Логопедическое занятие в 1 классе «Дифференциация [г]–[г'] и [к]–[к']»
Дифференциация К, К’- Г, Г’
Цель: - развитие общих речевых навыков
- формирование экологической культуры человека
Задачи:
Воспитывающие:
-Воспитывать любовь и бережное отношение к китам, к природе.
-Воспитывать интерес к занятиям.
-Воспитывать культуру поведения на занятиях.
Развивающие:
-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, логическое мышление.
-Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
-Развивать мелкую моторику рук.
Обучающие:
-Расширить представления детей об китах, об исчезающих видах.
- Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.
- Уточнить фонематическое представление о новых звуках К, К’- Г, Г’.
-Учить давать характеристику звукам (согласный, твёрдый, мягкий, звонкий).
-Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов.
Формирование УУД:
Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную деятельность.
Познавательные: развивать умение находить и представлять информацию.
Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности.
Ход урок:
Оргмомент
Готовы ли вы начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке.
Книжка, ручка и тетрадка.
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
Давайте поздороваемся друг с другом и с нашими пальчиками.(пальчиковая гимнастика)
.2. Актуализация знаний. Создание учебно-проблемной ситуации.
- Ребята, о ком это я?
Выглядит огромной глыбой.
Плавает, хоть и не рыба.
Воздух с силой выдыхает –
Вверх фонтанчики пускает
Кит
С какого звука начинается это слово?
КЬ
Какой это звук?(согласный, глухой)
А какой у этого звука есть брат-звонкий?
Звук ГЬ
Ребята, над какой темой мы будем работать сегодня?
-Учиться различать звуки К-Г(КЬ-ГЬ) и знакомиться с китами
Правильно, ребята, но не просто с китами, а с исчезающими видами этих млекопитающих.
Спасите умирающих, морских млекопитающих!
Китов, дельфинов, котиков спасите от охотников!
Киты, привычкам верные, не нападают первые.
И, хоть они огромные, но в море очень скромные.
Сказать сегодня хочется: Пусть люди позаботятся
О тех, кто в море плавает,- сегодня это главное!
Открытие нового знания
-Чтобы четко и понятно, говорить, давайте сделаем артикуляционную гимнастику:
1. Покусать язык.
• Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
2. «Наказать непослушный язык»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)
3. «Лопаточка»
• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
4. «Горка»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
5. «Горку построим — горку разрушим»
• Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
6. «Ветерок дует с горки»
• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
- Молодцы, давайте вспомним, что мы знаем о звуке К. (Это звук согласный).
- А почему? (Есть преграда во рту)
- Давайте все вместе произнесем этот звук и почувствуем, в каком положении находятся губы и язык. (Произносят дети и логопед вслух.)
- Что мешает воздуху выходить свободно, что образует преграду на его пути? (Спинка языка выгибается, смыкается с небом, мешая воздуху выходить. Поэтому воздух прорывается с шумом).
- Послушайте, как я произнесу этот звук. Голос кто-нибудь услышал? (Нет).
- Как можно проверить, с голосом мы произносим звук или нет? (Приложить руку к горлышку, почувствовать, вибрируют голосовые складки или нет).
- Значит, какой это звук? (Глухой) - Давайте все вместе произнесем звук Г и дадим ему характеристику. (Звук Г огласный. Есть преграда во рту – спинка языка выгибается, смыкается с небом и мешает воздуху проходить).
- Чем похожи звуки К и Г? (Оба звука — согласные, при произнесении обоих звуков преграда – язык)
- А чем отличаются? (Звук Г – звонкий).
- Почему? (Потому что произносится с голосом (голосовые складки вибрируют).
4. Применение нового знания
Работа на уровне слога:
Если вы сейчас услышите глухой звук, приложите руки к ушам. если звонкий позвените в колокольчик
Ка, га, го, ги, ки, кя, ко, гы, гу, ко, ку, гё
- А сейчас я вас познакомлю с китом, названия которого начинается со слога КА..
Он в море обитает.
Он кашу не глотает
Ведь он не кашаглот.
А просто каша…лот.
КАШАЛОТ-
Кашалот обитает в открытой воде и около берега.
Вес взрослого - 20-50 тонн.
В погоне за головоногими моллюсками и рыбой кашалоты ныряют более чем на один километр.
Кашалоты плавают во всех океанах, кроме Северного Ледовитого. Это крупнейший зубатый кит. Кашалот был важнейшим объектом китобойного промысла.
Питается кашалот головоногими моллюсками (80%) и в небольшом количестве рыбой (колючие акулы, морские ежи, минтай, треска, сайра, бычки).
Охота на этих китов, долго остающихся на поверхности, считается легче, чем на полосатиков. Мясо кита считается деликатесом. Описаны случаи столкновения судов со спящими кашалотами. Под водой они великолепно ориентируются посредством слуха и эхолокации, издавая три типа звуков: короткие и частые щелканья, стонущие скрипы и частый треск. Обсыхая на берегу, кашалоты издают сильный рев.
Не раз описывали нападения кашалотов на мелкие суда.
- С какого звука начинается слово? (с глухого К)
- Следующее морское млекопитающие будет начинаться со звонкого звука парного К, какой это звук? (Г)
ГОРБАЧ
В морских водах Южного полушария обитает горбатый кит – горбач.
Средний вес горбача составляет 35 тонн. В пасти животного находится чёрный китовый ус. Он состоит из нескольких сотен пластин. Их длина достигает метра, а свисают они с верхнего нёба. По краям пластины имеют бахрому. Во время охоты кит раскрывает рот и заглатывает планктон. Затем при помощи своего языка он выдавливает воду наружу, а мелкие морские организмы остаются в пасти. Они оседают на китовом усе, и животное слизывает их языком. Таким способом горбач питается. Китовий ус- это то из-за чего убивают китов. Из уса делают сувениры. Окрас шкуры млекопитающего имеет различные оттенки. Верхняя часть тела у горбатого кита чёрного цвета, иногда тёмно-серого. Нижняя часть тела тёмная и разбавлена большими белыми пятнами произвольной формы.
Большую часть времени горбач предпочитает проводить в прибрежных водах. Это узкая полоса воды, не превышающая 100 км от берега. Только во время миграции кит устремляется в открытый океан. Плавает он обычно со скоростью 10-15 км/ч.
| |
Работа на уровне слова
На доске картинки Горбача и Кашалота к ним на магниты прикрепляются друзья.
- Чтобы нашим китам не скучно было плавать в океане, давайте для них запустим друзей жителей морей: для кашалота -с глухим звуком в начале слова, для горбача со звонким звуком в начале слова
Картинки- Конёк морской, медуза, рыба, водоросли, ракушки, краб, песок, морская звезда, дельфин, черепаха, белуга
ФИЗМИНУТКА
Чудо-юдо-рыба-кит.
В море островом стоит
Море синее плескает,
Из воды фонтан пускает
Ну - ка быстро покажи
Много – много нам воды
Кит хвостом махает
И в море уплывает
Знакомство с буквами К и Г
- Звуки К и Г имеют свои домики-буквы, давайте на них посмотрим.
-Кит фонтаном в небо бъёт, букву К нам выдает
-Буква г совсем проста в право вытянулась вся
-Попробуйте из пальцев показать-сделать К., Г
К
’’ И '100'
Кит
Г у=а'”
гладкий
Отгадайте ребусы, выложите фишками звуковую схему, запишите слова в тетрадь
- Давайте познакомимся еще с одним видом китов -ГЛАДКИЕ
Гренландский, или полярный кит – животное с коренастым, плотным телом; окраска матово-черная..
К этому семейству относятся наиболее массивные, неуклюжие и большеголовые киты. Название обусловлено тем, что брюхо и горло у них гладкие, лишённые борозд и полос. Размеры крупные — длина тела 15 м, вес 80 т.
плавают гладкие киты медленно, глубоко не погружаются, придерживаясь поверхностных слоёв воды, где встречаются большие скопления их единственной пищи — мелкие планктоны. Реже поедают небольших (4–5 мм) крылоногих моллюсков. Рыбой не питаются. Скорость спокойно плывущего кита около 7 км/ч, напуганного или раненного — до 14 км/ч. Несмотря на медлительность, гладкие киты способны совершать мощные многократные прыжки, стремительно выныривая из воды, подниматься над поверхностью воды вертикально и даже делать «стойку на голове» Довольно игривы и любознательны, особенно молодые особи; могут играть с предметами в воде.
Работа на уровне предложения
-Составьте устно предложения используя морских жителей
Игра «Верно-неверно»
-Я буду читать вам предложения, а вы говорить верно в нем утверждение или нет:
Горбач при плавании сильно изгибает свою спину. Гладкие киты плавают быстрее всех китов. Киты занесены в Красную книгу.
Обведите и заштрихуйте кита в своих тетрадях
Итоги. Рефлексия
Итог- Ребята, а теперь давайте вспомним, какие звуки мы учились выделять на уроке?
- С какими животными познакомились?
- А как вы считаете, что нужно делать, чтобы киты исчезли с Земли?
Рефлекия показать морскую звезду (красная-я все запомнил и могу поделиться знаниями с другими, зеленая- я все запомнил, синяя- я не все понял в данной теме)
В синем море кит ликует.
Волны плещутся вокруг.
Он весёлый, мокрый, смелый,
И добрейший всем вам друг.