Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Разноцветные камешки»
«Разноцветные камешки» дидактическое пособие для детей дошкольного возраста.
Педагог-психолог МБДОУ «ВЦРР –
д/с №1» Болтова Е.И.
Пояснительная записка.
«Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский.
Ни для кого не секрет, что малыши развиваются в игре. И поэтому процесс общего развития ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие мышления и, конечно, речи малыша. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику позволяет дошкольным работникам и родителям развивать у малышей мышление и речь. Использование камушков разного цвета, формы и текстуры - это один из интересных и эффективных приемов обучения.
Разноцветные камешки являются настоящей находкой для использования в образовательном процессе. Если только посмотреть на них, то сразу понимаешь, как они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильное удовольствие. Даже взрослые люди, увидев их, стараются взять в руки, пощупать и рассмотреть. Если к морским камешкам прибавить цветные для аквариума, то разнообразие и эстетика увеличивают эффективность педагогической работы. Камешки универсальны в работе с детьми разной возрастной категории и индивидуальными особенностями. Создают максимум возможностей для мотивации к проявлению творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого, на поиск новых решений использования этих дидактических материалов.
Использование в работе с дошкольниками камешков повышает у детей развитие мышления, восприятия, воображения, памяти, речи, мелкой моторики.
Данное пособие предназначено для использования как на занятиях, так и в свободной деятельности дошкольников под присмотром педагога. Данный методический материал можно использовать в работе с детьми от 3лет.Для детей с ОВЗ можно использовать на индивидуальных занятиях.
Инструкция использования игр с «Разноцветными камешками»
Игра «Сортировка»
Цель: развитие тактильной чувствительности, тонкой моторики пальцев рук, мышления и зрительного восприятия.
Ход игры:
1. Перед детьми контейнеры с камешками разной формы, величины, цвета. Детям предлагается рассортировать камешки по всем признакам.
2. Перед детьми контейнеры с разными камешками. Детям завязывают глаза и предлагают рассортировать камешки по величине.
3. Два ребенка подходят к столу. Закрывают глаза. Перед каждым из них поднос с двумя видами перемешанных камней. По команде оба начинают разбирать камешки - кто быстрее.
2 игра "Дорожки"
Цель: развитие представлений о величине (длине) дорожки, зрительное восприятие, мелкая моторика, воображение, речь.
Ход: Дети выкладывают «Дорожки» разной протяженности из камешков, соотносят длину с количеством камешков, сравнивая, что длиннее, что короче. При большом количестве камешков разного цвета можно составить дорожки разного цвета. В заключении воспитанникам предлагается придумать сказку или историю про эти дорожки.
3. Игра "Змейка"
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия, пространственной ориентировки.
Ход: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 3 камушка одного цвета и 2 камушка другого цвета).
Педагог предлагает воспитанникам развернуть хвост змейки влево или вправо.
4. Игра «Собери по образцу»
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук, зрительного восприятия.
Оборудование: карточки с изображением контурных фигур: треугольник, квадрат, круг, овал, ромб, прямоугольник.
Ход: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
5. Игра "Выложи картинку"
Цель: развитие мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия, речи.
Ход: Детям предлагается сделать предмет, который они выкладывают из камешков по образцу. Назвать предмет, который получился, для чего он, какой он, нравится ли ребёнку.
Усложнение: придумать самому и выложить из камешков что-то.
6.Игра "Достань левой рукой"
Цель: развитие мелкой моторики, ориентировка в пространстве, развитие межполушарного взаимодействия.
Ход: Задача детей достать нужный камешек левой рукой.
7. Игра "Заполни пустой шаблон"
Цель: развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки.
Ход: Ребенку дается картинка, которую он должен заполнить камешками.
Игра "Что пропало?"
Цель: развитие памяти, внимания, зрительного восприятия, тонкой моторики.
Ход: Игра на внимание, перед детьми выкладывают несколько разноцветных камешков. Дети запоминают их, а потом закрывают глаза, воспитатель убирает один камешек, дети должны назвать камешек, который исчез.
Используемый материал и литература:
-
- наборы морских и декоративных камешков
- наборы карточек для игр
Едунова Любовь Михайловна
Болтова Елена Ильинична