Дидактический материал к уроку географии «План местности» (5 класс)
Пояснительная записка к ресурсу «Дидактический материал к уроку» | ||
1. | Автор (ФИО, должность) | Колышкина Елена Владимировна, учитель географии высшей категории, г. Новосибирск |
2. | Название ресурса | Дидактический материал к уроку «План местности» |
3. | Вид ресурса | Комплекс материалов к уроку, созданных в программе Microsoft Word 2016 |
4. | Предмет, УМК | География, УМК любой |
5. | Цель ресурса | Закрепление новых предметных знаний, умений и навыков в практической и игровой деятельности. |
6. | Задачи ресурса -образовательные (1) -развивающие (2,3) -воспитательные (4,5) | 1. Научить обучающихся применять новые знания и способы действий в условиях решения учебных задач. 2. Продолжить развивать у обучающихся умение обобщать, делать выводы, анализировать, строить логическое рассуждение и устанавливать причинно-следственные связи. 3. Способствовать развитию и повышению учебной мотивации через активную игровую и практическую деятельность школьников. 4. Создать условия для развития у обучающихся умения сотрудничать при выполнении группового задания, находить и исправлять допущенные ошибки. 5. Обеспечить условия для воспитания интеллектуальных, нравственных и эмоционально-волевых качеств личности (любознательность, сообразительность, самостоятельность, трудолюбие, коллективизм). |
7. | Актуальность ресурса | 1. Создаёт условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации к обучению. 2. Групповая и игровая деятельности создают ситуацию успеха и позволяют чувствовать себя уверенно даже слабым ученикам и добиваться им успехов в команде. 3. Самостоятельная практическая деятельность обучающихся будет способствовать более качественному закреплению новых знаний и умений. 4. Умение работать с планом местности востребовано на ВПР и ОГЭ, поэтому использование данного ресурса позволит подготовить обучающихся к решению таких типов заданий. |
8. | Планируемые результаты | Метапредметные: -формирование умений давать определения понятиям, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания; -определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -переводить информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое; -умение работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию. Личностные: -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; -осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; -умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Предметные: Знать и понимать основные образовательные идеи темы «План местности»: -понимание значения плана местности в жизни людей; -знание условных знаков и умение читать топографические карты; -умение определять виды масштаба, составлять простейший план местности в масштабе; -сформированность умений и навыков использования знаний о плане местности в повседневной жизни; -повышение интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний. |
9. | Целевая аудитория | Обучающиеся 5 класса |
10. | Продолжительность работы | 5-10 минут (в зависимости от уровня обученности учащихся класса) |
11. | Форма учебной деятельности учащихся | Групповая (группа по 4 человека) |
12. | Место использования | На этапе закрепления новых знаний по теме «План местности» или на следующем уроке на этапе проверки домашнего задания. |
13. | Требуемые для работы знания и умения ребенка | Знать и понимать, что такое план местности, условные знаки и их виды, масштаб и его виды, основные и промежуточные стороны горизонта, азимут. Уметь определять расстояния между объектами на плане, читать план по условным знакам, уметь откладывать расстояния в масштабе, по транспортиру определять азимут на плане местности, определять по плану направления на объекты. |
14. | Ожидаемый результат | В результате использования дидактического материала, обучающиеся получат возможность обобщить, систематизировать и закрепить новый материал, развить навыки самостоятельной практической работы, повысить мотивацию к обучению через игровую и групповую формы познавательной деятельности. |
.15. | Средства обучения | Дидактические карточки, листы бумаги, ручки, ключи с ответами на задания в электронном формате или на листах А4. |
16. | Межпредметные связи | Окружающий мир/дополнительное образование (спортивное ориентирование, туристический кружок) |
17. | Описание ресурса | Дидактический материал к уроку является комплексом, в который входят 7 дидактических карточек-заданий, выполняющих обучающие, тренировочные и контролирующие функции: 3 - с играми (кроссворд, геодомино, ребусы), 3 – с практическими заданиями (начертить план местности, работа с текстом и условными знаками, задания по плану местности в формате ВПР и ОГЭ) и 1 – с тестовыми заданиями закрытого типа. |
18. | Инструкция к ресурсу | Класс необходимо разделить на 7 групп, в каждой группе выбирается спикер (руководит работой группы), хранитель времени (осуществляет тайм-менеджмент), секретарь (записывает ответ группы). Каждая группа получает дидактическую карточку с игрой или практическим заданием, или тестом. Время на выполнение работы – 5-10 минут (зависит от уровня обученности учащихся). Затем осуществляется проверка выполнения работ: -Первый способ: учитель выводит на экран правильные ответы (или раздаёт их в распечатанном виде) и группы осуществляют самопроверку. -Второй способ: взаимопроверка, когда группа проверяет выполнение задания другой группой. Правильные ответы учитель выводит на экран (или выдаются в распечатанном виде). Если позволяет время на уроке, то группам можно предложить поменяться заданиями и продолжить работу с другой карточкой. Если дидактический материал используется как инструмент для проверки домашнего задания, то необходимо выставить отметки обучающимся за работу. Если дидактический материал используется на этапе первичного закрепления новой темы, то отметки можно не выставлять или по желанию учеников. |
19. | Правильные ответы на задания | Размещены на карточках после дидактического материала. |
20. | Источники информации | |
| http://okrugmir.ru/class2/class2_16.php https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/7304/%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5 https://znanija.com/task/38581894 https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html https://infourok.ru/plan-uroka-po-teme-uslovnye-znaki-4584071.html А.И. Алексеев география 5-6 классы/М: Просвещение, 2018 |
Примеры карточек-заданий для групп (ниже все карточки-задания размещены одним файлом в архиве):
RAR / 29.01 Мб
Трефилова Раиса Поликарповна
Колышкина Елена Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна
Колышкина Елена Владимировна
Елена Владимировна
Колышкина Елена Владимировна
Дементьева Ирина Михайловна
Колышкина Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Ильина Оксана Геннадьевна
Колышкина Елена Владимировна
Дементьева Ирина Михайловна
Колышкина Елена Владимировна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Колышкина Елена Владимировна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ильина Оксана Геннадьевна