12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кудайдатова Анна Григорьевна74

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 539

(МАДОУ детский сад комбинированно го вида № 539)

620085, г. Екатеринбург, ул. Ферганская, 20б, тел./факс 297-09-90









«Шумовые коробочки»

Дидактическое наглядное пособие

для детей дошкольного возраста










Автор: Кудайдатова Анна Григорьевна

Учитель-логопед







г. Екатеринбург


Пояснительная записка

Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду в непосредственно образовательной деятельности, в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.

С целью развития сенсорного восприятия было изготовлено дидактическое пособие «Шумовые коробочки», которое является многофункциональным. Данное пособие может использоваться педагогами при реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

В пособие входят два ящика, каждый из которых содержит по 16 парных шумящих коробочек, две карточки – лото, а также карточки - картинки, с изображением того, что находится в каждой из коробочек.

Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. В одном из ящиков коробочки имеют красный цвет, а в другом – синий. Особенностью каждой коробочки является наполнение тем или иным материалом, который при сотрясении издает определенный звук. Каждая коробочка красного цвета имеет соответствующую пару из синего ящика.

Контроль над ошибками осуществляется акустически или по маркировкам на нижней стороне коробочек.

Мука – синий цвет;

Бисер – малиновый цвет;

Спички – светло-зеленый;

Горох – зеленый;

Чечевица – оранжевый;

Монеты – фиолетовый;

Рис – желтый;

Соль – красный;

Манка – розовый;

Гречка – коричневый;

Скрепки – темно-синий;

Бусы – бордовый;

Семечки – черный;

Рожки – светло-оранжевый;

Ракушки – голубой;

Овсяные хлопья – темно-коричневый.

Задачи: развитие слухового восприятия и дифференциация шумовых различий; тренировка моторики, развитие слухового внимания и памяти, подготовка к восприятию музыки.

- Развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимуляция мыслительных операций;

- Развивать слуховую память и речь;

- Развивать умение концентрировать внимание;

- Формировать умение различать и дифференцировать шумы;

- Развивать логическое мышление;

- Мотивировать детей на сосредоточенность правильного решения

- Вызывать активный интерес детей к участию в  игре.

Занятия с «Шумовыми коробочками» подходит для детей от 3 лет и старше.





1. «Найди пару»


Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация шумовых различий (составление пар одинаковых шумов).

Взрослый просит ребенка разложить коробочки в 2 кучки и слушать шумы попарно.

Коробочки с красными полосками ставят с одной стороны стола, серию с синими полосками - с другой стороны. Ребенок берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Затем ребенок берет коробочки из другого ящика. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом.

Примечание: Упражнение начинают проводить сначала с двумя, затем с тремя или четырьмя парами.















2. «Карусель»


Цель: развитие слухового восприятия и внимания, логического мышления.

Дети делятся на две равные команды. Одна команда образует внутренний круг, другая – внешний. Дети, образующие внутренний и внешний круг, стоят друг напротив друга. Взрослый раздает детям шумовые коробочки. Каждый ребенок слушает шум своей коробочки. Он старается найти ребенка, у которого коробочка шумит так же. По сигналу взрослого дети, стоящие во внешнем круге, делают шаг вправо. И так далее. Далее дети, стоящие во внешнем кругу, меняются местами с внутренним кругом. И все продолжается по указанной схеме.



















3. «Составь ряд»


Цель: развитие слухового внимания, формирование умения различать и дифференцировать шумы.

Взрослый предлагает расставить шумовые коробочки в ряд. Ребенок ищет самый громкий, затем самый тихий шум и определяет средний, сравнивая его с двумя первыми шумами. Взрослый проверяет еще раз, мешает коробочки снова и предлагает ребенку повторить показанное упражнение. Если ребенок научился классифицировать 3 коробочки, то можно одну за другой ввести остальные. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упорядочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребенка.


















4. «Где шумит


Цель: развитие слухового восприятия, определить направления звука.

Взрослый просит закрыть глаза и пошуметь сзади, справа, слева, а затем спросить от куда исходил шум. «Откуда доносится звук?» Дети по очереди издают звук шумовыми коробочками, остальные слушают, закрыв глаза. Затем, не открывая их, показывают рукой, где, по их мнению, находится источник звука. Открыв глаза, проверяют себя.























5. «МЕМО»


Взрослый предлагает по 2 пары коробочек, наподобие игры мемо. Затем слушая переворачивать угаданные пары. В дальнейшем увеличить число коробочек.

Коробочки раскладываются на столе. Право сделать первый ход предоставляется самому младшему из товарищей. Далее – по очереди. Каждый присутствующий берет в руки по две понравившиеся ему коробочки в надежде отыскать одинаковые на слух. Если выбранные коробочки совпадают, то ребенок продолжает делать ходы до тех пор, пока не вытянет разные коробочки. В этом случае следующие коробочки открывает другой участник.



















6. «Громкий - тихий»


Цель: развитие слухового восприятия разных шумов, подготовка сенсорной базы к введению понятий громкий - тихий, громче чем, самый громкий и т.д.

Взрослый выбирает из какой-либо серии коробочку с самым тихим, самым громким и промежуточным шумом. Он ставит их друг рядом с другом на стол. Взрослый предлагает ребенку составить ряд, начиная с самого тихого шума до самого громкого.

«Дай мне коробочку с тихим шумом!»

«Дай мне коробочку с громким шумом!" Перед ответом ребенок проверяет шумы коробочек, снова сотрясая их. «Какой этот шум? Какой тот шум?»

3. Взрослый выбирает другую пару и говорит: «Дай мне из этих двух коробочку с громким шумом». Отсюда ребенок должен узнать относительность понятий громкий - тихий. Он ставит коробочки друг рядом с другом напротив всех остальных и повторяет упражнение. Громкий - громче - самый громкий. Тихий - тише - самый тихий. Взрослый выбирает коробочки с тремя самыми громкими шумами. Он трясет обе коробочки по очереди и говорит: «Этот громкий!». Он оставляет коробочку с более тихим шумом в сторону. Теперь он сравнивает первую коробочку с остальными двумя и говорит: «Этот громче. Этот самый громкий!» Подобным же образом вводятся понятия: тихий - тише - самый тихий. Громче, чем - тише, чем. Взрослый выбирает три коробочки. Он сравнивает средний шум с двумя другими шумами. Он говорит: «Этот громче, чем этот. Этот тише, чем этот».

Контроль над ошибками:

-построение ряда от громкого к тихому шуму;

-построение ряда от тихого к громкому шуму;

-построение ряда, начиная со среднего шума;

-в ряду две коробочки меняются местами друг с другом.

Ребенок должен найти ошибку и восстановить нарушенный порядок.



7. «Громко-тихо»


Цель: развитие слухового восприятия разных шумов, подготовка сенсорной базы к введению понятий громкий - тихий, громче чем, самый громкий и т.д.

Взрослый предлагает определить шумы по критериям «громко-тихо».

Коробочки раздают шести детям. Ребенок, у которого коробочка с самым громким шумом, встает. Ребенок, шум коробочки которого несколько тише, встает рядом. Упражнение продолжается, пока не будет таким образом выстроен весь ряд.




















8. «Звуковое лото»


Цель: развитие слухового внимания, умение детей соотносить картинку на карточке с озвученным предметом.

Вариант 1: Послушать с ребенком, как по-разному звучат контейнеры. Потом обратить внимание его на картинку и проговорить, что на ней изображено. Затем предложить ребенку угадать, что лежит в контейнерах, и поставить их на соответствующую картинку.

Вариант 2: Играют 2-3 ребёнка. Каждому раздаётся по карточке. Педагог предлагает найти контейнер с содержимым того, что изображено на картинке. Ребёнок слушает и закрывает бочонком соответствующую картинку. Кто из детей закроет все картинки, тот выигрывает.
















t1612327478aa.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 03.02.21 в 10:55 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за распространение опыта работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.