Разработка логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [Б], [П], в слогах, словах, фразах»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования»
Методическая разработка
логопедического занятия по теме:
Дифференциация звуков [Б - П] в слогах, словах, фразах.
Разработала: педагог-дефектолог
Стеклянникова Н.В.
Тюльган 2017 г
Цель: Выработать четкую дифференциацию [Б - П] по звонкости и глухости на материале слогов, слов, предложений.
Задачи
Коррекционно-развивающие:
- закреплять знания детей о согласных звуках и буквах [Б - П];
- учить давать сравнительную характеристику «дежурных» звуков по артикуляции, кинестетическим ощущениям;
- познакомить с основным различительным признаком в звучании глухих и звонких – (громко-тихо);
- развивать фонематический слух, произвольное слуховое и зрительное восприятие;, внимание и память, общую и мелкую моторику.
- совершенствовать графомоторные навыки и ориентирование на листе бумаги.
Коррекционно-образовательные:
- развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, фонематические представления;
- закреплять умение обобщать;
- развивать логическое мышление путем включения игровых развивающих упражнений.
Коррекционно-воспитательные:
- развивать навыки самоконтроля;
- воспитывать культуру поведения в работе в паре, индивидуальной и фронтальной;
- работать над развитием умения слушать и слышать друг друга;
- привлечь внимание к языковым явлениям, активизации лексического запаса.
Методы: продуктивный, частично поисковый, наглядности, контроля и самоконтроля.
Приемы: игра, активизация внимания.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Виды учебной деятельности:
Работа с картинками, схемами, в тетради, динамическая пауза, психогимнастика, конструирование.
Оборудование: слоговые таблицы, конверты с предметными картинками «профили», звуков [Б], [П], буквы Б, П, треугольники, квадраты, поощрительные фишки, тетради.
Ход занятия:
Орг. Момент. Вспомните правила работы на логопедическом занятии.
Дети отвечают: Глаза смотрят и все видят. Уши слушают и все слышат. Голова думает, а руки помогают.
Определение темы занятия. Логопед произносит слова, дети повторяют отраженно и отвечают на вопрос.
Бабка – папка
Баба – папа
Бока – пока
Пой – бой
Пил – бил
Пыль – быль
Чем отличаются слова друг от друга?
Тема сегодняшнего занятия звуки [Б], [П].
Обращение к буквам Б, П «профилем» звуков. Сравнительная характеристика по артикуляционным и акустическим признакам, кинестетическим ощущениям.
Буквы читаем и пишем.
Звуки слышим и говорим.
Звук [Б] – согласный, твердый, звонкий. Голос проснулся.
Звук [П] - согласный, твердый, глухой. Голос спит
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения 1. «Улыбка» 2. «Хомячок»
3. Чередуем упр-е «Улыбка» - «Хомячок»
1. «Блинчик» 2 «Хомячок»
4. Чередуем упр-е «Блинчик» - «Хоботок»
5. Дидактическая игра «Дразнилки»
Образец:
Мой слы ба , а вам? – па
Бо – по
Бу – пу
Бы – пы
Аб – ап
Об – оп
Уб- уп
Ыб –ып
6.Дидактическая игра
1. «Распредели по адресам». Работа с предметными картинками. Логопед описывает предмет, дети узнают его, называют, определяют наличие звука [Б] или [П], местоположение его в слове, кладут в конверт по адресу [Б], [П]. При этом хлопают в ладони. Если в слове звук [Б] – громко, если звук [П] – тихо. Предметные картинки: баранки, пирожки, бублики, пирожное, батон, блины, пряники, печенье, пицца, пончики.
Каким одним словом можно все это назвать? – хлебные или хлебо-булочные изделия.
2. Расшифруй слово. Предлагается набор картинок в определенном порядке. Необходимо по начальным буквам «расшифровать» слово.
Шашки, усы, барабан, автобус.
Шуба. Из элементов букв конструируется буква Б. Составляется схема слова ****
Лиса, ананас, пенал, апельсин.
Лапа. Из элементов букв конструируется буква П. Составляется схема слова ****
7. Динамическая пауза.
- Представьте что у вас на кончике носа находится кисточка. Постарайтесь написать ею на потолке сначала печатную букву Б, затем печатную букву П.
Развитие мелкой моторики. Изображение пальцами букв.
Ребята, выпрямите кисть левой руки и поставьте ее вертикально, зажмите между пальцами конец карандаша (он должен располагаться горизонтально).Правой кистью образуйте полукруг (большой палец снизу) и приставьте его к левой ладони. Какая получилась буква? – Б.
Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между кончиками пальцев зажмите карандаш. Какая получилась буква? – П.
Психогимнастика.
Дети работают парами. На карточке написаны слова, обозначающие эмоции:радость, грусть, гнев, злость, восхищение.
А) один читает, другой изображает
Б) Один изображает, другой угадывает (эмоцию загадывают самостоятельно)
8. Работа в тетради «Волшебный диктант». Слова со звуком [Б] обозначить треугольником, со звуком [П] квадратом.
Жаба, липа, лампа, рыба, шайба, репка.
Со словами репка, рыба, составить предложение.
9. Игровые упражнения.
Послушай и сосчитай с помощью фишек сколько слов со звуками [Б], [П]. В булочной у нас баранки: булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, курабье, бисквит, витушки.
Словарь: курабье
Должно быть 10 фишек.
Выигрывает тот, у кого больше фишек.
10. Пароль на выход
Исправь предложения
Ботинки купили брата.
Паутина плетет паука.
Бутон сидит на пчеле.
11. Рефлексия.
1. Какие звуки различали на занятии?
2. Какие задания показались трудными?
3. Какое задание понравилось?
Нарисуйте солнышку рот.
(улыбается – занятие понравилось, грустит – было трудно, скучно)
Литература
Логопедия М.М. Флерова Ростов – на – Дону 2001 г.
Логопедия М.И. Руденко Ростов – на – Дону, Феникс 2008
Рабочие тетради Н.В. Новоторцева, Т.Б. Филичева.
Основы логопедии Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, М. 1989