Дидактическое пособие «В лесу» для автоматизации и дифференциации звуков, развития лексико – грамматических компонентов речи, связной речи
Дидактическое пособие «В лесу» для автоматизации и дифференциации звуков, развития лексико – грамматических компонентов речи, связной речи.
Описание пособия
Данное пособие предназначено для детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста. Оно направлено на автоматизацию и дифференциацию звуков, на развитие предметного и глагольного словаря, грамматического строя речи, связной речи, чтения и письма, графомоторных навыков. Пособие содержит наклейки – липучки для развития мелкой моторики пальцев рук, а также дыхательные упражнения для развития органов дыхания. При выполнении данных упражнений у детей развивается речь, внимание, память, мышление.
Речевые игры на развитие лексики и грамматики
- Игра «Кто живет в лесу?».
Описание игры: Ребенок называет лесных животных и размещает их на цветной картинке, изображающей лес. Составляет правильные предложения, используя наглядное пособие. Например: Лиса живет в лесу. Белка живет в лесу и т.д
- Игра «Один – много».
Описание игры: Взрослый называет один предмет, а ребенок – множество таких предметов.
Белка – много ….. волк – много …. Еж – много …..
Лиса – много ….. лось – много ….. медведь – много …
Ягоды – много….. грибы – много … шишки – много …..
Желуди – много …. Ель – много …. Сосна – много ….
Заяц – много … Малина – много …. Мох – много ….
- Игра «Назови ласково»
Описание игры: Взрослый называет слово и просит ребенка это слово назвать в уменьшительно – ласкательной форме.
Например: гриб – грибочек.
Слова: лиса, волк, еж, ягода, шишка, орех, медведь, белка, заяц, малина, черника, ель, сосна, дуб, жук, гусеница.
- Игра «Назови детенышей зверей»
Описание игры: Взрослый называет зверя – родителя, а ребенок зверя – детеныша.
Например: У волка – волчонок.
У зайца - …. У медведя - … У Бобра - …. У ежа - ….
У лисы - …. У белки - … У лося- … У Мыши- …..
- Игра «Чьи следы?»
Описание игры: Назвать следы животных.
Пример: Следы мыши – мышиные следы
Следы волка - ….. Следы зайца - …. Следы охотника - …..
Следы лисы - …. Следы медведя - ….. Следы человека - ……
Следы кабана - …. Следы лося - …… Следы ежа - …….
Следы белки - …. Следы барсука - …. Следы бобра - ….
- Игра «Что растет в лесу?
Описание игры: Ребенок составляет правильные предложения, используя наглядное пособие.
Пример: В лесу растет черника. В лесу растет мухомор. В лесу растет ель и т д.
Игра «Найди лишнее слово»
Описание игры: Из ряда слов нужно выбрать лишнее и объяснить, почему оно лишнее.
Например: кошка, собака, белка, свинья. Лишнее слово белка, так как белка – это дикое животное, а все остальные – домашние.
1. Мухомор, дуб, ель, сосна.
2. Черника, земляника, волк, голубика.
3. Медведь, стрекоза, лиса, лось.
4. Лисички, подберезовик, подосиновик, волчья ягода.
Игра «Составь предложение»
Описание игры: из ряда слов нужно составить правильное предложение.
Например: волка, шерсть, у, серая – У волка серая шерсть.
1. Белка, у, хвост, пушистый.
2. В, лиса, рыжая, мышей, лесу, ловит.
3. В, желуди, лесу, кабан, ищет.
4. Лесу, ягоды, в, полезные, растут.
5. Собирают, в, дети, грибы, лесу.
6. И, ежик, грибы, ягоды, собирает.
7. Охотится, на, волк, зайцев.
8. Ветках, белка, на, грибы, сушит.
9.Животные, в, дикие, лесу, живут.
10. Еду, животные, запасают, дикие, осенью.
Речевые игры на дифференциацию согласных звуков
- Игра «Повтори за логопедом»
Описание игры. Взрослый читает предложения на дифференциацию нарушенных звуков, а ребенок правильно их повторяет.
1. Большой еж нашел желудь. (ж – ш)
2. Рыжая белка держит шишку. (ж – ш)
3. Жук бежит по шишке. (ж – ш)
4. Женя нашел большого жука. (ж – ш)
5. Жужжит шмель на лесной поляне. (ж – ш)
6. Мишка кушает вкусную малину. (ш – с)
7. Мишка собирает шишки. (ш – с)
8. Лиса ловит шустрых мышей. (ш – с)
9. Мишка спит в своей берлоге. (ш – с)
10.Белка сушит грибы и ягоды. (ш – с)
11. Маша собирает в лесу шишки. (ш – с)
12. Заяц держит желудь. (з –ж)
13. Зеленый жук ползает в траве. (з – ж)
14. Зайчата побежали по тропинке. (з – ж)
15. На лужайке скачут зайки. (з – ж)
16. В лесу звонко поют соловьи. (з – с)
17. Зеленый кузнечик скачет в лесу. (з – с)
18. На зеленой ветке висят зрелые ягоды (з – с)
19. У лисы острые зубы. (з – с)
20. Целый день стрекочет кузнечик. (ч – ц)
21. Мальчики увидели в лесу цикаду. (ч – ц)
22. Девочки насобирали целую банку черники. (ч – ц)
23. Черная цепь лежала в кустах. (ч – ц)
24. Девочки пили чай с чабрецом (ч – ц)
Речевые игры на развитие связной речи
- Игра «Опиши зверя»
Описание игры: Описываем зверя по опорным картинкам и вопросам в приложении.
- Игра «Послушай рассказ и перескажи»
Описание игры: Взрослый читает рассказ, ребенок слушает, отвечает на вопросы, затем самостоятельно пересказывает текст.
Зайчонок Яшка
Это случилось в начале лета.
Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал.
Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали Яшкой. Наложили зайчонку на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили в бутылочку с соской молока и накормили бедолагу. Вскоре лапка у зайчонка срослась, и мы сняли повязку.
В конце лета мы выпустили любимца на волю и пожелали счастливого пути.
Вопросы
1. Когда случилась история?
2. Откуда возвращались ребята?
3. Кто вдруг выскочил из травы?
4. Что ребята сделали с зайчонком?
5. Как назвали зайчонка?
6. Что ребята сделали с поврежденной лапкой зайчонка?
7. Накормили ли ребята зайчонка?
8. Когда ребята выпустили зайчонка?