Дидактический материал к уроку географии «План местности» (5 класс)

26
33
Материал опубликован 21 November 2021 в группе


Пояснительная записка к ресурсу «Дидактический материал к уроку»

1.

Автор (ФИО, должность)

Колышкина Елена Владимировна, учитель географии высшей категории, г. Новосибирск

2.

Название ресурса

Дидактический материал к уроку «План местности»

3.

Вид ресурса

Комплекс материалов к уроку, созданных в программе Microsoft Word 2016

4.

Предмет, УМК

География, УМК любой

5.

Цель ресурса

Закрепление новых предметных знаний, умений и навыков в практической и игровой деятельности.

6.

Задачи ресурса

-образовательные (1)

-развивающие (2,3)

-воспитательные (4,5)

1. Научить обучающихся применять новые знания и способы действий в условиях решения учебных задач.

2. Продолжить развивать у обучающихся умение обобщать, делать выводы, анализировать, строить логическое рассуждение и устанавливать причинно-следственные связи.

3. Способствовать развитию и повышению учебной мотивации через активную игровую и практическую деятельность школьников.

4. Создать условия для развития у обучающихся умения сотрудничать при выполнении группового задания, находить и исправлять допущенные ошибки.

5. Обеспечить условия для воспитания интеллектуальных, нравственных и эмоционально-волевых качеств личности (любознательность, сообразительность, самостоятельность, трудолюбие, коллективизм).

7.

Актуальность ресурса

1. Создаёт условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации к обучению.

2. Групповая и игровая деятельности создают ситуацию успеха и позволяют чувствовать себя уверенно даже слабым ученикам и добиваться им успехов в команде.

3. Самостоятельная практическая деятельность обучающихся будет способствовать более качественному закреплению новых знаний и умений.

4. Умение работать с планом местности востребовано на ВПР и ОГЭ, поэтому использование данного ресурса позволит подготовить обучающихся к решению таких типов заданий.

8.

Планируемые результаты

Метапредметные:

-формирование умений давать определения понятиям, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания;

-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-переводить информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое;

-умение работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию.

Личностные:

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Предметные:

Знать и понимать основные образовательные идеи темы «План местности»:

-понимание значения плана местности в жизни людей;

-знание условных знаков и умение читать топографические карты;

-умение определять виды масштаба, составлять простейший план местности в масштабе;

-сформированность умений и навыков использования знаний о плане местности в повседневной жизни;

-повышение интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

9.

Целевая аудитория

Обучающиеся 5 класса

10.

Продолжительность работы

5-10 минут (в зависимости от уровня обученности учащихся класса)

11.

Форма учебной деятельности учащихся

Групповая (группа по 4 человека)

12.

Место использования

На этапе закрепления новых знаний по теме «План местности» или на следующем уроке на этапе проверки домашнего задания.

13.

Требуемые для работы знания и умения ребенка

Знать и понимать, что такое план местности, условные знаки и их виды, масштаб и его виды, основные и промежуточные стороны горизонта, азимут.

Уметь определять расстояния между объектами на плане, читать план по условным знакам, уметь откладывать расстояния в масштабе, по транспортиру определять азимут на плане местности, определять по плану направления на объекты.

14.

Ожидаемый результат

В результате использования дидактического материала, обучающиеся получат возможность обобщить, систематизировать и закрепить новый материал, развить навыки самостоятельной практической работы, повысить мотивацию к обучению через игровую и групповую формы познавательной деятельности.

.15.

Средства обучения

Дидактические карточки, листы бумаги, ручки, ключи с ответами на задания в электронном формате или на листах А4.

16.

Межпредметные связи

Окружающий мир/дополнительное образование (спортивное ориентирование, туристический кружок)

17.

Описание ресурса

Дидактический материал к уроку является комплексом, в который входят 7 дидактических карточек-заданий, выполняющих обучающие, тренировочные и контролирующие функции: 3 - с играми (кроссворд, геодомино, ребусы), 3 – с практическими заданиями (начертить план местности, работа с текстом и условными знаками, задания по плану местности в формате ВПР и ОГЭ) и 1 – с тестовыми заданиями закрытого типа.

18.

Инструкция к ресурсу

Класс необходимо разделить на 7 групп, в каждой группе выбирается спикер (руководит работой группы), хранитель времени (осуществляет тайм-менеджмент), секретарь (записывает ответ группы). Каждая группа получает дидактическую карточку с игрой или практическим заданием, или тестом. Время на выполнение работы – 5-10 минут (зависит от уровня обученности учащихся).

Затем осуществляется проверка выполнения работ:

-Первый способ: учитель выводит на экран правильные ответы (или раздаёт их в распечатанном виде) и группы осуществляют самопроверку.

-Второй способ: взаимопроверка, когда группа проверяет выполнение задания другой группой. Правильные ответы учитель выводит на экран (или выдаются в распечатанном виде).

Если позволяет время на уроке, то группам можно предложить поменяться заданиями и продолжить работу с другой карточкой.

Если дидактический материал используется как инструмент для проверки домашнего задания, то необходимо выставить отметки обучающимся за работу.

Если дидактический материал используется на этапе первичного закрепления новой темы, то отметки можно не выставлять или по желанию учеников.

19.

Правильные ответы на задания

Размещены на карточках после дидактического материала.

20.

Источники информации




https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/izobrazheniia-zemnoi-poverkhnosti-i-ikh-ispolzovanie-131512/uslovnye-znaki-na-plane-mestnosti-153917/re-6e0bd2b2-43a0-4f4f-a16d-5fb306151605

http://okrugmir.ru/class2/class2_16.php

https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/izobrazheniia-zemnoi-poverkhnosti-i-ikh-ispolzovanie-131512/masshtab-i-ego-vidy-141246/re-bd747ad0-20f2-4c6d-ac37-d35985b87f09

https://www.yaklass.by/p/geografiya/6-klass/plan-mestnosti-i-uslovnye-znaki-7244/plan-mestnosti-8199/re-bb088725-f96f-4d75-ab43-740a8d55a437

https://www.yaklass.by/p/geografiya/6-klass/plan-mestnosti-i-uslovnye-znaki-7244/plan-mestnosti-8199/re-97d2ee77-63a3-4986-9952-c4aa7d080b1d

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2704658-okruzhajuschij-mir-3-klass-kak-pravilno-podpisat-eti-znaki-plana.html

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/7304/%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5

http://rebus1.com/

https://znanija.com/task/38581894

https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/izobrazheniia-zemnoi-poverkhnosti-i-ikh-ispolzovanie-131512/dlia-chego-nuzhen-plan-mestnosti-154813/re-28a149ab-e86d-4e62-90eb-8d14e374388c

https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/izobrazheniia-zemnoi-poverkhnosti-i-ikh-ispolzovanie-131512/dlia-chego-nuzhen-plan-mestnosti-154813/re-45b7fbb1-0603-49a6-afb9-b511ab3d125d

https://www.yaklass.by/p/geografiya/6-klass/plan-mestnosti-i-uslovnye-znaki-7244/plan-mestnosti-8199/re-9c1d7dc0-b1e4-431f-b437-7f6c7e933a34

https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

https://infourok.ru/plan-uroka-po-teme-uslovnye-znaki-4584071.html

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2704658-okruzhajuschij-mir-3-klass-kak-pravilno-podpisat-eti-znaki-plana.html

А.И. Алексеев география 5-6 классы/М: Просвещение, 2018

Примеры карточек-заданий для групп (ниже все карточки-задания размещены одним файлом в архиве):

m1637519838.png
f1637519869.png
j1637519895.png
q1637519920.png
a1637519953.png
k1637519973.png
a1637519991.png
Дидактический материал к уроку "План местности"
RAR / 29.01 Мб
w1637520235.png
u1637520262.png
v1637520289.png
r1637520308.png
​​​​​​​
v1637520326.png
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Владимировна, не устаю удивляться Вашему трудолюбию, высокой работоспособности и педагогическому мастерству! Большое спасибо за новый ресурс отличного качества! Желаю успехов в конкурсе!

21 November 2021

Спасибо, Раиса Поликарповна, за высокую оценку моего труда и пожелание!

22 November 2021

Отлично получилось!

21 November 2021

Спасибо, Наталья Алексеевна!

22 November 2021

Методически грамотно выстроенная работа. Спасибо, Елена Владимировна, за развернутый ресурс

21 November 2021

Признательна Вам, Ирина Геннадьевна, за интерес к работе и позитивный комментарий!

22 November 2021

Елена Владимировна, спасибо Вам за ценный материал в помощь коллегам!

22 November 2021

Благодарю за внимание и комментарий, Елена Владимировна!

22 November 2021

Елена Владимировна, СПАСИБО!!!! Как всегда, творческий подход! Задания разнообразные по уровню сложности, форме подачи .МОЛОДЕЦ!!!!

22 November 2021

Ценю Ваше мнение о своей конкурсной работе, Ирина Михайловна! Спасибо за доброжелательный комментарий и похвалу!

22 November 2021

Благодарю за качественную помощь коллегам! ПОБЕДЫ В КОНКУРСЕ!!!!

22 November 2021

Спасибо за пожелание, Марина Юрьевна!

22 November 2021

Спасибо за качественный материал!

22 November 2021

И Вам спасибо за комментарий, Оксана Геннадьевна!

22 November 2021

И здесь победа!!!!! ОТЛИЧНО!!!!!!!!!!!! Поздравляю, Елена Владимировна!!!!!

8 December 2021

Спасибо за поздравление, Ирина Михайловна! Мне приятно Ваше внимание!

9 December 2021

Мои поздравления с победой в конкурсе! Это замечательно!!!

8 December 2021

Наталия Алексеевна, благодарю Вас за поздравление с победой в конкурсе! Я старалась!

9 December 2021

Елена Владимировна, Вы стараетесь всегда! Ваши все публикации вызывают уважение и восхищение! Всё продумано, чётко, красиво оформлено! Вы настоящая труженица! Спасибо Вам!!!

9 December 2021

Елена Владимировна,с победой в конкурсе!!!

8 December 2021
Показать больше комментариев