Дидактический материал к уроку русского языка в 8 классе по УМК Т.А. Ладыженской
Пояснительная записка
Предмет: русский язык
Класс: 8
УМК: Ладыженской Т.А., Баранова М. Т., Бархударова С.Г.
Раздел: повторение и обобщение изученного в 5-7 классах в начале года
Тип материала: раздаточный материал/карточка
Время выполнения: 15-20 минут.
Проверка знания орфограмм: написание НЕ со словами, з/с на конце приставок и в корне слова, написание словарных слов, безударная гласная в корне слова, приставки пре/при, н и нн в прилагательных, написание разделительных Ь и Ъ, чу/щу.
Проверка знания постановки знаков препинания: запятые и двоеточие при однородных членах предложения, знаки препинания при деепричастных и причастных оборотах.
Использованная литература: Сто великих чудес природы. – М. Вече, 2006. – 112 с. (С.46)
Инструкция Дорогие ребята! Прочитайте текст и выполните задания. Если Вы затрудняетесь ответить на какой-либо вопрос, переходите к следующему. К невыполненным заданиям Вы можете вернуться позднее. Желаю удачи! |
Прочитайте текст и выполните задания
В России множество (не) обычных и заманчивых уголков природы. Говоря о них мы произносим слова бе..крайний необ..ятный величестве (н/нн)ый могучий… А вот с Селигером а (с/сс)оциируются эпитеты «приветливый» и «радостный».
Действительно, это валдайское озеро (не) пор..жает ни своими гиган..скими размерами ни своей (не) вероятной глубиной или чудодействе(н/нн)ыми свойствами воды. Нет (з/с)десь и пр..чудливых скал снежных хр..бтов или таинстве(н/нн)ых пещер. Но об..яние Селигера (не) об..яснимое словами ощ..щает каждый человек попавший в этот чарующий в любое время уголок России.
На озере около двухсот б..льших и совсем крошеч (?)ных остр..вов и остр..вков а на его б..регах древний л..дник ост..вил ро(с/сс)ыпи серых валунов словно охр..няющих покой озера. Глубоко вдающиеся в материк плесы зал..вы отв..твления и бухты сост..вляют самую прим..чательную черту Селигера и пр..дают ему особе(н/нн)о живописный вид.
(Из энциклопедии «Сто великих чудес природы»)
Придумайте и напишите заголовок к этому тексту.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Выпишите предложения с причастными оборотами, объясните постановку знаков препинания.
Выпишите из текста деепричастие, выполните его морфемный разбор.
Найдите в тексте слово с лексическим значением «очарование, притягательная сила»
Выпишите прилагательные с суффиксами н/нн, объясните их написание.
Запишите синоним к слову «черта» из последнего предложения. Придумайте и запишите предложение (предложения), в котором (-ых) это слово будет в другом значении.
Ключ:
Озеро Селигер (ответ может быть сформулирован в другой форме)
В России множество необычных и заманчивых уголков природы. Говоря о них, мы произносим слова: бескрайний, необъятный, величественный, могучий… А вот с Селигером ассоциируются эпитеты «приветливый» и «радостный».
Действительно, это валдайское озеро не поражает ни своими гигантскими размерами, ни своей невероятной глубиной или чудодейственными свойствами воды. Нет здесь и причудливых скал, снежных хребтов или таинственных пещер. Но обаяние Селигера, не объяснимое словами, ощущает каждый человек, попавший в этот чарующий в любое время уголок России.
На озере около двухсот больших и совсем крошечных островов и островков, а на его берегах древний ледник оставил россыпи серых валунов, словно охраняющих покой озера. Глубоко вдающиеся в материк плесы, заливы, ответвления и бухты составляют самую примечательную черту Селигера и придают ему особенно живописный вид.
Но обаяние Селигера, не объяснимое словами, ощущает каждый человек, попавший в этот чарующий в любое время уголок России.
На озере около двухсот больших и совсем крошечных островов и островков, а на его берегах древний ледник оставил россыпи серых валунов, словно охраняющих покой озера. Выделяются запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова.
Говоря (говор – корень, я – суффикс, всё слово – основа)
Обаяние
Величественный, чудодейственными, таинственных. В прилагательных с суффиксами енн/онн пишется две буквы н.
Черта- особенность, своеобразие.
Он устал спорить и подвел черту их разговору. Мальчик нарисовал черту на асфальте.