Материал для уроков развития речи «Дифференциация согласных звуков: З – С»
Тема: «Дифференциация согласных звуков: З – С».
Цель: - учить детей дифференцировать на слух согласные звуки З - С.
- развивать способность к звукопроизношению звуков
З - С в словах схожих по звучанию.
Задачи.
Образовательная: 1. Учить детей дифференцировать на слух согласные
звуки звонкий З и глухой звук С.
2. Развивать способность к правильному
звукопроизношению звуков: З – С в словах, схожих по
звучанию.
Коррекционно-развивающая:
1. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
2. Развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные. 1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
2. Воспитывать самостоятельность, умение выслушивать
других.
Структура занятия:
1. Эмоциональное присоединение.
2. Работа над развитием способности различать согласный звонкий З и
согласный глухой звук С в слогах и словах.
3. Развитие способности дифференцировать согласные звуки З и С в
схожих по звучанию словах.
4. Подготовка руки к письму. Закрашивание, штриховка, прописывание
печатных букв.
Методическое оснащение занятия:
1. Магнитная доска и магниты.
2. Предметные картинки.
3. Условные обозначения согласных твёрдых З – С и согласных мягких
звуков Зь – Сь (синие и зелёные кружочки).
4. Простые и цветные карандаши.
5. Разрезная азбука для каждого из детей.
6. Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки букв З – С.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. | Присоединение. К/упр.: «Расскажи о настроении погоды». - развитие памяти, внимания, словаря прилагательных, развитие монологической речи. |
Индивидуальные рассказы. |
2. 3. 4. А. Б.
В. Г. | К/упр.: «К/упр.: «Эхо». - развитие слухового восприятия. Загадка: Кто в лесу на всякий зов даёт ответ, А самого не видно? - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Эхо». -Я буду говорить слоги, вы послушайте их и повторяйте, словно «Эхо». ЗА – СА ЗА – ЗА – СА АЗ – АС ЗО – СО ЗО – СО – ЗО ОС – ОЗ ЗУ – СУ СУ – ЗУ – СУ УЗ – УС ЗЫ – СЫ ЗЫ – СЫ – ЗЫ ЫЗ – ЫС ЗЭ – СЭ ЗЫ – СЫ – ЗЫ ЫЗ – ЫС Физкультурная минутка. - Посмотрите внимательно на доску. Назовите предметы, которые вы видите. 1 – я картинка: - Какой первый звук мы слышим в слове САД? -Произнесите: С – С – САД. - Как мы произносим звук С твёрдо или мягко? Проверяем. - Звук С звонкий или глухой? САД. Проверяем. - Звук С - звучит глухо. Горло у нас не дрожит. 2 – я картинка: - Какой первый звук мы слышим в слове ЗАЯЦ? - Произнесите: З – З – ЗАЯЦ. - Как мы произносим звук З твёрдо или мягко? Проверяем. 3 – я картинка: - Звук З звонкий или глухой? ЗАЯЦ. Проверяем. - Звук З - звучит звонко. Горло у нас дрожит. 3 – я картинка: - Какой первый звук мы слышим в слове ЗЕМЛЯНИКА? - Произнесите: З – З – ЗЕМЛЯНИКА. - Как мы произносим звук З твёрдо или мягко? Проверяем. 4 – я картинка: - Какой первый звук мы слышим в слове СЕРЬГИ? - Произнесите: С - С- СЕРЬГИ. - Как мы произносим звук С твёрдо или мягко? Проверяем. | Отгадывают загадку.
Повторяют по очереди. Называют: САД, ЗАЯЦ, ЗЕМЛЯНИКА, СЕРЬГИ Звук С. Произносят по очереди. Твёрдый. Проверяют тыльную сторону ладони подносят к горлу. Произносят по очереди. Звук З. Твёрдо. Проверяют тыльную сторону ладони подносят к горлу. ЗВУК Зь. Произносят. Произносим мягко. Мягко. |
Давайте ещё раз вспомним, что мы знаем о согласном звуке С? Звук С – согласный звук, может быть твёрдым или мягким звуком - Сь. Звуки С – Сь могут находиться вначале, середине и конце слов. Звук С всегда глухой. Что мы можем сказать о согласном звуке З? Звук З – согласный звук, может быть твёрдым или мягким звуком - Зь. Звуки З – Зь могут находиться вначале, середине и конце слов. Звук З всегда звонкий. | ||
5. | К/упр.: « Повтори пары слов». - развитие фонематического восприятия согласных звуков С – З. усы – узы зелёный – солёный злить – слить здесь – смесь пасут – везут зыбь – сыпь возок – висок пасы – пазы коза – коса | Дети повторяют по очереди. |
6. |
К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. |
Рассматривают предложенную книжечку. |
| На первой страничке закрасить буквы С - З синим цветом. На второй страничке закрасить буквы С – З зелёным цветом. На третьей страничке наклеить картинки на твёрдый и мягкий звуки: С – Сь. На четвёртой страничке наклеить картинки на твёрдый и мягкий звуки: З – Зь. | |
8.
| В конце занятия предложить детям выложить из верёвочек пары согласных звуков: Б – П, В – Ф, Д – Т, Г – К, З – С. |