Дидактический материал по теме “Квадратные корни” для 8 класса (дети с ООП)
Цель: Создать условия для успешного усвоения темы “Квадратные корни” учащимися с особыми образовательными потребностями (ООП), обеспечивая индивидуальный подход и разнообразные способы представления информации.
Общие принципы работы:
Учет индивидуальных особенностей: Адаптация заданий, темп работы, использование визуальных и тактильных материалов.
Постепенное усложнение: Движение от простых к более сложным заданиям, с обязательным закреплением каждого этапа.
Мультисенсорный подход: Задействование разных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, движение).
Положительное подкрепление: Поддержка и похвала за малейшие успехи.
Ясность и конкретность инструкций: Четкие и понятные формулировки заданий.
Регулярная обратная связь: Оценка результатов и помощь при необходимости.
Виды дидактического материала:
1. Визуальные материалы:
Таблица квадратов:
Большая наглядная таблица квадратов натуральных чисел (1-20) с выделением цветом результатов.
Карточки с отдельными числами и их квадратами для сопоставления.
Таблица с изображениями (например, квадрат со стороной 3 и его площадь – 9).
Графическое представление:
Линейка с делениями, обозначающими числа и их квадраты.
Изображения квадратов разных размеров, иллюстрирующие понятие площади.
Схемы и диаграммы, показывающие взаимосвязь между числом и его квадратным корнем.
Мнемонические карточки:
Картинки и ассоциации, помогающие запомнить квадраты чисел (например, 4 - это дважды два, нарисовать два яблока и т.д.).
2. Тактильные материалы:
Сенсорные доски:
Доски с вырезанными и приклеенными формами квадратов разного размера для тактильного изучения.
Числа, нанесенные шрифтом Брайля или выпуклыми символами.
Объемные модели:
Кубики и квадраты для создания моделей, наглядно демонстрирующих связь между числом и его квадратом.
Объемные модели, иллюстрирующие понятия площади.
3. Игровые материалы:
Карточки “Логические пары”:
Карточки с числами и их квадратными корнями (например, 9 и 3), которые нужно найти и соединить в пару.
Карточки с обыкновенными дробями и десятичными числами, квадратными корнями.
Лото:
Карточки лото с числами и их квадратными корнями.
Домино:
Кости домино с числами и их квадратными корнями, требующими сопоставления.
Математическое Бинго:
Карточки с числами, при нахождении квадратного корня учащийся ставит крестик.
Игры-соревнования:
Игры на скорость и точность определения квадратных корней.
Командные игры с использованием различных форм представления информации (визуальной, тактильной, аудиальной).
4. Адаптированные задания:
Задания с опорой:
Задания с подсказками, образцами решения и опорными схемами.
Использование калькулятора для проверки и облегчения вычислений.
Задания с выбором ответа:
Задания с готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать правильный.
Задания с пошаговыми инструкциями:
Задания, разбитые на несколько простых шагов, каждый из которых четко прописан.
Задания с использованием рисунков и схем:
Задания, в которых для решения необходимо проанализировать изображения.
5. Материал для индивидуальной работы:
Карточки с индивидуальными заданиями:
Разноуровневые задания, подобранные с учетом способностей и потребностей каждого ученика.
Задания с разным количеством примеров и сложностью вычислений.
Рабочие листы с алгоритмами:
Пошаговые инструкции для решения различных видов задач на квадратные корни.
Тренажеры:
Индивидуальные тренажеры для отработки навыков вычисления квадратных корней.
Примеры заданий:
Сопоставление: Соедините линией число с его квадратным корнем: 9 – 3; 4 – 2; 25 – 5; 16 – 4.
Заполнение таблицы: Заполните таблицу, вычислив квадраты чисел:
Число | Квадрат |
2 | ? |
5 | ? |
7 | ? |
Выберите ответ: выберите правильный квадратный корень из числа 36: а) 5, б) 6, в) 7.
Решение задач: Используя таблицу квадратов, найдите квадратные корни из следующих чисел: 16; 49; 100.
Критерии оценки:
Активность: Участие в работе, проявление интереса к изучению темы.
Точность: Правильность выполнения заданий, отсутствие вычислительных ошибок.
Самостоятельность: Способность самостоятельно выполнять задания с минимальной помощью.
Понимание: способность объяснить суть понятий и применить их на практике.
Важно:
Предоставляйте материалы в доступном и удобном для использования формате (крупный шрифт, контрастные цвета, чёткие изображения).
Регулярно проводите коррекционную работу, восполняя пробелы в знаниях.
Создайте благоприятную атмосферу для обучения, поддерживайте и мотивируйте учащихся.
Этот дидактический материал поможет учителю эффективно организовать учебный процесс и обеспечить успешное освоение темы «Квадратные корни» учащимися с особыми образовательными потребностями.