Дидактический материал по теме «Однородные члены предложения»
Министерство науки и ВЫСШЕГО образования Российской федерации
МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ»
(МКГиК)
Методическая разработка по дисциплине «Русский язык» для преподавателей 1-го курса. Дидактический материал по теме «Однородные члены предложения»
Разработчик: Демина С. В.., преподаватель Московского колледжа геодезии и картографии
Москва
2023
Пояснительная записка
Дидактический материал по теме «Однородные члены предложения», написанный Деминой С.В., отвечает требованиям учебного процесса и содержанию программы по дисциплине «Русский язык».
Все задания, предложенные преподавателем, пригодны для эффективного использования при самостоятельной работе студентов, как в письменной форме, так и в устной.
Дисциплина «Русский язык» изучается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3) согласно учебному плану на основе примерной программы, утверждённой в 2019 году для студентов первого курса всех специальностей.
Дисциплина «Русский язык» относится к общеобразовательному циклу.
На изучение данной дисциплины отводится 78 аудиторных часа.
На раздел «Синтаксис и пунктуация» отводится 28 часов, из них 4 предусмотрено на изучение темы «Однородные члены предложения».
В данном пособии представлены дидактические материалы по теме «Однородные члены предложения».
Дидактический материал представлен текстами из изучаемых литературных произведений, к каждому тексту прилагается задание. Эмоциональные и одновременно серьезные по содержанию тексты русских классиков пробуждают интерес у студентов к русскому языку, помогают усваивать материал, повышать эффективность и качество преподавания.
Задания сборника могут быть использованы преподавателем как для индивидуальной, так и для фронтальной работы, как в устном, так и в письменном виде.
Работа над однородными членами дает возможность развить логическое мышление обучающихся, способствует, в частности, лучшему уяснению понятий об общем и частном, о родовой и видовой соотносительности слов, о разновидностях предметов.
Задание№1.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, и объясните (устно) их употребление. Подчеркните обобщающие слова.
Утром в пятницу, то есть на другой день после проклятого сеанса, весь наличный состав служащих Варьете бухгалтер Василий Степанович Ласточкин, два счетовода, три машинистки, обе кассирши, курьеры, уборщицы– все, кто был в наличности, сидели на подоконниках окон выходящих на Садовую, и смотрели на то, что делается под стеною Варьете. Под этой стеной в два ряда лепилась многотысячная очередь, хвост которой находился на Кудринской площади. В голове этой очереди стояло примерно два десятка хорошо известных в театральной Москве барышников. (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».)
Задание№2
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Подчеркните однородные члены предложения.
Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем. При первом же окрике кондукторши он прекратил наступление снялся с подножки и сел на остановке потирая гривенником усы. Но лишь кондукторша рванула веревку и трамвай тронулся, кот поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому все-таки ехать-то надо. Пропустив мимо себя все три вагона, кот вскочил на заднюю дугу последнего, лапой вцепился в какую-то кишку, выходящую из стенки, и укатил, сэкономив таким образом гривенник.
Занявшись паскудным котом, Иван едва не потерял самого главного из трех – профессора.
(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Задание№3
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Устно объясните расстановку знаков при однородных и неоднородных определениях.
Ворвавшись в подъезд Иван Николаевич взлетел на второй этаж, немедленно нашел эту квартиру и позвонил нетерпеливо. Ждать пришлось недолго: открыла Ивану дверь какая-то девочка лет пяти, и, ни о чем не справляясь у пришедшего, немедленно ушла куда-то.
В громадной до крайности запущенной передней слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин. За одной из дверей гулкий мужской голос в радиоаппарате сердито кричал что-то стихами.
Иван Николаевич ничуть не растерялся в незнакомой обстановке и прямо устремился в коридор, рассуждая так: «Он, конечно, спрятался в ванной». (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Задание№4
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Устно объясните расстановку знаков при однородных и неоднородных определениях.
И тотчас пол сцены покрылся новыми, персидскими коврами, возникли громадные зеркала, с боков освещенные зеленоватыми трубками, а меж зеркал витрины. В них зрители в веселом ошеломлении увидели разных цветов и фасонов парижские женские платья. Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с перышками, и без перышек, сотни же туфель – черных, белых, кожаных, атласных, замшевых, и с ремешками, и с камушками. Между туфель появились футляры, и в них заиграли светом блестящие грани хрустальных флаконов. Горы сумочек из антилоповой кожи, из замши, из шелка, а между ними – целые груды чеканных золотых футлярчиков, в которых бывает губная помада.(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Задание№5
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Он был уже внизу и увидел дверь, ведущую в какую-то каморку. Стекло в этой двери было выбито. Поплавский спрятал паспорт в карман оглянулся надеясь увидеть выброшенные вещи. Но их не было и следа. Поплавский и сам подивился, насколько мало это его огорчило. Его занимала другая интересная соблазнительная мысль – проверить на этом человечке еще раз проклятую квартиру. В самом деле: раз он справлялся о том, где она находится, значит, шел в нее впервые. Стало быть, он сейчас направлялся непосредственно в лапы к той компании, что засела в квартире № 50. Что-то подсказывало Поплавскому, что человечек этот очень скоро выйдет из этой квартиры. Ни на какие похороны никакого племянника Максимилиан Андреевич, конечно, уже не собирался, а до поезда в Киев времени было достаточно.(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Задание№6
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Устно объясните расстановку знаков при однородных и неоднородных определениях.
Прежде всего откроем тайну, которую мастер не пожелал открыть Иванушке. Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной. Все, что мастер говорил о ней, было сущей правдой. Он описал свою возлюбленную верно. Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно – с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою молодого крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был красив добр честен и обожал свою жену. Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного старинного особняка в одном из переулков близ Арбата.
(М.Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Задание№7.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме украсившей себя тогда весною мимозами?
Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк и не отдельный сад и не деньги. Она любила его, она говорила правду. Даже у меня, правдивого повествователя но постороннего человека сжимается сердце при мысли о том, что испытала Маргарита, когда пришла на другой день в домик мастера.(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Задания№8.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
В таких мучениях прожила Маргарита Николаевна всю зиму и дожила до весны. В тот самый день, когда происходила кутерьма, вызванная появлением черного мага в Москве, в пятницу, Маргарита проснулась около полудня в своей спальне выходящей фонарем в башню особняка.
Проснувшись, Маргарита не заплакала, как это бывало часто, потому что проснулась с предчувствием, что сегодня наконец что-то произойдет.
– Я верую! – шептала Маргарита торжественно, –Сознаюсь в том, что я лгала обманывала жила тайной жизнью скрытой от людей но все же нельзя за это наказывать так жестоко. Так шептала Маргарита Николаевна, глядя на пунцовые шторы, наливающиеся солнцем, беспокойно одеваясь, расчесывая перед тройным зеркалом короткие завитые волосы.
(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Задание№9.
Выпишите сначала из текста предложения с однородными определениями, а затем- с неоднородными.
Сон, который приснился в эту ночь Маргарите, был действительно необычен. Дело в том, что во время своих зимних мучений она никогда не видела во сне мастера. Ночью он оставлял ее, и мучилась она только в дневные часы. А тут приснился.
Приснилась неизвестная Маргарите местность – безнадежная унылая под пасмурным небом ранней весны. Приснилось это клочковатое бегущее серенькое небо, а под ним беззвучная стая грачей. Какой-то корявый мостик. Под ним мутная весенняя речонка, безрадостные нищенские полуголые деревья, одинокая осина. Ни дуновения ветерка, ни шевеления облака и ни живой души.
И вот, вообразите, распахивается дверь этого бревенчатого здания, и появляется он. Довольно далеко, но он отчетливо виден. Оборван он, не разберешь, во что он одет. Волосы всклокочены, небрит. Глаза больные встревоженные. Манит ее рукой, зовет. Захлебываясь в неживом воздухе, Маргарита по кочкам побежала к нему и в это время проснулась.(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Задание№10
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Находясь все в том же новом возбужденном состоянии, Маргарита оделась и стала внушать себе, что, в сущности, все складывается очень удачно. Муж уехал в командировку на целых три дня. В течение трех суток она предоставлена самой себе, никто не помешает ей думать о чем угодно мечтать о том что ей нравится. Все пять комнат в верхнем этаже особняка, вся эта квартира, которой в Москве позавидовали бы десятки тысяч людей, в полном ее распоряжении.
Однако, получив свободу на целых три дня, из всей этой роскошной квартиры Маргарита выбрала далеко не самое лучшее место. Напившись чаю, она ушла в темную, без окон, комнату, где хранились чемоданы и разное старье в двух больших шкафах. Присев на корточки, она открыла нижний ящик первого из них и из-под груды шелковых обрезков достала то единственно ценное, что имела в жизни.(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Задание.№11.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
В руках Маргариты оказался старый альбом коричневой кожи в котором была фотографическая карточка мастера книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы. Вернувшись с этим богатством к себе в спальню Маргарита Николаевна установила на трехстворчатом зеркале фотографию и просидела около часа, держа на коленях испорченную огнем тетрадь, перелистывая и перечитывая ее.
Утирая слезы, Маргарита Николаевна оставила тетрадь, локти положила на подзеркальный столик и, отражаясь в зеркале, долго сидела, не спуская глаз с фотографии. Потом слезы высохли. (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Задание№12.
Прочитайте текст внимательно, объясните (устно) постановку знаков препинания.
Маргарита поднялась на метр вверх и ударила по люстре. Две лампочки разорвало, и во все стороны полетели подвески. Крики в скважине прекратились, на лестнице послышался топот. Маргарита выплыла в окно, оказалась снаружи окна, размахнулась несильно и молотком ударила в стекло. Оно всхлипнуло, и по облицованной мрамором стене каскадом побежали вниз осколки. Маргарита поехала к следующему окну. Покончив с окнами Латунского, Маргарита поплыла к соседней квартире. Удары стали чаще, переулок наполнился звоном и грохотом. Из первого подъезда выбежал швейцар, поглядел вверх, немного поколебался, очевидно, не сообразив сразу, что ему предпринять, всунул в рот свисток и бешено засвистел. С особенным азартом под этот свист рассадив последнее окно в восьмом этаже, Маргарита спустилась к седьмому и начала крушить стекла в нем.
Измученный долгим бездельем за зеркальными дверями подъезда, швейцар вкладывал в свист всю душу, причем точно следовал за Маргаритой, как бы аккомпанируя ей. (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Задание№13
Поставить пропущенные знаки препинания.
Пьер был неуклюж. Толстый выше обыкновенного роста широкий с огромными красными руками он как говорится не умел войти в салон. Кроме того, он был рассеян. Вставая он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку кивнула ему и сказала: «Надеюсь увидеть вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер».(Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Задание№14
Списать текст, объяснить постановку знаков препинания.
Подчеркнуть однородные члены предложения.
Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года в жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший за́мок, въехал в аллею и в каменные ворота дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же стены, те же звуки, те же робкие лица. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющая девушка, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Задание№15
Списать текст, поставив пропущенные запятые.
Подчеркнуть однородные члены предложения.
Ростов толкнул лошадь, выскакал вперед эскадрона, и не успел он еще скомандовать движение, как весь эскадрон, испытывавший то же, что и он, тронулся за ним. Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены. Он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее. Пули так возбудительно визжали и свистели вокруг него, лошадь так горячо просилась вперед, что он не мог выдержать. Он тронул лошадь, скомандовал и в то же мгновение, услыхав за собой звук топота своего развернутого эскадрона, стал спускаться к драгунам под гору.
Драгуны были близко. Передние, увидав гусар, стали поворачивать назад, задние приостанавливаться
.(Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Задание№16
Прочитайте внимательно текст и объясните (устно) постановку знаков препинания.
Приехав в Москву после своей встречи с Ростовым, княжна Марья нашла там своего племянника с гувернером и письмо от князя Андрея, который предписывал им их маршрут в Воронеж, к тетушке Мальвинцевой. Заботы о переезде, беспокойство о брате, устройство жизни в новом доме, новые лица, воспитание племянника — все это заглушило в душе княжны Марьи то чувство как будто искушения, которое мучило ее во время болезни и после кончины ее отца и в особенности после встречи с Ростовым. Она была печальна. Впечатление потери отца, соединявшееся в ее душе с погибелью России, теперь, после месяца, прошедшего с тех пор в условиях покойной жизни, все сильнее и сильнее чувствовалось ей. Она была тревожна: мысль об опасностях, которым подвергался ее брат — единственный близкий человек, оставшийся у неё, мучила ее беспрестанно. Она была озабочена воспитанием племянника, для которого она чувствовала себя постоянно неспособной; но в глубине души ее было согласие с самой собою, вытекавшее из сознания того, что она задавила в себе поднявшиеся было, связанные с появлением Ростова, личные мечтания и надежды. (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Задание№17.
Спишите текст. Объясните (устно) постановку знаков препинания.
Дед Гришака топтал землю шестьдесят девять лет. Участвовал в турецкой кампании 1877 года, состоял ординарцем при генерале Гурко, попал в немилость и был отослан в полк. За боевые отличия под Плевной и Рошичем имел два Георгия и Георгиевскую медаль и, доживая у сына, пользуясь в хуторе всеобщим уважением за ясный до старости ум, неподкупную честность и хлебосольство, короткие остатки жизни тратил на воспоминания.
Летом с восхода до заката солнца сиживал на завалинке, чертил костылем землю, согнув голову, думал неясными образами, обрывками мыслей, плывущими сквозь мглу забвения тусклыми отсветами воспоминаний...
От потрескавшегося козырька казачьей слинявшей фуражки падала на веки закрытых глаз длинная черная тень; от тени морщины щек казались глубже. По пальцам, скрещенным над костылем, по кистям рук, по выпуклым черным жилам шла черная, как чернозем в логу, медленная в походе кровь.(М.А.Шолохов «Тихий Дон»).
Задание№18.
Спишите текст, поставив пропущенные запятые.
Изжелта-белые грудастые как струги тихо проплывали над Новочеркасском облака. В вышней заоблачной синеве, прямо над сияющим куполом собора, недвижно висел седой курчавый каракуль перистой тучи, длинный хвост ее волнами снижался и розово серебрился где-то над станицей Кривянской.
Неяркое вставало солнце, но окна атаманского дворца, отражая его, жгуче светились. На домах блестели покаты железных крыш, сырость вчерашнего дождя хранил на себе бронзовый Ермак, протянувший на север сибирскую корону.
По Крещенскому спуску поднимался взвод пеших казаков. На штыках их винтовок играло солнце. Граненой тишины утра, нарушаемой редкими пешеходами да дребезжаньем извозчичьей пролетки, почти не колебал четкий, чуть слышный шаг казаков. (М.А.Шолохов «Тихий Дон»).
Задание.№19
Объясните (устно) постановку знаков препинания в тексте.
В это утро с московским поездом приехал в Новочеркасск Илья Бунчук. Он последним вышел из вагона, одергивая на себе полы демисезонного старенького пальто, чувствуя себя в штатском неуверенно и непривычно.
Бунчук пошел в город; дешевый, изрядно потертый чемодан нес подмышкой. За всю дорогу, до самой окраины улицы, почти не попадались люди. Спустя полчаса Бунчук, наискось пересекший город, остановился у небольшого полуразрушенного домика.
В тесном коридорчике половину места занимал заваленный разной рухлядью сундук. В темноте Бунчук стукнулся коленом об угол его. В передней низкой комнатке никого не было. От страшно знакомого запаха, присущего только этому дому, у него закружилась голова. Взглядом охватил всю обстановку: тяжелый застав икон в переднем углу горницы, кровать, столик, пятнистое от старости зеркальце над ним, фотографии. С внезапно и остро застучавшим сердцем, вдыхая воздух, Бунчук повернулся и, кинув чемодан, оглядел кухню. Так же приветливо зеленела окрашенная фуксином лобастая печь, из-за голубенькой ситцевой занавески выглядывал старый пегий кот; в глазах его светилось осмысленное, почти человеческое любопытство. (М.А.Шолохов «Тихий Дон»).
Задание№20
Спишите текст, поставив пропущенные запятые.
Подчеркните однородные члены предложения.
В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов. Это был человек лет тридцати двух-трех от роду среднего роста приятной наружности с темно-серыми глазами но с отсутствием всякой определенной идеи всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу порхала в глазах садилась на полуотворенные губы пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.
Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души. (И.А.Гончаров «Обломов»).
Задание№21.
Объяснить (устно) знаки препинания в тексте.
Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали. Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его. На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без кистей, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок.(И.А.Гончаров «Обломов»).
Задание№22
Завершить предложения по данному началу путем подбора подходящего по смыслу однородного члена.
Образец:
Прекрасна человеческая жизнь, да …
Прекрасна человеческая жизнь, да слишком коротка.
Красива северная природа, однако …
Балтийское море хотя и неглубоко, но…
В Сибири есть много особенностей как в природе, так и в…
Липы, посаженные ранней весной, не засохли, а …
Утреннюю тишину нарушало лишь стрекотание птиц, да…
Только слышится подвывание ветра, да …
В настоящую лесную глушь забираются только белка, да…
Задание.23
Прочитайте текст, найдите предложения с однородными членами, объясните (устно) знаки препинания, укажите однородные определения.
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Задание .№22
Спишите предложения, поставьте знаки препинания, подчеркните обобщающее слово.
Её купола и башни речки и сады её слободы и белокаменные стены всё это придавало Москве широкий и привольный вид ( И.А.Бродский).
Есть ценности которым нет цены клочок бумаги с пушкинским рисунком учебник первый в первой школьной сумке и письма не вернувшихся с войны.(Борисова).
Высокие горы, беспредельный океан и глубокое тёмно-синее небо всё было так величественно грандиозно.(Арсеньев).
Вся природа и лес и вода и песчаные холмы всё горит точно багровым заревом.(И.А.Гончаров).
Никто из них ни полковник Деев ни Кузнецов не мог знать о чём думал сейчас Бессонов.
(Ю.Бондарев).
Позади в длинных траншеях топтались ещё трое голубоглазый коренастый майор Титков и двое рослых дюжих автоматчиков. (Ю.Бондарев).
Задание.№23
Объясните (устно) постановку знаков препинания.
1.И всё вокруг: и дорога, и воздух- сияло от низкого вечернего солнца.(И.А. Бунин).
2.Вся природа: и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы- все горит точно багровым заревом. (И.А.Гончаров).
3.Всё кругом золотисто зеленело, всё мягко волновалось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё- деревья, кусты и травы.(И.С.Тургенев).
4Гости говорили о многих и приятных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице,
о чепчиках, о жеребцах.(Н.В.Гоголь).
5.И дерево, и камень, и металл-всё мастеру упорному подвластно.(К.Ф.Рылеев).
6.И в грохоте ракет, и в тишине-везде и всюду властвует движенье.(А.С.Шиляев).
Задание.№24
Спишите только те предложения, где есть однородные определения.
Знаки препинания не поставлены.
1.Радостное праздничное лучезарное настроение распирало и мундир казалось становился тесен. (Серафимович).
2.Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался лунный свет.(А.П.Чехов).
3.Яркое зимнее солнце заглянуло в наши большие окна. (Аксаков).
4.Я видел женщину молодую добрую интеллигентную обаятельную. (А.П.Чехов).
5.Волшебными подводными островами тихо наплывают и проходят белые круглые облака. (И.С.Тургенев).
6.Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным теплотворным светом
облило степь.(Н.В.Гоголь).
7.Это была улыбка необыкновенно добрая широкая мягкая. (А.П.Чехов).
8.Наступили долгие зимние вечера. (А.П.Чехов).
Задание.№25
В предложения вставить подходящие по смыслу неоднородные определения.
Туманный --- вечер окутал город на Неве.
Его глаза беспокойные --- старались проникнуть к Вам в душу.
Бесчисленные ---звёзды показались на вечернем небосклоне.
Луна сильно светила и озаряла сказочный ---лес.
Утреннюю ---тишину нарушало лишь стрекотанье птиц.
.
12
Селиванова Галина Геннадьевна