Дидактическое пособие «Путешествие в страну Витаминию»
Дидактическое пособие
«Путешествие
в страну Витаминию»
Данное пособие предназначено для занятий с детьми 5-7 лет в ходе непосредственно образовательной деятельности, а также в свободной и совместной деятельности педагога с детьми.
Пособие применяется для занятий с детьми по образовательной области «Физическое развитие», раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».
Цель использования данного пособия: расширять представления о важных компонентах здорового образа жизни на примере продуктов, содержащих витамины, необходимые для укрепления здоровья человека. Формировать представления о зависимости здоровья от правильного питания.
Пособие включает в себя игру – лото, что позволяет детям применить свои игровые навыки:
умение классифицировать продукты по одному признаку (содержащийся в них витамин);
следовать игровым правилам, играть группами и парами;
отгадывать загадки (определять объект по словесному описанию).
Использование игрового пособия «Путешествие в страну Витаминию» в образовательной деятельности позволит расширить и обогатить знания дошкольников о полезных продуктах, сформировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания.
Инструкция по использованию пособия
«Путешествие в страну Витаминию»
Пособие включает в себя:
Наглядный материал, иллюстрирующий наличие определённого витамина в конкретных продуктах, а также примеры продуктов, содержащих комплекс витаминов
Сборник загадок «Загадки страны Витаминии», в котором собраны загадки о различных продуктах, овощах, фруктах, содержащих определённые витамины
Дидактическая игра – лото «Путешествие в страну Витаминию»
На первом этапе использования пособия с детьми проводится беседа «Где живут витамины» с использованием наглядного материала
Беседа «Где живут витамины»
Педагог: Ребята, вы знаете, что для того, чтобы жить, человеку нужно есть. Еда даёт человеку силу, энергию, здоровье. Но не все продукты идут человеку на пользу, они могут быть как полезными, так и вредными
Многие продукты являются полезными благодаря тому, что в них находятся витамины. Витамины – это вещества, необходимые для поддержания жизни, укрепления иммунитета, для развития, для роста. Когда ученые только обнаружили витамины, они дали им названия по алфавиту – А, В, С, Д, Е и т.д. Каждый витамин отвечает за свою часть организма, и все они одинаково полезны. Недостаток витаминов в организме может привести к заболеваниям. Для детей особенно важно употреблять разные продукты, чтобы получить все необходимые витамины.
Организм человека не может сам вырабатывать витамины, поэтому он должен получать их из продуктов питания. Они нужны организму в малых количествах, и при разнообразном питании нам их обычно хватает. Существует около 20 витаминов, но самые основные –
Дети: Это витамины А, В, С, Д.
Педагог: Правильно. Витаминов человеку нужно немного, но они оказывают нашему организму огромную помощь – помогают человеку расти, оберегают от болезней, дают бодрость и энергию, способствуют правильной работе различных органов.
Витамин А активно борется с заболеваниями глаз, полезен и для здоровья кожи, способствует росту и укреплению костей, зубов.
Витамин В – даёт нам силу, бодрость, энергию, повышает способность к запоминанию, улучшает состояние кожи, ногтей, волос;
Витамин С – оберегает от болезней (укрепляет иммунитет), укрепляет дёсны, кровеносные сосуды;
Витамин Д способствует росту и укреплению костей, формированию красивой правильной осанки.
Многие продукты содержат не один, а сразу несколько витаминов, и от этого они становятся ещё полезнее для человека.
На втором этапе, после проведения беседы можно знакомить детей с правилами игры
«Путешествие в страну Витаминию»
Игровой материал:
Игровое поле – карточка размера А4, расчерченная на 6 клеток (3×2), в верхней левой клетке буква – название витамина - 8 шт (по 2 карточки для каждого вит. А, В, С, Д):
Карточки с изображением овощей, фруктов и других продуктов питания, содержащих витамины А, В, С и Д, размером 9×9 см. Это карточки – ответы на загадки из сборника «Загадки страны Витаминии». При изготовлении карточек следует учесть, что так как в одном и том же продукте может содержаться несколько витаминов, то карточек с одним и тем же продуктом может быть несколько, но не менее 2 шт (по одному для каждого из двух игровых полей). Например, если апельсин содержит витамины А, В и С, то карточек с изображением апельсина должно быть 6 шт. Один и тот же продукт на разных карточках может быть изображён по-разному.
Сборник «Загадки страны Витаминии»
Круглые фишки с названиями витаминов для определения очерёдности хода – 6 шт: 4 фишки с названиями витаминов А, В, С, Д; на пятой фишке написаны названия всех 4 витаминов АВСД; шестая фишка – пустая;
Непрозрачный мешочек или коробочка для фишек.
Цель игры:
Собрать на игровых полях с названиями витаминов 5 карточек с изображением продуктов, содержащих соответствующий витамин.
Правила игры:
Играть могут от 5 игроков – детей и один взрослый.
Игроки делятся на команды. В каждой команде может быть от 1 игрока. Количество команд – 4 или 8, по одной команде на каждое игровое поле (в игре могут участвовать по одному игровому полю на каждый витамин, или по два – в зависимости от количества желающих играть).
Выбирается водящий из числа детей, который будет доставать фишки из мешочка и определять очерёдность хода команд. Взрослый – педагог читает загадки из сборника «Загадки страны Витаминии»
Каждая команда получает игровое поле с какой-либо буквой – названием витамина. Распределение полей может происходить либо по желанию игроков, либо по жребию (вытягиванием одной из 4 фишек с названием витамина из мешочка).
Карточки с продуктами располагаются на доске или на столе (на подносе) картинками вверх таким образом, чтобы все они были видны игрокам.
Водящий не глядя достаёт из мешочка фишку, показывает её игрокам.
Если выпала фишка с буквой А, В, С или Д, то отгадывать загадку из сборника «Загадки страны Витаминии» будет команда с соответствующим игровым полем. Педагог читает загадку про любой продукт, содержащий соответствующий витамин. Если игроки дают правильный ответ на загадку, они берут карточку с ответом - продуктом и размещают её на своём игровом поле. Если игроки команды не отгадали загадку, то отгадать её могут игроки из других команд. В этом случае карточка остаётся на доске (столе)
Если выпала фишка, на которой написаны все буквы АВСД, то отгадывать загадку снова будет команда, которая перед этим ходом успешно разместила карточку на своём поле.
Если выпала пустая фишка, то отгадывать загадку будет та команда, у которой игровое поле заполнено меньше, чем у других команд.
Если пустая фишка выпадает в начале игры, когда игровые поля ещё не заполнены или в середине игры, когда команд – отстающих несколько, то в этом случае очерёдность хода определяет водящий на своё усмотрение.
Фишка после каждого хода возвращается обратно в мешочек.
Игра заканчивается тогда, когда все игровые поля заполнены карточками с изображением продуктов.
Выигрывает команда, первой заполнившая своё игровое поле.
Окончание игры:
Когда все игровые поля заполнены, педагог вместе с детьми подводит итог:
Назовите продукты, в которых встречается витамин А (В, С, Д)
Какие продукты оказались параллельно на нескольких игровых полях? (Например, тыква)
Что это означает? (в них содержится 2 (3, 4) витамина - … Для примера с тыквой – витамины А, В и С)