Календарно-тематическое планирование социально-коммуникативного тренинга по формированию лексико-грамматических компонентов речи и речевого практикума по формированию связной речи в старшей логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи (общее недоразвитие речи)
Календарно-тематическое планирование социально-коммуникативного тренинга по формированию лексико-грамматических компонентов речи и
речевого практикума по формированию связной речи
в старшей группе 2017/2018 уч.год
месяц |
неделя |
Лексическая тема |
№ занятия |
Содержание материала по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи |
Сентябрь |
День знаний. Мое имя |
Развитие общего внимания и понимания речи. |
||
Учить составлять простую фразу из 3-5 слов |
||||
1 |
Детский сад. Давай познакомимся. |
1 |
Развитие слухового внимания и памяти. |
|
2 |
Составление простой фразы по сюжетной картинке и вопросам |
|||
2 |
Органы артикуляции. Ряд. ПДД |
1 |
Развитие общего внимания и понимания речи. |
|
2 |
Развивать навыки физиологического дыхания |
|||
3 |
Игрушки. Звуки вокруг нас. |
1 |
Образование относительных прилагательных. Составление предложения по действиям с игрушками и предложения с однородными сказуемыми. |
|
2 |
Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план. Составление рассказа по сюжетной картинке. |
|||
4 |
Осень Приметы осени |
1 |
Использование предлогов НА,С с сущ ед и мн числа в род, вин, и предложном падежах. |
|
2 |
Пересказ рассказа по картинно-графическому плану. Распространение предложений прилагательными. |
|||
Октябрь. |
1 |
Названия деревьев. Деревья хвойные и лиственные. Листья. Плоды. Части дерева. |
1 |
Образование мн числа сущ-ных в имен и родительном падеже. Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ |
2 |
Образование относительных прилагательных от названий деревьев. Составление и пересказ описательных рассказов по теме, используя картинно-графический план . Согласование сущ с числительными 2-5. |
|||
2 |
Овощи. Огород Труд взрослых на полях и огородах |
1 |
Образование мн числа сущ-ных и уменьшительно-ласкательной формы сущ. Составление фразы с противительным союзом А. |
|
2 |
Употребление предлогов в речи В, НА, С, ИЗ. Использование творительный падежа сущ без предлога в значении орудийности. Составление сложноподчинённых предложений. |
|||
3 |
Сад. Фрукты. Труд взрослых в садах. |
1 |
Образование множественного числа сущ-ных и уменьшительно-ласкательной формы сущ. Согласование сущ с числительными 2-5. Использование сущ. в Р.п., ед. и мн. числа. |
|
2 |
Использование сущ. в Р.п., ед. и мн. числа. Образование относи-тельных прилагательных. Составление описательного рассказа по теме, используя картинно-графический план. Согласование прилагательных с сущ в имен падеже ед и мн числа. Распространение предложений прилагательными с опорой на картинно-графическую схему. |
|||
4 |
Осенние грибы. Поздняя осень. Лес осенью. Сбор грибов и ягод осенью. |
1 |
Согласование числительных с сущ. и глаг. Составление предложений с глаг. соверш. и несоверш. вида по картинкам или демонстрации действий. |
|
2 |
Составление рассказа по картинке или серии картин. |
|||
Ноябрь. |
1 |
День народного единства |
1 |
Согласование сущ с числительными 2-5. Образование относительных прилагательных от сущ в мужском, жен и среднем роде. Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план. |
2 |
Распространение фразы прилагательными. Составление описательного рассказа. Диалогическая речь. |
|||
2 |
Домашние животные и птицы. Использование ИКТ. |
1 |
Образование множественного числа сущ. Использование в речи творительного падежа существительных. Образование сущ множественного числа в родительном падеже. |
|
2 |
Образование составных прилагательных. Диалогическая речь. Составление описательного рассказа. |
|||
3 |
Детёныши домашних животных. |
1 |
Образование именительного и родительного падежа множественного числа сущ. и уменьшительно-ласкательной формы сущ. Составление простых распространённых предложений и сложносочинённых предложений с противительным союзом А. |
|
2 |
Составление рассказа по картинке. Алгоритм составление рассказа. Изменение сущ по падежам во множественном числе. Согласование числительных 1-5 с существительными. Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок. |
|||
4 |
Дикие животные и перелетные птицы. Части тела. День матери. |
1 |
Образование множественного числа сущ-ных и уменьшительно-ласкательной формы сущ. Согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с сущ. Фразовая речь. |
|
2 |
Употребление предлогов В, ИЗ, составление предложения по картинно-графическим схемам. Развитие диалогической речи. Пересказ и составление рассказа цепной структуры по картинно-графическим планам. Образование притяжательных прилагательных от названий животных и их использование во фразовой речи.Образование сложных слов типа «белокрылый». Согласование прилагательных с сущ. Составление описательного рассказа о перелётных птицах. |
|||
5 |
Дикие животные и их детёныши. |
1 |
Употребление предлогов ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД. Составление предложений по картинно-графическим схемам и по демонстрации действия. |
|
2 |
Образование множественного числа сущ-ных и уменьшительно-ласкательной формы сущ. Образование притяжательных прилагательных. Усвоение и употребление сущ. в Р.п., мн. ч. Образование слов типа «Длинноногий». Составление описательного рассказа. |
|||
Декабрь. |
1 |
Зима. Признаки зимы. |
1 |
Составление рассказа на картинный план. Предлоги НА, С с сущ мн числа в род, винительном и предложном падежах. Спряжение глаголов будущего времени. Формирование навыков диалогической речи. |
2 |
Формирование навыков диалогической речи. Формирование умения пересказывать текст. |
|||
2 |
Животные и птицы холодных стран. Их детёныши и птенцы. |
1 |
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, множественного числа в родительном падеже. Составление сложносочинённых предложений с противительным союзом А. |
|
2 |
Образование притяжательных прилагательных от названий животных и птиц холодных стран. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА, В, ИЗ. Составление сложноподчинённых предложений. |
|||
3 |
Новый год |
1 |
Составление предложений с сущ мн числа в творительном падеже без предлога. Предлоги НА, С. Распространение предложений прилагательными и согласование их с сущ ед и мн. числа. Пересказ рассказа по вопросам и картинно-графическому плану. |
|
2 |
Составление описательного рассказа. Согласование прилагательных и числительных с сущ. |
|||
4 |
Зимующие птицы |
1 |
Подбор слов-признаков к сущ. Составление сложных слов типа «длинноклювый». Составление описательного рассказа о зимующих птицах |
|
2 |
Закрепить пространственные представления, уточнить и закрепить использование предлогов НА, НАД, ПОД, К, ОТ. Определение последовательности событий. |
|||
январь |
2 |
Рождественская неделя. Зимние забавы. Зимние виды спорта. |
1 |
Составление описательного рассказа «Снеговик». Согласование прилагательных и числительных с существительными. Использование изученных предлогов. Составление предложений по картинно-графическим схемам. |
2 |
Пересказ по картинкам и самостоятельное составление рассказов по картинно-графическому плану. |
|||
3 |
Составление и пересказ рассказа по серии картинок. |
|||
3 |
Наш край. Город Кировск – родной город. + Санкт-Петербург. Снятие блокады |
1 |
Составление описательного рассказа. Согласование прилагательных и числительных с существительными. Использование изученных предлогов. Составление предложений по картинно-графическим схемам. |
|
2 |
Составление сложноподчинённых предложений со словом потому что, предложений с противопоставлением. Совершенствование навыка пересказа, умение использовать косвенную речь. |
|||
4 |
Одежда. Части одежды. |
1 |
Образование и использование множественного числа и уменьшительно-ласкательной формы существительных. Формирование правильного употребления родительного падежа множ.числа. Согласование и использование местоимений «мой», «моя», «моё» с существительными. |
|
2 |
Образование и использование притяжательных прилагательных типа: мамин (-а, -о), папин (-а,-о). Образование относительных прилагатель-ных от сущ. Распространение предложений посредством прилагательн. Использование предлога БЕЗ и приставочных глаголов. Согласование глаголов настоящего времени с личными местоимениями. |
|||
3 |
Использование сущ в родительном падеже с предлогом БЕЗ и творительном падеже с предлогом С. Использование противительного союза А и соединительного союза И. |
|||
5 |
Обувь и её детали. Головные уборы. |
1 |
Использование един и множ числа сущ. в именит, творительном и родительном падежах. Согласование слов в предложении. Использование существительных в именительном падеже множествен-ного числа. Согласование существительных с числами 1,2,5, местоимениями «мой», «моя». |
|
2 |
Образование прилагательных от сущ. Распространение предложений посредством прилагательных Согласование относительных прилагательных с существительными в винительном падеже. Простое распространенное предложение с относительными прилагательными. |
|||
3 |
Использование существительных с предлогом БЕЗ. Согласование личных местоимений с глаголами будущего времени. Составление простых распространённых предложений по картинно-графической схеме. |
|||
1 |
Правила дорожного движения. Транспорт и его части. |
1 |
Согласование числительных с существительными. Составление предложений с противительным союзом А. Однокоренные слова. |
|
2 |
Составление рассказа по серии картинок. |
|||
2 |
Профессии. Профессии на транспорте. Инструменты. |
1 |
Префиксальнй способ образования глаголов. Существительных в родительном падеже мн. числа. Простые предлоги. |
|
2 |
Использование существительных в именительном падеже мн. числа и в творительном падеже единственного числа без предлога |
|||
3 |
Наши защитники |
1 |
Учить образовывать новые слова. Использование существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, в творительном падеже единственного числа, в родительном падеже множественного числа во фразовой речи. |
|
февраль |
4 |
Я и моя Семья. Мамин день. Профессии наших мам. Инструменты |
1 |
Составление предложений с дополнением, выраженным существитель-ными ед.числа в косвенных падежах. Понимание сложных логико-грамматических конструкций. |
2 |
Употребление сравнительной степени прилагательных: старший (старше), младший (младше), большой (больше), меленький (меньше)Составление сложносочинённых предложений с противительными союзами А,НО. Правильное употребление падежных окончаний существительных единственного числа. |
|||
3 |
Составление и пересказывание рассказ по сюжетной картинке. |
|||
март |
1 |
Стройка. Профессии. Трудовые действия. Инструменты. |
1 |
Префиксальнй способ образования глаголов. Существительных в родительном падеже мн. числа. Простые предлоги. |
2 |
Использование существительных в именительном падеже мн. числа и в творительном падеже единственного числа без предлога |
|||
2 |
Весна. Приметы весны. Экологическое путешествие |
1 |
Составление и пересказывание рассказ по картинно-графическом плану. |
|
2 |
Образование множественного числа существительных. Составление рассказа по картинке и вопросам, пересказывание его. |
|||
3 |
Образование однокоренных слов. Совершенствование общих речевых навыков (рассказывание стихов) |
|||
3 |
Профессии. Швея. Закройщица. Трудовые действия. Инструменты |
1 |
Использование существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, в творительном падеже единственного числа, в родительном падеже множественного числа во фразовой речи. |
|
2 3 |
Составление сложносочинённых предложений со словами для того чтобы. Использование существительных в родительном падеже множественного числа. Составление рассказа по серии картинок. Диалогическая речь. |
|||
Образование и употребление относительных прилагательных . Составление описательного рассказа. |
||||
4 |
Дом, мебель. Пожарная безопасность и ЧС |
1 2 |
Образование относительных прилагательных и сложных слов типа «пятиэтажный». Сравнительные прилагательные: выше, ниже, самый высокий, пониже, повыше. Составление рассказа по выполненному действию и по сюжетной картинке. Составление описательного рассказа. Префиксальный способ образования глаголов. |
|
апрель |
1 |
Квартира. Умные машины |
1 2 3 |
Предлоги НА, ПОД, НАД, ОКОЛО, ЗА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. Согласов существительных с местоимениями «мой», «моя», «моё», «мои». Общая часть родственных слов. Образование относительных прилагательных. Согласование прилагател с сущ. Описательный рассказ о мебели. Диалогическая речь. Образование сложных млов типа «двухкомнатная».Составление сложноподчинённых предложений и простых распространенных предложений с однородными членами. |
2 |
Космос |
1 2 |
Диалогическая речь. Согласование числительных 1-5 с существитель. Рассматривание картины. Составление рассказа по картинке. Использование существительных единственного числа в разных падежах. Согласование числительных 1-5 с существительными. Префиксальный способ образования глаголов. |
|
3 |
Посуда. Виды посуды, материалы, из которых сделана посуда |
1 2 3 |
Использование сущ множественного числа в родительном падеже. Суффиксальный способ образования существительных. Образование относительных прилгательных. Согласование прилагатель с сущ. Согласование сущ с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «моё», «мои». Описательный рассказ о посуде по картинно-графическому плану. Составление рассказа по картинке и пересказывание его по картинно-графическому плану. Творческое рассказывание. |
|
4 |
Зоопарк. Животные жарких стран и животные морей и океанов. |
1 2 |
Образование и использование притяжательных прилагательных. Употребление сущ в косвенных падежах с предлогами, глаголов движения с приставками. Составление сложноподчинённых предложений со словами потому что. Пересказ сказки «Сказка про львёнка» по иллюстрациям и разыгрывание сказки по ролям. Составление рассказа по серии картинок И.Н. Ржевцевой «Спасённый попугай». |
|
май |
1 |
Подвижные игры |
Мониторинг. |
|
2 |
День Победы. |
1 2 |
Слова-антонимы. Составление сложносочинённых предложений с противительным союзом А. Составление рассказа описания об объектах по предварительно составленному плану. Предлоги. Составление рассказа по сюжетной картинке. |
|
3 |
Откуда хлеб к нам пришёл. |
1 2 |
Слова-антонимы. Составление сложносочинённых предложений с противительным союзом А. Предлоги. Составление рассказа по сюжетной картинке. |
|
4 |
Неделя здоровья. Наше тело. Гигиена. |
1 2 |
Распространение предложений с помощью глаголов. Образование множественного числа сущ-ных и уменьшительно-ласкательной формы сущ. Согласование слов «один», «два», «пять», «много» с сущ Употребление сущ в родительном и творительном падежах. Составление сложноподчинённых предложений. Слова-антонимы. |
|
5 |
Лето. Цветы на лугу. Насекомые |
1 2 3 |
Слова-антонимы. Составление сложносочинённых предложений с противительным союзом А. Составление рассказа описания об объектах по предварительно составленному плану. Предлоги. Составление рассказа по сюжетной картинке. |