Занятие на тему «Дифференциация звуков Р и Л»
Тема: дифференциация звуков Р и Л.
Цель: научить ребенка различать на слух и в произношении звуки Р и Л.
Задачи:
1. Речевая: развивать фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи.
2. Коррекционная: развивать мелкую и общую моторику, все виды внимания и восприятия.
3. Учебные: уточнить артикуляцию и звучание звуков Р и Л, определить их сходства и различия; научить ребенка различать на слух и в произношении звуки Р и Л, тренировать умение работать с текстом с картинками.
4. Воспитательная: учить ребенка вежливости, воспитывать такое качество, как дружелюбие.
Оборудование: карточки с изображением символов звуков; игрушки ёж и корзинка; картинки: рыба, руки, зебра, тигр, корова, рак, сыр, шорты, волк, лошадь, слон, белка, лампа, лук, юла, стол; рассказ с картинками.
Ход занятия.
I. Организационный момент (1-2 мин.).
Логопед здоровается с ребенком и напоминает ему, в каких случаях надо здороваться.
II. Уточнение сходства и различия в артикуляции звуков (3-5 мин.).
Логопед обращает внимание ребенка, что
· когда мы произносим звук Р – кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; а когда произносим звук Л – кончик языка просто поднят к альвеолам и не вибрирует;
· когда мы произносим звук Р – боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам – струя воздуха идет посередине; а когда произносим звук Л – боковые края языка опущены – воздушная струя выходит по бокам;
· оба звука произносятся с участием голоса; губы принимают положение следующего гласного.
После этого логопед предлагает ребенку использовать специальные вспомогательные символы: для звука Р , для звука Л ; а также при произнесении звуков использовать опору на движения кисти руки: для звука Р – кисть «подрагивает», для звука Л – кисть «спокойная».
III. Дифференциация изолированных звуков (1-2 мин.).
Логопед закрывает свой рот экраном и произносит звуки Р и Л в любой последовательности. Ребенок должен определить, какой звук произнес логопед и показать соответствующий символ.
IV. Дифференциация звуков в слогах (2-3 мин.).
Логопед предлагает ребенку повторить сочетания слогов:
ла-ра-ла ар-ал-ал ара-ала-ара вра-вру-вла арл-орл-ерл
ро-ло- ро ор-ол-ол оро-оло-оро дло- дрэ-дла урл-ерл-юрл
V. Дифференциация звуков в словах (3-5 мин.).
Игра «Ежик-грибник»: логопед читает стихотворение и предлагает ребенку назвать картинки и отобрать те, в названии которых есть звук Р. (В результате должно получиться 2 группы картинок: со звуком Р: рыба, руки, зебра, тигр, корова, рак, сыр, шорты; со звуком Л: волк, лошадь, слон, белка, лампа, лук, юла, стол.) Затем логопед спрашивает, какой звук есть во всех словах, которые ёжик не брал.
Долго по лесу ежик шагал:
Вкусных грибов к обеду искал.
Только не всякий вкусный грибок
Ёжик спешил положить в кузовок.
В корзинку попали такие грибы,
В которых звук Р
Услышать смог ты.
VI. Физкультминутка
Три медведя шли домой –
(шагать вперевалочку)
Папа был медведь большой,
(поднять руки над головой)
Мама с ним поменьше ростом,
(руки на уровне груди)
А сынок-малютка просто.
(присесть)
VII. Дифференциация звуков в предложениях (2-3 мин.).
Логопед сообщает ребенку, что кто-то наделал ошибок в предложениях и просит ребенка помочь их исправить. Затем, логопед произносит предложение с ошибкой, ребенку предлагается повторить предложение правильно.
Николай поймал в пруду две рыба. (рыбы)
У Милы в кармане одна ватрушки. (ватрушка)
Руслан уронил два ведро. (ведра)
VIII. Дифференциация звуков в тексте (3-4 мин.).
Логопед читает рассказ, а ребенок вставляет слова вместо картинок. После этого логопед спрашивает ребенка, о чем рассказ, чему он учит, и т.п.
IХ. Итог занятия.
Логопед спрашивает ребенка, чему мы сегодня научились, что тебе понравилось больше всего.