Занятие на тему «Дифференциация звуков [Б] - [П]»
Старшая группа
Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].
Цель: Совершенствование навыков звукового анализа и чтения слов.
Задачи:
Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б] — [П],
[Б'] — [П'] (дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков).
Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [п]—[б] в ряду звуков, слогов, слов).
Продолжать учить слоговому анализу и синтезу слов без стечения согласных звуков.
4. Развитие артикуляционной моторики. Координации речи с движением, развитие пальчиковой моторики, интонационной выразительности речи, вопросительная интонация.
5. Развитие навыков фонематического анализа. Определение места звука в слове.
6. Развитие зрительного гнозиса и мышления,
Ресурсы: Картинки: белка, береза, петух, бегемот. Разноцветные светофорчики (красный, желтый). Тетради Нищевой. Кружки (красный, синий, зеленый). Кассы букв на каждого ребенка.
Ход занятия
Организационный момент.
- Дидактическое упражнение: «Ушки – слушки». (развитие слухового внимания)
Логопед хлопает в ладоши, а дети, закрыв глаза, считают про себя, сколько раз хлопнули, и затем говорят число хлопков
- Дидактическое упражнение: «Выполняй команды» (развитие остроты слуха).
Логопед произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а ребенок слушает их внимательно и выполняет.
Дифференциация звуков [Б] — [П].
Назвать первый одинаковый звук в словах:
Батон, булка, баранка... бегемот, белка, бизон…
Назвать одинаковый первый звук в словах: Петя, первый, пила…
Назвать одинаковый последний звук в словах:
Суп, тулуп...
Сравнить артикуляцию звуков [П] и [Б] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [П] и [Б], обозначение. Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука Б. Б-Б-Б. (Дрожит). С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).Вывод: что Б звонкий, а П глухой.
3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
пя-бя, пи-...; би-пи, бя- ...
Повторить за логопедом ряд слогов:
пи-пи-би, би-би-пи, би-пи-би, пи-би-пи, пи-би-би, би-пи-пи. Добавь слоги «БА или «ПА»
Жа- _____ шай- _____
ре- _____ ли- _____
тум- _____ вер- _____
ла- _____ шля-_____
бом- _____ ры- _____
лу- _____ сту- _____
лам- _____ тор- _____
шу- _____ нер- _____
4. Упражнение «Разноцветные светофорчики». (Логопед раздает детям по желтому и красному светофору.)
- Теперь мы поиграем со светофорами. Будем учиться различать звуки [п]—[б]. Произнесите звук [п], положив руку на горлышко. Что вы можете рассказать о нем? Какой он?
Дети: Звук [п] — согласный глухой твердый.
- Верно. Теперь произнесите звук [б], положив руку' на горлышко. Что вы расскажете о нем?
Дети. Звук [б] — согласный звонкий твердый.
- Верно. Сейчас я буду произносить разные звуки, слоги и слова, а вы будете поднимать желтый светофор, если услышите звук [п]. Услышав звук [б], поднимайте красный светофор.
П, а, м, б, т, п, и, п, б, н.
То, па, ну, бы, ба, по, ип, му, пу, бо.
Булка, палка, спать, бросать, полоть, голубой, плоский, труба, клоп, батон.
Из ряда картинок убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [П'] и [Б']), взрослый при этом картинки не называет:
белка, береза, петух, бегемот...
Физкультминутка
Раз, два – все вставайте,
Три, четыре – приседайте,
Пять, шесть – повернитесь,
Семь, восемь – улыбнитесь,
Девять, десять – не зевайте,
Свое место занимайте.
Звуко-слоговой анализ слогов ба, аб, по, оп, бу, пу; слов баба, папа (выкладывание схем слов из кружков, сравнение звукового состава слов, нахождение общего и различия в схемах).
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Взрослый задает ребенку вопрос: «Какие буквы надо заменить в слове папа, чтобы превратить слово папа в слово баба?»
8. Работа в тетрадях Нищевой.
9. Итог занятия.