Урок чувашского языка в 3 классе «Дикие животные нашего края»

2
0
Материал опубликован 13 February 2018 в группе

Тема: Дикие животные нашего края.

       Цель: 1)Обогащать и активизировать словарь; 2)рассказать о    характерных особенностях животных.

      Ход занятия

   - Ырä кун, ачасем!

   - Ырä кун, учитель

   - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Сывлäх сунатпäр!) А чтобы гости узнали к кому они пришли, встанем в круг, будем передавать мяч друг другу и громко называть своё имя на чувашском языке. (Передаём мяч, по кругу называя своё имя – 1)Эпĕ Настя ятлä. …)   Маттурсем.

- А теперь мы с вами вспомним цвета. Я для вас приготовила соль, но она разного цвета. Кто какой цвет вспомнит, назовет этот цвет по-чувашски.

- Вспомнит счет до 10.  Споем песню.

- 2)На территории нашей республики обитают разные дикие животные. Устроим соревнование между командами. Я называю животное на чувашском языке. Команды находят на карте животное и отмечают стикером. Посмотрим,  кто больше запомнил названия диких животных на чувашском языке. (Упа, тилĕ, мулкач, чĕрĕп, пакша, пäши, шäши, кашкäр.)

3) – Ку мĕн?

    - Ку упа.

   - Упа äçта пупäнать?

   - Упа вäрманта пурäнать.  Упа мĕн тĕслĕ? Упа пысäк-и, пĕчĕк-и?

   - Упан мĕнле-мĕнле ÿn-пÿ пайĕсем пур? (У медведя, какие части тела есть?)

   - Пуç, куçсем, хäлхасем, сäмса, çäвар, урасем, хÿре.

4)    Тäрäр. Сäвä калатпäр.

- Тяп, тяп, тяп утма тяппи пур.                     – Нäш, нäш, нäш тума сäмси пур.-  -Çат, çат, çат çупма алли пур.                       - Чäр, чäр, чäр пäхма куçĕ пур.

 

Мулкач ларать пашкаса,                    Сивĕрех äна тäма,

Ик хäлхине вылятса.                          Вäл пуçларĕ ташлама.

Ак çапла, ак çапла                              Ак çапла, ак çапла

Ик хäлхине вылятса.                          Вäл пуçларĕ ташлама.

                      Сикрĕ тухрĕ вäрмантан                         Шурä мулкач кукленет

                      Пĕр мулкач,                                             Юр çумне,

                      Пäхкаларĕ унталла,                                 Кäтартасшäн мар хäйне

                      Кунталла.                                                  Çынсене.

Физминутка. Пĕр шеренгäна тäрäр!

                     Кил, кил выляма.

                    Ан кил, ан кил çапäçма.

                    Упа килет у-у-у!

                   Ларäп, тäрäп, тарса хäтäлäп.

 

 

5) Когда один заяц мы говорим – заяц, если их много мы говорим зайцы. На чувашском языке: заяц – мулкач, зайцы – мулкачсем; медведь – упа, медведи – упасем; лиса – тилĕ, лисы – тилĕсем. Что вы заметили, если много мы добавили –сем. Калäр -  ку упа, кäсем – упасем….

Заглянем в свой  чувашский лес. – Пирĕн вäрмансенче мĕнле чĕр чунсем пурäнаççĕ? – Пирĕн вäрмансенче мулкачсем, тилĕсем, чĕрĕпсем, кашкäрсем, упасем, пäшисем, шäшисем. – А кто здесь  лишний? – Зебра кунта пурäнать-и? Çук, зебра кунта пурäнмасть.

6) Тепĕр ĕç. Чĕр чуна ÿкерсе пĕтермелле.

-Ку мĕн?

-…

- Мĕнле ÿт пайĕ çитмест?

-…

-Ỹкерсе хуратпäр.

11) На этом занятие завершаем.

- Сывä пулäр, ачасем.

- Сывä пулäр,  учитель

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.