12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Хлюстова Ксения Сергеевна18 Россия, Приморский край, Владивосток |
Дифференциация обучения детей с различными типами межполушарного взаимодействия
Дифференциация обучения детей с различными типами межполушарного взаимодействия
Нарушение межполушарного взаимодействия – это нарушение развития одного из полушарий головного мозга, либо недостаточность взаимодействия между ними.
Нарушение межполушарного взаимодействия может быть одной из причин неготовности детей к школе и школьной неуспеваемости.
В течение нескольких десятилетий учеными-физиологами проводилась огромная исследовательская работа, которая теперь называется теорией доминантного полушария. Исследования показали, что каждое полушарие мозга руководит специфическими функциями, обрабатывая информацию разных видов, и имеет дело с проблемами различного типа.
Каждое полушарие имеет свои характеристики: целостное, синтетическое, конкретное, пространственное, параллельное, дедуктивное, эмоциональное, образное, интуитивное, творческое и практическое – правое полушарие; аналитическое, абстрактное, логически-вербальное, алгоритмическое, классифицирующее, последовательное, индуктивное, знаковое и теоретическое – левое полушарие. Взаимодействуя между собой, они обеспечивают целостность восприятия, каждое из них вносит свою специфику в работу мозга в целом.
Хотя люди пользуются обоими полушариями, у каждого человека одно из них обычно доминирует. Люди с различными доминантными полушариями имеют тенденцию воспринимать одни и те же сообщения, вещи по-разному.
Школа – это один из крупнейших источников стресса, особенно для правополушарных детей с плохой академической успеваемостью. Обучение, ориентированное на левополушарное мышление, конкуренцию, страх и отрицательные эмоции, неизбежно ведет к стрессу, который является психофизиологической реакцией на воздействие среды.
Многочисленные исследования показали, что хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребенка.
В стрессовой ситуации нарушается проводимость через мозолистое тело, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется. Ведущие органы, которые контролируются ведущим полушарием, также берут на себя основную нагрузку в состоянии стресса. Ведущие органы, которые контролируются ведомым полушарием, в состоянии стресса могут быть блокированы.
В спокойной ситуации тип организации головного мозга (индивидуальный латеральный профиль) может изменяться в процессе адаптации. Например, ребенок может использовать самостоятельно выработанные стратегии мышления, но попав в стрессовую ситуацию, он немедленно возвращается к доминантным органам.
При формировании мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательную сторону. Левополушарных школьников привлекает сам процесс усвоения знаний и их глубина. Занятия школьными науками они рассматривают как средство для развития своего мышления и волевых качеств. Для них более значимым является получение знаний, а не их оценка учителем.
Однако, у правополушарных школьников, напротив, больший интерес вызывает эстетическая сторона предметов, потребность самореализации. Для них характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку и похвалу. В связи с этим учителю необходимо учитывать психофизиологические возможности учащихся на уроке и во внеурочное время (табл. 1).
Таблица 1 – Психофизиологические возможности учащихся
Признаки | Правополушарные учащиеся | Левополушарные учащиеся |
Мотивационный этап | ||
1. Пространственная организация | Рабочая полусфера – левая | Рабочая полусфера – правая |
2. Цветовая организация | Светлая доска, темный мел | Темная доска, светлый мел |
3. Условия необходимые для успешной учебной деятельности | Образы. Контекст. Связь информации с реальностью, практикой. Творческие задания. Эксперименты. Музыкальный фон. Речевой и музыкальный ритм | Технология. Детали. Абстрактный линейный стиль изложения информации. Неоднократное повторение учебного материала. Тишина на уроке |
4. Формирование мотивации | Завоевание авторитета. Престижность положения в коллективе. Установление новых контактов. Социальная значимость деятельности | Стремление к самостоятельности. Глубина знаний. Высокая потребность в умственной деятельности. Потребность в образовании |
5. Интеллект | Невербальный, интуитивный, практический | Вербальный, логический, теоретический |
6. Деятельность | Приверженность к практике. Чувство тела. Чувство ритма. Координация движений. Пространственная организация | Приверженность к теории. Чувство времени |
7. Речь | Интонация речи | Синтаксис. Семантика. Смысл и структура речи |
8. Эмоции | Экстравертированность. Отрицательные эмоции (страх, печаль, гнев, ярость) | Интравертированность. Положительные эмоции (радость, чувство наслаждения, счастья) |
9. Память | Непроизвольная, наглядно-образная, визуальная и мышечная (основа врожденной грамотности). На прошлое | Произвольная, знаковая, слуховая |
10. Мышление | Наглядно-образное, оперирование образами. Спонтанное. Эмоциональное. Интуитивное. Трехмерное. Инсайт | Абстрактно-логическое. Оперирование цифрами, знаками. Формальное. Рациональное. Программируемое. Двумерное. Хитсайт |
11. Коммуникативность | Ориентация на социум | Ориентация на свое тело |
12. Творчество | Образы. Эмоции. Чувства. Ритм | Ноты. Технология. Структура. Инструменты |
13. Профессии | Человек-человек, человек-природа, человек-искусство | Человек-машина, человек-знак |
Этап операционной организации урока | ||
Восприятие материала | Целостное. Интонационная сторона речи | Дискретное. Смысловая сторона речи |
Переработка информации | Быстрая, холистическая | Медленная, последовательная |
Результативный этап | ||
Самоконтроль | Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски | Высокий самоконтроль речи и изложения материала |
Характерные ошибки | Ударные гласные. Ошибки в словарных словах. Пропуски букв, описки. Имена собственные пишут с маленькой буквы | Безударные гласные в корне. Пропуск мягкого знака. Написание лишних букв. Замена одних согласных другими. Падежные окончания |
Методы проверки | Устный опрос. Задания с ограниченным сроком выполнения. Вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ) | Решение задач. Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа) |
Также необходимо учитывать и особенности сенсорного восприятия учащихся. Познавательная активность, первоначально возникающая в одном из полушарий, запускает движение глаз. Можно предположить, что учащиеся, отводящие глаза влево в процессе мышления являются правополушарными, а вправо – левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера пространства. В классе их необходимо посадить так, чтобы доска и учитель находились слева от них (предположительно 3 ряд). Следует также учитывать и тип восприятия (модальность). Визуалов следует посадить на первые парты, а кинестетов – на последние. Для активации умственной деятельности кинестетам во время работы желательны движения. Правополушарные визуалы подвержены влиянию освещения рабочего места, кинестеты – его удобству.
У левополушарных учащихся рабочая полусфера – правая сторона класса (1 ряд). Они чувствуют себя комфортно в тишине. При постоянных шумах в классе они могут не усвоить информацию.
Чтобы учесть особенности каждого ученика, важно определить место за партой каждого (рис. 1). Это обеспечит продуктивное восприятие, предупредит возникновение невроза, стресса и снимет неосознанную реакцию защиты от новой информации.
Классная доска | ||
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Левополушарные аудиалы | Равнополушарные визуалы, аудиалы и кинестеты | Правополушарные визуалы и кинестеты |
Рисунок 1 − Примерная схема распределения учащихся
Учитель и ученик неточно понимают друг друга, если обмениваются информацией в терминах различных модальностей. Поэтому необходимо учитывать нейропсихологическую характеристику учеников по типу модальностей (табл. 2).
Таблица 2 – Нейропсихологическая характеристика детей по типу модальностей
Признаки | Характеристика | ||
Визуалы | Аудиалы | Кинестеты | |
Используемые слова | Смотреть, видеть, наблюдать, картина, ясный, яркий и т. д. | Слушать, звуки, ритм, подробные речи и т. д. | Хватать, чувствовать, придерживаться, трогать и т. д. |
Движения | На уровне глаз: мигание, прищуривание, нахмуренные брови | На уровне груди | На уровне живота |
Речь | Голос высокий, много интонаций, при разговоре подбородок поднимается вверх | Голос средний, речь монотонная | Голос низкий, при разговоре подбородок опускается вниз |
Общая Характеристика | Наблюдателен. Ориентирован на внешний вид. С трудом запоминает словесные инструкции. Низкая отвлекаемость на шум. Испытывает замешательство, читая слова, которые ранее не видел. В чтении силен и скор. Помнит то, что видел. Живая образная фантазия | Разговаривает сам с собой. Легко отвлекается на шум. Предпочитает счет и письмо. Легко осваивает языки. Обучается слушая. Хорошо читает новые слова. Разговорчивый. Любит дискуссии. Легко повторяет услышанное. Шевелит губами, проговаривая слова при чтении | При общении стоит близко, касаясь людей. Много движений. Раннее физическое развитие. Высокая координация движений. Обучается – делая. При чтении водить пальцем по строке. Помнит общее впечатление. Сильная интуиция. Слаб в деталях. Лаконичен, использует сильные слова и движения. Много жестикулирует. |
Нельзя заставить кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него более прочное запоминание материала. Визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить и рисовать. Аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издает звуки, шевелит губами.
Список использованных источников:
1. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика Пресс, 1996, с. 185.
2. Хромов Н. И. Методы обучения детей с разными типами обучаемости: практическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2007, с. 123.