12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хлюстова Ксения Сергеевна18
Россия, Приморский край, Владивосток

Дифференциация обучения детей с различными типами межполушарного взаимодействия


Нарушение межполушарного взаимодействия – это нарушение развития одного из полушарий головного мозга, либо недостаточность взаимодействия между ними.

Нарушение межполушарного взаимодействия может быть одной из причин неготовности детей к школе и школьной неуспеваемости.

В течение нескольких десятилетий учеными-физиологами проводилась огромная исследовательская работа, которая теперь называется теорией доминантного полушария. Исследования показали, что каждое полушарие мозга руководит специфическими функциями, обрабатывая информацию разных видов, и имеет дело с проблемами различного типа.

Каждое полушарие имеет свои характеристики: целостное, синтетическое, конкретное, пространственное, параллельное, дедуктивное, эмоциональное, образное, интуитивное, творческое и практическое – правое полушарие; аналитическое, абстрактное, логически-вербальное, алгоритмическое, классифицирующее, последовательное, индуктивное, знаковое и теоретическое – левое полушарие. Взаимодействуя между собой, они обеспечивают целостность восприятия, каждое из них вносит свою специфику в работу мозга в целом.

Хотя люди пользуются обоими полушариями, у каждого человека одно из них обычно доминирует. Люди с различными доминантными полушариями имеют тенденцию воспринимать одни и те же сообщения, вещи по-разному.

Школа – это один из крупнейших источников стресса, особенно для правополушарных детей с плохой академической успеваемостью. Обучение, ориентированное на левополушарное мышление, конкуренцию, страх и отрицательные эмоции, неизбежно ведет к стрессу, который является психофизиологической реакцией на воздействие среды.

Многочисленные исследования показали, что хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребенка.

В стрессовой ситуации нарушается проводимость через мозолистое тело, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется. Ведущие органы, которые контролируются ведущим полушарием, также берут на себя основную нагрузку в состоянии стресса. Ведущие органы, которые контролируются ведомым полушарием, в состоянии стресса могут быть блокированы.

В спокойной ситуации тип организации головного мозга (индивидуальный латеральный профиль) может изменяться в процессе адаптации. Например, ребенок может использовать самостоятельно выработанные стратегии мышления, но попав в стрессовую ситуацию, он немедленно возвращается к доминантным органам.

При формировании мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательную сторону. Левополушарных школьников привлекает сам процесс усвоения знаний и их глубина. Занятия школьными науками они рассматривают как средство для развития своего мышления и волевых качеств. Для них более значимым является получение знаний, а не их оценка учителем.

Однако, у правополушарных школьников, напротив, больший интерес вызывает эстетическая сторона предметов, потребность самореализации. Для них характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку и похвалу. В связи с этим учителю необходимо учитывать психофизиологические возможности учащихся на уроке и во внеурочное время (табл. 1).


Таблица 1 – Психофизиологические возможности учащихся

Признаки

Правополушарные учащиеся

Левополушарные учащиеся

Мотивационный этап

1. Пространственная организация

Рабочая полусфера – левая

Рабочая полусфера – правая

2. Цветовая организация

Светлая доска, темный мел

Темная доска, светлый мел

3. Условия необходимые для успешной учебной деятельности

Образы. Контекст. Связь информации с реальностью, практикой. Творческие задания. Эксперименты. Музыкальный фон. Речевой и музыкальный ритм

Технология. Детали. Абстрактный линейный стиль изложения информации. Неоднократное повторение учебного материала. Тишина на уроке

4. Формирование мотивации

Завоевание авторитета. Престижность положения в коллективе. Установление новых контактов. Социальная значимость деятельности

Стремление к самостоятельности. Глубина знаний. Высокая потребность в умственной деятельности. Потребность в образовании

5. Интеллект

Невербальный, интуитивный, практический

Вербальный, логический, теоретический

6. Деятельность

Приверженность к практике. Чувство тела. Чувство ритма. Координация движений. Пространственная организация

Приверженность к теории. Чувство времени

7. Речь

Интонация речи

Синтаксис. Семантика. Смысл и структура речи

8. Эмоции

Экстравертированность. Отрицательные эмоции (страх, печаль, гнев, ярость)

Интравертированность. Положительные эмоции (радость, чувство наслаждения, счастья)

9. Память

Непроизвольная, наглядно-образная, визуальная и мышечная (основа врожденной грамотности). На прошлое

Произвольная, знаковая, слуховая

10. Мышление

Наглядно-образное, оперирование образами. Спонтанное. Эмоциональное. Интуитивное. Трехмерное. Инсайт

Абстрактно-логическое. Оперирование цифрами, знаками. Формальное. Рациональное. Программируемое. Двумерное. Хитсайт

11. Коммуникативность

Ориентация на социум

Ориентация на свое тело

12. Творчество

Образы. Эмоции. Чувства. Ритм

Ноты. Технология. Структура. Инструменты

13. Профессии

Человек-человек, человек-природа, человек-искусство

Человек-машина, человек-знак

Этап операционной организации урока

Восприятие материала

Целостное. Интонационная сторона речи

Дискретное. Смысловая сторона речи

Переработка информации

Быстрая, холистическая

Медленная, последовательная

Результативный этап

Самоконтроль

Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски

Высокий самоконтроль речи и изложения материала

Характерные ошибки

Ударные гласные. Ошибки в словарных словах. Пропуски букв, описки. Имена собственные пишут с маленькой буквы

Безударные гласные в корне. Пропуск мягкого знака. Написание лишних букв. Замена одних согласных другими. Падежные окончания

Методы проверки

Устный опрос. Задания с ограниченным сроком выполнения. Вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ)

Решение задач. Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

Также необходимо учитывать и особенности сенсорного восприятия учащихся. Познавательная активность, первоначально возникающая в одном из полушарий, запускает движение глаз. Можно предположить, что учащиеся, отводящие глаза влево в процессе мышления являются правополушарными, а вправо – левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера пространства. В классе их необходимо посадить так, чтобы доска и учитель находились слева от них (предположительно 3 ряд). Следует также учитывать и тип восприятия (модальность). Визуалов следует посадить на первые парты, а кинестетов – на последние. Для активации умственной деятельности кинестетам во время работы желательны движения. Правополушарные визуалы подвержены влиянию освещения рабочего места, кинестеты – его удобству.

У левополушарных учащихся рабочая полусфера – правая сторона класса (1 ряд). Они чувствуют себя комфортно в тишине. При постоянных шумах в классе они могут не усвоить информацию.

Чтобы учесть особенности каждого ученика, важно определить место за партой каждого (рис. 1). Это обеспечит продуктивное восприятие, предупредит возникновение невроза, стресса и снимет неосознанную реакцию защиты от новой информации.


Классная доска


1 ряд

2 ряд

3 ряд

Левополушарные аудиалы

Равнополушарные визуалы, аудиалы и кинестеты

Правополушарные визуалы и кинестеты

Рисунок 1 − Примерная схема распределения учащихся


Учитель и ученик неточно понимают друг друга, если обмениваются информацией в терминах различных модальностей. Поэтому необходимо учитывать нейропсихологическую характеристику учеников по типу модальностей (табл. 2).


Таблица 2 – Нейропсихологическая характеристика детей по типу модальностей

Признаки

Характеристика

Визуалы

Аудиалы

Кинестеты

Используемые слова

Смотреть, видеть, наблюдать, картина, ясный, яркий и т. д.

Слушать, звуки, ритм, подробные речи и т. д.

Хватать, чувствовать, придерживаться, трогать и т. д.

Движения

На уровне глаз: мигание, прищуривание, нахмуренные брови

На уровне груди

На уровне живота

Речь

Голос высокий, много интонаций, при разговоре подбородок поднимается вверх

Голос средний, речь монотонная

Голос низкий, при разговоре подбородок опускается вниз

Общая Характеристика

Наблюдателен. Ориентирован на внешний вид. С трудом запоминает словесные инструкции. Низкая отвлекаемость на шум. Испытывает замешательство, читая слова, которые ранее не видел. В чтении силен и скор. Помнит то, что видел. Живая образная фантазия

Разговаривает сам с собой. Легко отвлекается на шум. Предпочитает счет и письмо. Легко осваивает языки. Обучается слушая. Хорошо читает новые слова. Разговорчивый. Любит дискуссии. Легко повторяет услышанное. Шевелит губами, проговаривая слова при чтении

При общении стоит близко, касаясь людей. Много движений. Раннее физическое развитие. Высокая координация движений. Обучается – делая. При чтении водить пальцем по строке. Помнит общее впечатление. Сильная интуиция. Слаб в деталях. Лаконичен, использует сильные слова и движения. Много жестикулирует.


Нельзя заставить кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него более прочное запоминание материала. Визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить и рисовать. Аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издает звуки, шевелит губами.

Список использованных источников:

1. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика Пресс, 1996,    с. 185.

2. Хромов Н. И. Методы обучения детей с разными типами обучаемости: практическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2007, с. 123.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.