12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Останина Мария Александровна55

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе  для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Тема: Дифференциация С-Ц

Цель: Формирование навыков дифференциации звуков и букв С-Ц в устной и письменной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить артикуляционный уклад и характеристику звуков «С» и «Ц»;

- совершенствовать умения в дифференциации согласных С и Ц в словах, предложениях.

- закреплять звуко-буквенный анализ слов;

- обогащать лексический запас;

- совершенствовать грамматические формы речи.


Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематических процессов;

- развитие оптических представлений и зрительного восприятия;

- развитие памяти, внимания, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков самоконтроля, интереса к занятиям;

- формирование положительной учебной мотивации.


Оборудование: предметные картинки со звуками [Ц] и [С], карточки, предметные картинки, индивидуальные зеркала, две таблицы. 



Ход занятия



1. Организационный момент.

-Ребята, как вы думаете, вы очень внимательны?

-Да

-Давайте мы это проверим. Слушайте внимательно!

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

-Какой звук больше всех прозвучал?

-Звук С

-Молодцы! А в следующем предложении:

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит как статуя.

-Звук Ц

-Какие вы все внимательные! Мы сегодня на уроке будем продолжать различать звуки Ц-С.

-А теперь, ребята, я предлагаю вам немножко поиграть. По моему сигналу вы будете произносить звуки. Если я подниму картинку свинки, первый ряд произнесет звук С. А если подниму картинку писца, второй ряд произнесет звук Ц. А теперь наоборот!

2. Уточнение артикуляции звуков.

– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)

Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.

3. Чистоговорка.

-Ребята! Я буду говорить чистоговорку, а вы должны ее закончить, добавляя слоги. Отвечаем все вместе, хором.

-Са-са-са- у Сони длинная ко… +СА

-Со-со-со – ножкой вертим коле… +СО

-Ца-ца-ца – по лугу идёт ов… +ЦА

-Су-су-су – кошки съели колба… +СУ

-Цы-цы-цы – в огороде огур…+ЦЫ



4. «Прочитай слово».

Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.

t1712295098aa.gif 

(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)

5. «Найди лишнее слово».

Логопед: санки, цирк, суп, сок.

Дети: цирк

Логопед: правильно, почему?

Дети: это слово начинается со звука [ ц ], а остальные слова со звука [ c ].

Логопед: огурец, молодец, нос, палец.

Курица, мельница, лиса, лицо.


6. Дидактическая игра «засели домик».

На доске изображения двух домиков с кармашками – вкладышами. Рядом на столе вперемешку картинки, в названии которых встречаются звуки [c], [ц].

Логопед: ребята, надо «заселить» картинки в домики. К доске вызываются два ребёнка. Один собирает картинки со звуком [c] и вставляет в кармашки соответствующего домика, др. собирает картинки со звуком [ц]. Когда дети готовы, проверяют все вместе. Ребёнок показывает картинку, называет её и говорит, где в слове находится звук (с, ц).


Физическая минутка


Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за стол тихонько сесть.



7. Дидактическая игра «Назови посуду».

Ну вот прогулялись, проголодались, а дома нас ждёт обед. А что нам нужно, чтобы приготовить обед и красиво подать его на стол?

Дети: посуда.

Логопед показывает картинку с изображением предметов посуды, дети называют её, говорят, в каком слове слышим звук [c] или [ц] и где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Логопед: а теперь давайте назовём эти предметы, если их будет много:

Кастрюля – кастрюли,

Сковорода - сковороды

Стакан – стаканы

Сахарница – сахарницы и т. д.

Логопед: а сейчас, давайте назовём эти предметы, если они будут маленького размера (напр. кастрюлька, сковородочка, стаканчик, блюдечко и т. д.)

8. «Составь предложение».

- Составьте и запишите предложения, используя данные слова.

- Подчеркните С - одной чёрточкой, а Ц – двумя.

кастрюля, на, стоит, плите;

сахар, в, кладут, сахарницу;

соль, в, насыпают, солонку.



9. -Ребятки, а теперь послушайте предложение и скажите, в каких словах спрятались звуки С и Ц. Будьте внимательны!

Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

-В каких словах есть звук С?

Возвращаются.

-В какой части слова спрятался этот звук?

+В конце слова.

-Еще в каких словах?

+Скворцы, старые. В начале слова.

-А какие слова со звуком Ц?

+Скворцы, жильцы. В середине слова.

-Молодцы!



10. Изменяй предложения.

1)Я видел птенцов цапли. Ты... Он...Она... Мы... Вы... Они...

2) Я надену в пятницу цветное платьице.

3) Я поливаю перец в теплице.

4) Я вытираю лицо полотенцем.



11. Итог занятия. Чем мы сегодня занимались? Оценка за работу на занятии (сегодня я хочу похвалить…)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.