Дидактический материал по истории «Территория, население и хозяйство России в начале 16 в.» (9–11 класс)
Дидактический материал по истории России 7 класс
DOCX / 582.41 Кб
Пояснительная записка к дидактическим материалам.
Дидактический материал по истории России.
Раздел: Россия в 16 веке.
Тема: Территория, население и хозяйство России в начале 16 века.
Рекомендовано для 7 класса. А также для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ по истории в 9, 11 классе.
В 7 классе дидактический материал рекомендовано использовать на этапе закрепления нового материала, как индивидуальный раздаточный материал, тестовый контроль, подготовке к ВПР, в ходе опроса по данной теме.
Для выполнения заданий необходимо:
1. Усвоить понятия и термины по теме:«Территория, население и хозяйство России в начале 16 века.»
2. Умение использовать карту как источник информации.
3. Обосновывать суждение на основе систематизации информации.
4. Устанавливать причинно-следственные связи изучаемых событий и явлений.
Использование дидактических материалов способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Позволяет разнообразить методы рефлексии на уроке. Способствует более глубокому усвоению знаний и развитию умений.
Задание 1.
Установите соответствие между понятием и определением. Ответы занесите в таблицу.
Понятие |
Определение |
А) Ярмарка |
1) Название поселений в Русском государстве 16-17 вв. (стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, белые и другие), население которых временно освобождались от уплаты налогов в казну. |
Б) Трехполье |
2) Вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие службу в приграничных районах (городовые и сторожевые). |
В) Слобода |
3) Торг, рынок товаров организованный в определенное время и установленном месте. |
Г) Община |
4) Чередование участков земли с яровыми, озимыми, «паром» для повышения урожайности зерновых культур. |
Д) Казаки |
5) Форма социальной организации земледельцев, связанных круговой порукой. |
|
6)Повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина вносить в пользу владельца земли определенное количество продуктов, произведенных в собственном хозяйстве. |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
3 |
4 |
1 |
5 |
2 |
Задание 2.
Исключить лишнее в ряду. Объясните свой выбор.
- Кожа, щетина, сало, меха, пряности.
- Сукно, металл, порох, оружие, мед.
Ответ: 1.Пряности 2. Мед
Задание 3.
Составьте из приведенных ниже терминов 2 группы, назовите их. Запишите цифры, под которыми указаны термины в соответствующие колонки таблицы.
- шашка; 2)соха; 3)сабля; 4)пика; 5)борона; 6)плуг
А __________________
|
Б __________________ |
||||
|
|
|
|
|
|
Ответ: А – Сельскохозяйственные орудия труда 2,5,6 Б) Вооружение казаков 1, 3, 4
Задание 4.
Решите кроссворд
По горизонтали: 1) Первый крупный морской порт Российского государства, через который осуществлялась торговля с Англией и странами Западной Европы 2) Торг, рынок товаров организованный в определенное время и установленном месте. 3) Монета, равная одной сотой рубля, с изображением всадника с копьем.
По вертикали: 1) Сельскохозяйственное орудие труда 2)Зерновая культура, возделываемая крестьянами в 16 веке. 3)Товар, который вывозили из России в Европу 4)Форма социальной организации земледельцев, связанных круговой порукой 5) Вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие службу в приграничных районах (городовые и сторожевые).
|
|
|
4) о |
|
|
|
|
|||||
б |
||||||||||||
щ |
|
5) к |
||||||||||
|
и |
а |
||||||||||
н |
з |
|||||||||||
|
2) я |
р |
3) м |
а |
р |
к |
а |
|||||
ч |
|
е |
|
|
к |
|||||||
1) б |
м |
д |
|
|||||||||
о |
е |
|
||||||||||
|
р |
х |
а |
н |
г |
е |
л |
ь |
с |
к |
||
|
о |
|
ь |
|
||||||||
н |
|
3)к |
о |
п |
е |
й |
к |
а |
||||
а |
|
|||||||||||
Задание 5.
Работа с контурной картой. 1. Обозначьте на контурной карте расположение первого в русских землях крупного морского порта. 2. Обозначьте стрелками основные направления торговли России с соседними странами. Подпишите какие товары Россия ввозила из-за границы и вывозила в другие страны.
Задание 6.
Какой из приведенных исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения.
«Денежная реформа 1535-1538 гг. имела благоприятные последствия для хозяйственной жизни страны»
- введение единой для всей страны денежной единицы- московского рубля
- создание государственного органа – Казны
- раздача поместий
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.
Задание 7. Рассмотрите изображение и укажите, какое суждение о данной марке является верным.
- Основание города, юбилею которого посвящена марка, произошло в царствование Ивана Грозного.
- В 16 веке Архангельск был вторым по значению портом после Санкт- Петербурга.
- Первым иностранным мореплавателем, посетившим в 16 веке Архангельск, был Френсис Дрейк.
Правильный ответ 1.