Занятие на тему «Дифференциация звуков Р и Л»

2
0
Материал опубликован 28 January 2016

Тема: дифференциация звуков Р и Л.

Цель: научить ребенка различать на слух и в произношении звуки Р и Л.

Задачи:

1.         Речевая: развивать фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи.

2.         Коррекционная: развивать мелкую и общую моторику, все виды внимания и восприятия.

3.         Учебные: уточнить артикуляцию и звучание звуков Р и Л, определить их сходства и различия; научить ребенка различать на слух и в произношении звуки Р и Л, тренировать умение работать с текстом с картинками.

4.         Воспитательная: учить ребенка вежливости, воспитывать такое качество, как дружелюбие.

Оборудование: карточки с изображением символов звуков; игрушки ёж и корзинка; картинки: рыба, руки, зебра, тигр, корова, рак, сыр, шорты, волк, лошадь, слон, белка, лампа, лук, юла, стол; рассказ с картинками.

 

Ход занятия.

I. Организационный момент   (1-2 мин.).

Логопед здоровается с ребенком и напоминает ему, в каких случаях надо здороваться.

II. Уточнение сходства и различия в артикуляции звуков  (3-5 мин.).

Логопед обращает внимание ребенка, что

·   когда мы произносим звук Р – кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; а когда произносим звук Л – кончик языка просто поднят к альвеолам и не вибрирует;

·   когда мы произносим звук Р – боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам – струя воздуха идет посередине; а когда произносим звук Л – боковые края языка опущены – воздушная струя выходит по бокам;

·   оба звука произносятся с участием голоса; губы принимают положение следующего гласного.

После этого логопед предлагает ребенку использовать специальные вспомогательные символы: для звука Р             , для звука Л          ; а также при произнесении звуков использовать опору на движения кисти руки: для звука Р – кисть «подрагивает», для звука Л – кисть «спокойная».   

III. Дифференциация изолированных звуков   (1-2 мин.).

Логопед закрывает свой рот экраном и произносит звуки Р и Л в любой последовательности. Ребенок должен определить, какой звук произнес логопед и показать соответствующий символ.

IV. Дифференциация звуков в слогах (2-3 мин.).

Логопед предлагает ребенку повторить сочетания слогов:

ла-ра-ла             ар-ал-ал               ара-ала-ара                вра-вру-вла             арл-орл-ерл

ро-ло- ро           ор-ол-ол               оро-оло-оро                 дло- дрэ-дла            урл-ерл-юрл

V. Дифференциация звуков в словах (3-5 мин.).

Игра «Ежик-грибник»: логопед читает стихотворение и предлагает ребенку назвать картинки и отобрать те, в названии которых есть звук Р. (В результате должно получиться 2 группы картинок: со звуком Р: рыба, руки, зебра, тигр, корова, рак, сыр, шорты; со звуком Л: волк, лошадь, слон, белка, лампа, лук, юла, стол.) Затем логопед спрашивает, какой звук есть во всех словах, которые ёжик не брал.

Долго по лесу ежик шагал:

Вкусных грибов к обеду искал.

Только не всякий вкусный грибок

Ёжик спешил положить в кузовок.

В корзинку попали такие грибы,

В которых звук Р

Услышать смог ты.

VI. Физкультминутка  

Три медведя шли домой –

(шагать вперевалочку)

Папа был медведь большой,

(поднять руки над головой)

Мама с ним поменьше ростом,

(руки на уровне груди)

А сынок-малютка просто.

(присесть)

VII. Дифференциация звуков в предложениях (2-3 мин.).

Логопед сообщает ребенку, что кто-то наделал ошибок в предложениях и просит ребенка помочь их исправить. Затем, логопед произносит предложение с ошибкой, ребенку предлагается повторить предложение правильно.

Николай поймал в пруду две рыба. (рыбы)

У Милы в кармане одна ватрушки. (ватрушка)

Руслан уронил два ведро. (ведра)

VIII. Дифференциация звуков в тексте  (3-4 мин.).

Логопед читает рассказ, а ребенок вставляет слова вместо картинок. После этого логопед спрашивает ребенка, о чем рассказ, чему он учит, и т.п.

IХ. Итог занятия.

Логопед спрашивает ребенка, чему мы сегодня научились, что тебе понравилось больше всего.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации