Методические разработки для 3 класса «Дифференциация звуков Г - К»
Пояснительная записка к презентации
Занятие на тему: «Дифференциация звуков [К]-[Г]
(групповое)
Цель: Формировать знания учащихся о парных согласных [к, к' - г, г'].
Дифференциация звуков Г - К
PPTX / 1.93 Мб
Задачи:
Образовательные: закрепление умения сравнивать и давать характеристику звукам [к, к' - г, г'], формирование умения работать со схемой слова.
Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа слов.
Воспиательные: умение работать в коллективе сверстников.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение.
II. Введение в тему занятия.
Отгадайте загадки:
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт «Ку-ку, ку-ку»? (кукушка)
- Назовите первый звук в слове кукушка.
Я в любую непогоду уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый …. гусь
- Назовите первый звук в слове гусь.
- Над различением каких парных согласных мы будем работать на занятии?
III. Работа с учебно-тренировочными заданиями.
- Сегодня на занятии задания нам будет давать компьютер. Работая с компьютером, будьте внимательными при выполнении заданий. Прежде чем выбрать правильный ответ, выполните анализ каждой группы слов, убедитесь, что выбранный вами ответ является правильным.
Задание №1. Уточнение характеристики звуков [к, к' - г, г'].
- Произнесите звуки [к, к' - г, г'].
1. Выберите правильную характеристику звуков [г], [г'] - [к], [к']
а) Звуки [Г], [Г'] - гласные, звонкие
Звуки [К], [К'] - гласные, глухие
б) Звуки [Г], [Г'] - согласные, глухие
Звуки [К], [К'] - согласные, звонкие
в) Звуки [Г], [Г'] - согласные, звонкие
Звуки [К], [К'] - согласные, глухие (правильный ответ)
2. Выберите правильную характеристику звуков [г], [г'] - [к], [к']
а) Звук [Г] - согласный, звонкий, мягкий
Звук [Г'] - согласный, звонкий, твёрдый
б) Звук [Г] - согласный, звонкий, твёрдый
Звук [Г'] - согласный, звонкий, мягкий (правильный ответ)
в) Звук [К] - согласный, звонкий, мягкий
Звук [К'] - согласный, звонкий, твёрдый
г) Звук [К] - согласный, глухой, твёрдый
Звук [К'] - согласный, глухой, мягкий (правильный ответ)
3. Звуки [Г] - [К] относятся друг к другу, как:
а) Твёрдые - мягкие согласные
б) Ударные - безударные гласные
в) Парные согласные (правильный ответ)
г) Гласные-согласные
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.
Задание №2. Выделение звуков [Г], [Г'] - [К], [К'] из слов.
1. Посмотрите на картинки. В какой группе картинок слова содержат звуки [Г - Г'] ?
Предложены картинки:
- корова, груша
- корзина, корона
- гриб, гитара
- кукуруза, гранат
- Назовите картинки в каждой группе. В какой группе слов встречаются звуки [г - г']?
2. Посмотрите на картинки. В какой группе картинок слова содержат звук [к] ?
Предложены картинки:
- гриб, гиря
- кормушка, горох
- комары, грач
- куры, козлята
- Назовите картинки в каждой группе. В какой группе слов встречается звук [к]?
3. Найдите лишнюю картинку? Почему она лишняя?
Предложены картинки:
- гриб, горы, картина, градусник
- клетка, корыто, кроссовки, гроза
- Назовите картинки в каждой группе. Какое слово лишнее?
4. Прочитайте и отгадайте загадки. В названии какой отгадки мы слышим звук [к]?
а) Чёрный, проворный летает,
Червяков на пашне хватает,
Летом он за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (грач)
б) Красные лапы,
Длинная шея,
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки. (гусь)
в) Не говорит, не поёт
А кто к хозяину идёт, -
Она знать даёт. (собака)
Гимнастика для глаз.
Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая 2 - 3 сек, потом прикрыть веки и опять открыть. В течение 5 сек смотрите обоими глазами на переносицу. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.
Задание №3.Звукобуквенный анализ слов
1. Какая схема слова соответствует данной картинке?
Предложены картинки: клетка, лягушка.
Предложены 4 схемы к каждому слову.
К слову клетка - правильная схема №2
К слову лягушка - правильная схема № 4
2. Посмотрите на картинки. В каком слове звук [г] стоит на том же месте, что и в слове огурец?
Предложены картинки: морковь, гусь, огород, якорь, ботинки, капуста.
- Произнесите слово огурец. Какой по счёту звук [г]? (второй)
- Назовите предметы, изображённые на картинках.
- В каких словах встречается звук [г]?
- В каком слове звук [г] первый?
3. Назовите картинки. Определи, какие звуки [Г - Г'] или [К - К'] в данных словах, подбери к ним соответствующие схемы.
Предложены картинки: гриб, груша, ключ.
- Назовите, что изображено на картинке?
- Определите, какие звуки [г - г'] или [к - к'] в данном слове, нажмите соответствующую букву. Выберите соответствующую схему.
Гриб - буква г, схема №2
Груша - буква г, схема №1
Ключ - буква к, схема №1
4. Определите, какой звук [г] или [к] в слове, каким по счёту он стоит?
Предложены картинки: рукавицы, виноград.
- Назовите, что изображено на картинке?
- Какой звук [г] или [к] в данном слове, нажми соответствующую букву. Определите, какой по счёту он стоит, нажмите соответствующую цифру.
Физминутка.
Упражнение "Пяточки - носочки"
Мы умеем танцевать |
Перекатывание с пятки на носок |
Задание № 4 Восстановление слов и предложений с буквами Г - К.
1. Вставьте в слова пропущенные буквы г или к.
Мыш _ а, _ ошка, ма _азин, доро _ а, ва _ он
(мышка, кошка, магазин, дорога, вагон)
2. В написании каких слов пропущены слоги ГА - ГУ - ГИ?
ГА: ру __ (ка), вью __ (га), но __ (га), ре __ (ка), соба __ (ка), ду __ (га).
ГУ: (гу) _ си, (ку) __ ры, (гу) __ сыня, (гу) __ док, (ку) __ рорт.
ГИ: (ки) __ но, (ги) __ мнаст, кру __ (ги), кни __ (ги), рубаш __ (ки).
- Определите, в каких словах пропущены данные слоги, наведите курсор на данные слова, нажмите на кнопку.
3. В написании каких слов пропущены слоги КА - КО - КИ?
КА: (ка) __ мыш, (га) __ зета, гор __ (ка), сто __ (га), вет __ (ка).
КО: (ко) __ за, ва __ (го)н, (ко) __ ньки, (ко) __ лено, (го) __ нки.
КИ: (ки) __ пяток, (ги) __ ри, (ки) __ лометр, на __ (ки)пь, (ги) __ гиена.
- Определите, в каких словах пропущены данные слоги, наведите курсор на данные слова, нажмите на кнопку.
4. Подберите подходящее по смыслу слово.
Скоро к нам придут (гости, кости). Около дома вырос (густ, куст) смородины. На крыше дома сидит (год, кот). За нашим домом (гора, кора).
IV. Итог занятия. Рефлексия.
Над различением каких звуков dы работалb сегодня на занятии?
Все ли задания вам удалось выполнить?
В каких заданиях вы допустили ошибки?
Какие задания выполнили правильно?
Какую бы оценку вы себе поставили?
При подготовке разработки данного занятия использована оригинальная идея Скубриевой С. В., учителя – логопеда МБОУ «Излучинская ОСШ №1».