное. Упражнение развивает объём и концентрацию внимания.
Прочитайте текст. При чтении не обращайте внимание на буквы из другого алфавита
Когjда каjваwлеристы проwходиzли чеwрез дjереwвню Беwрежjки, немеjцкий снаjряд раwзоjрвалzся на оwкоjлице и раjнил в ноjгу вороjного коwня. Коwманzдир остаwвил раwненого конjя в дерjевне, а отjряд уjшёл дjальjше, пыvля и поvvзванивjая удиvлами, - уziiшёл, закаjiтился за роiwщи, за хоjлмы, где веwiiтер каwчал спеwлуvю рожь.
Конjя взяzл к сеwбе меjльник Пjанкрат. Мельwница давwно не рабоjтаzла, но мучнjая пыjль навеiiwки въеwлась в Панкрата. Она леjжаvла сеjрой коjркой на его вjатнике и каjртузе. Из-под карvтузiа посмаjтриваvли на всехw быwстрые глаwза меjльника. Панvкрат был скоjрый на раwбоvту, сердиwтый стаwрик, и реjбята счиiтали его колjwдуном.
Панjкрат вылеjчил коjня. Коzнь остаwлся при мельzниwце и терпеwnлиvво воjзил глиjну, наzвоз и жерzди - поiizмоjгал Панкjраzту чиjнить плоvтиjну.
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева