Урок на тему «Дифференциация С-Ц» (3 класс)
Конспект группового логопедического занятия в 3 классе для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Тема: Дифференциация С-Ц
Цель: Формирование навыков дифференциации звуков и букв С-Ц в устной и письменной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляционный уклад и характеристику звуков «С» и «Ц»;
- совершенствовать умения в дифференциации согласных С и Ц в словах, предложениях.
- закреплять звуко-буквенный анализ слов;
- обогащать лексический запас;
- совершенствовать грамматические формы речи.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематических процессов;
- развитие оптических представлений и зрительного восприятия;
- развитие памяти, внимания, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование навыков самоконтроля, интереса к занятиям;
- формирование положительной учебной мотивации.
Оборудование: предметные картинки со звуками [Ц] и [С], карточки, предметные картинки, индивидуальные зеркала, две таблицы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Ребята, как вы думаете, вы очень внимательны?
-Да
-Давайте мы это проверим. Слушайте внимательно!
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
-Какой звук больше всех прозвучал?
-Звук С
-Молодцы! А в следующем предложении:
Цапля важная, носатая,
Целый день стоит как статуя.
-Звук Ц
-Какие вы все внимательные! Мы сегодня на уроке будем продолжать различать звуки Ц-С.
-А теперь, ребята, я предлагаю вам немножко поиграть. По моему сигналу вы будете произносить звуки. Если я подниму картинку свинки, первый ряд произнесет звук С. А если подниму картинку писца, второй ряд произнесет звук Ц. А теперь наоборот!
2. Уточнение артикуляции звуков.
– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)
Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.
3. Чистоговорка.
-Ребята! Я буду говорить чистоговорку, а вы должны ее закончить, добавляя слоги. Отвечаем все вместе, хором.
-Са-са-са- у Сони длинная ко… +СА
-Со-со-со – ножкой вертим коле… +СО
-Ца-ца-ца – по лугу идёт ов… +ЦА
-Су-су-су – кошки съели колба… +СУ
-Цы-цы-цы – в огороде огур…+ЦЫ
4. «Прочитай слово».
Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.
(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)
5. «Найди лишнее слово».
Логопед: санки, цирк, суп, сок.
Дети: цирк
Логопед: правильно, почему?
Дети: это слово начинается со звука [ ц ], а остальные слова со звука [ c ].
Логопед: огурец, молодец, нос, палец.
Курица, мельница, лиса, лицо.
6. Дидактическая игра «засели домик».
На доске изображения двух домиков с кармашками – вкладышами. Рядом на столе вперемешку картинки, в названии которых встречаются звуки [c], [ц].
Логопед: ребята, надо «заселить» картинки в домики. К доске вызываются два ребёнка. Один собирает картинки со звуком [c] и вставляет в кармашки соответствующего домика, др. собирает картинки со звуком [ц]. Когда дети готовы, проверяют все вместе. Ребёнок показывает картинку, называет её и говорит, где в слове находится звук (с, ц).
Физическая минутка
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол тихонько сесть.
7. Дидактическая игра «Назови посуду».
Ну вот прогулялись, проголодались, а дома нас ждёт обед. А что нам нужно, чтобы приготовить обед и красиво подать его на стол?
Дети: посуда.
Логопед показывает картинку с изображением предметов посуды, дети называют её, говорят, в каком слове слышим звук [c] или [ц] и где он находится (в начале, в середине или в конце слова).
Логопед: а теперь давайте назовём эти предметы, если их будет много:
Кастрюля – кастрюли,
Сковорода - сковороды
Стакан – стаканы
Сахарница – сахарницы и т. д.
Логопед: а сейчас, давайте назовём эти предметы, если они будут маленького размера (напр. кастрюлька, сковородочка, стаканчик, блюдечко и т. д.)
8. «Составь предложение».
- Составьте и запишите предложения, используя данные слова.
- Подчеркните С - одной чёрточкой, а Ц – двумя.
кастрюля, на, стоит, плите;
сахар, в, кладут, сахарницу;
соль, в, насыпают, солонку.
9. -Ребятки, а теперь послушайте предложение и скажите, в каких словах спрятались звуки С и Ц. Будьте внимательны!
Возвращаются скворцы,
Наши старые жильцы.
-В каких словах есть звук С?
Возвращаются.
-В какой части слова спрятался этот звук?
+В конце слова.
-Еще в каких словах?
+Скворцы, старые. В начале слова.
-А какие слова со звуком Ц?
+Скворцы, жильцы. В середине слова.
-Молодцы!
10. Изменяй предложения.
1)Я видел птенцов цапли. Ты... Он...Она... Мы... Вы... Они...
2) Я надену в пятницу цветное платьице.
3) Я поливаю перец в теплице.
4) Я вытираю лицо полотенцем.
11. Итог занятия. Чем мы сегодня занимались? Оценка за работу на занятии (сегодня я хочу похвалить…)