12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александра Сорока55

Особенности коррекционной работы по развитию межполушарного взаимодействия у дошкольников с патологией зрения.


Авторы:

воспитатель, I кв. категория: Сабитова А.М.

воспитатель, I кв. категория: Сорока А.В.


Актуальность

Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приёмом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, даёт необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нём определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.
Нарушения межполушарного взаимодействия могут наблюдаться как у нормально видящих детей, так и у детей со зрительной патологией. В таком случае, работу над развитием межполушарного взаимодействия мы совмещаем с коррекцией зрительных функций (развитие зрительно-моторной координации, зрительного восприятия, прослеживающей функции глаз и т.д.) и компенсацией сохранных анализаторов (развитие координации движений, мелкой моторики и тактильной чувствительности).

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Выделяют три блока развития межполушарного взаимодействия.

I блок - "Движение" - через комплексы специальных игр и упражнений мы как бы проходим сначала двигательное развитие ребенка от младенчества до раннего возраста.

II блок - "Моторика" - развитие моторики ребёнка по нескольким кинезиологическим программам, позволяющим активизировать межполушарное взаимодействие, достигая при регулярности проведения занятий синхронизации работы полушарий.

III блок представлен кинезиологическими упражнениями из программы "Гимнастика мозга", дополненными игровыми и соревновательными моментами, специально подобранной музыкой, ритмическими стихами и текстами.

Подробнее остановимся на втором блоке, а в частности опишем тренажёр "Левое-правое"i, который можем использовать на данном этапе развития межполушарного взаимодействия и который является незаменимым пособием в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушением зрения, особенно имеющими такие диагнозы, как нистагм, ретинопатия недоношенных, различные виды косоглазия. Данный тренажёр представляет собой дощечки с лабиринтами. Дорожки имеют различную сложность. Сложность зависит от количества изгибов и поворотов, а также некоторые дорожки (цветные) имеют четкие границы, что не позволяет (пальцу, стержню) соскочить с заданного пути. Грифельные дорожки сложнее.

Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов использования тренажёра "Левое-правое".
1. Выбираем дощечку с лабиринтом и проводим по ней указательным пальцем. Теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Далее можно усложнить задание, меняя палец (безымянный, большой, мизинец и т.д.) При выполнении задания, можно использовать специальные стержни.
2. Работаем с грифельными лабиринтами. Берём мелки и соревнуемся: кто быстрее и ровнее проведёт линию по своему лабиринту.
3. Вкладываем в одинаковые лабиринты детали мозаики, бусинки.
4. Читаем во время прохождения лабиринтов стихи, решаем примеры, поём песни. Постепенно усложняем игры, чтобы мозг учился работать над разными задачами одновременно!
5. Закрываем глаза, проводим пальцами по лабиринту. Прячем лабиринт, открываем глаза и пытаемся воссоздать его узор на бумаге.
6. Учимся отзеркаливать. Подносим к лабиринту зеркало и пытаемся нарисовать лабиринт на бумаге, глядя только в зеркало.
7. Развиваем глазомер. Строим предположения - какой лабиринт длиннее. Как проверить? С помощью верёвочки, выложенной в лабиринте.

Обращаем ваше внимание на то, что исходя из специфики детей с нарушением зрения, все задания выполняются поочерёдно, сперва ведущей, затем второй рукой.
Таким образом, тренажёр "Левое-правое" является универсальным средством развития межполушарного взаимодействия, которое является необходимым условием для успешности любого вида деятельности. как у нормально видящих детей, так и у детей со зрительной патологией.


i Заказать данный тренажёр можно, пройдя по ссылке: http:www.igrocity.ru

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.