Познавательно-развивающая игра в 6 классе «Дикие животные нашего края»
Перспективный план работы детей и родителей при подготовке к совместной досуговой деятельности на тему «Дикие животные нашего края.»
Формы проведения мероприятия | Содержание | Сроки проведения |
Информирование родителей о выбранной теме мероприятия. | Предложить родителям принять активное участие в подготовке мероприятия «Дикие животные нашего края» Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей. | ноябрь |
Информационный журнал «Дикие животные нашего края» | Расширять представления детей и родителей об обитающих в наших лесах диких животных, образе их жизни, местах обитания, особенностях внешнего вида. | Ноябрь - декабрь |
Фотовыставка «Животные нашего леса» | Привлечь родителей и детей в совместную деятельность, направленную на развитие познавательной активности. Посетить Музей-заповедник, отдел природы. | декабрь |
Экспериментальная деятельность: наблюдение за животными в ходе экскурсии в музей. | Поощрять исследовательский интерес родителей и детей в проведении простейших наблюдений, учить способам обследования животных. | январь |
Читаем дома и в классе рассказы, сказки, научную литературу о диких животных. | Продолжить работу по формированию интереса к книге, агитировать родителей регулярно читать детям и вместе с детьми художественную и научную литературу. | Ноябрь – январь |
Двигательная деятельность: пальчиковые и подвижные игры. | Обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через игровую деятельность. | декабрь |
Дидактические игры: «Чей хвост?» «Чей след?» «Чей голос?» «Чей дом?» «Отгадай загадку. Кто это?» «Назови сказку». | Помогать родителям открывать новые возможности игрового отражения мира для ребёнка. | январь |
Театральная деятельность. | Привлечь родителей к участию в показе отрывков из сказок, совместно с детьми. Изготовлению костюмов, подборе кукол из набора «Кукольный театр». | Февраль |
Продуктивная деятельность. Домашняя мастерская «Животные своими руками» Организация выставки. | Формировать желание родителей и детей взаимодействовать при создании коллективных семейных композиций. | Февраль |
Совместно с родителями познавательно – развивающая игра «Дикие животные нашего края».
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Моторное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных родного края.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в образовании и практическом употреблении притяжательных прилагательных; учить детей согласовывать притяжательные прилагательные с существительными; закрепить умения детей в образовании родственных слов.
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание и память детей, умственные способности.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать в детях доброжелательность, бережное отношение к природе, животным.
Организационный момент.
Сегодня мы с Феей Леса отправляемся в путешествие по страницам Книги Леса и поговорим о диких животных нашего края. А помогать нам на каждой страничке будут её помощники фея Фауна, фея Света. Феи Ветра и Зимы, фея Динь-Динь. Фея Воды, фея Цветов.
Начинаем наше путешествие.
Дикие животные водятся в лесу.
Здесь увидеть можно
Волка и лису,
Лося и ежа,
Зайца и медведя,
Белку, кабана.
Прячет всех надёжно
Лесная тишина.
Страничка загадок.
Послушайте загадки:
Покажите отгадку, выбрав из карточек, лежащих перед вами – нужную.
Он в лесу хозяин грозный,
Он лохматый и серьезный.
Любит ягоды, медок.
На зиму он спать залег! (Медведь)
Он живет во всех мультфильмах,
Серый и клыкастый сильно!
А зимой холодной
Бродит злой, голодный! (Волк)
Эта рыжая плутовка
В сказке всех обманет ловко.
Ловит уточек и зайцев!
Ей на зуб не попадайся! (Лиса)
Он могучий и рогатый,
Быстро по лесу идет.
Очень любит соль ,ребята,
И кору с осин жует! (Лось)
Нет, увидеть не могу,
Чей же след здесь на снегу?!
Скачет, ушками лопочет,
Спрятаться скорее хочет! (Зайчик)
Хвост пушистый распушила,
Гриб в дупло к себе несет.
Попрыгунья прозорлива -
Будет сытой круглый год!
Скачет с веточки на ветку,
А за нею следом - детки! (Белочка)
Он пыхтит как паровоз
Так тяжел иголок воз! (Ежик)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины. (Бобры)
Такая же свинья,
Но только дикая она. (Кабан)
II Познавательная страничка.
- Ребята, скажите, как можно назвать всех этих животных вместе? (Дикие животные)
- Где живут дикие животные? (В лесу)
- Чем питаются дикие животные? (мясом, растениями)
- Правильно, существуют хищные животные, всеядные и травоядные.
"Кто чем питается?" (Карточки c животными выставляются на доске).
Ребята, давайте вспомним, чем питаются дикие животные.
Прочитайте и узнайте это животное. Каждому своя карточка с описанием питания.
Питается мясом (куры, зайца, мышами и рыбой. Также может есть плодовые ягоды. Это всеядное животное. (лиса)
Питается грибами и орешками. Это животное называют грызуном. Травоядное. (белка)
Летом ест траву, а зимой кору деревьев. Это травоядное животное. (заяц)
Летом питается мясом, рыбой, ягодами. А зимой он сосет лапу. Медведь всеядное животное. (медведь)
Питается зайцами, сусликами, домашними гусями, может съесть кладку яиц. Нападает на домашних животных. Это хищное животное. (волк)
Питается грибами, яблоками, ужами, лягушками, мышами. Всеядное животное. (ёж)
Питается мхами, грибами, ягодами, корой ивы, сосны, осины. Травоядное. (лось)
Ест почти всё, что можно найти в лесу: жёлуди, орехи, семена, корешки и клубни растений, ягоды, грибы, плоды диких яблонь и груш. Травоядное. (кабан)
Давайте разложим карточки с животными по способу питания: хищных напротив косточки, травоядных напротив травы, всеядных по середине.
"Кто где живет?" (карточки «Соедини животного и дом»)
- Есть у каждого, свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
У каждого животного есть «дом», и он имеет своё название. Вспомните, кто где живёт. (Отвечать мы будем полным предложением):
Раздаются листы с заданием, где дети соединяют животных с их жилищем.
У лисы дом называется – нора. Лиса живет в норе.
У медведя дом – берлога. Медведь живет в берлоге.
У волка дом называется логово. Волк живет в логове.
Заяц живет под кустами.
У ежа дом называется норка. Еж живет в норке, под корнями деревьев.
У белки домик – дупло. Белка живет в дупле.
Лось живет вдалеке от людей, в чаще.
Бобры живут в воде и строят дома – хатки.
Кабаны живут в лесу, в чаще.
"Мама, папа и детеныш". (Каждому даётся своя карточка)
У каждого животного есть семья. Каков состав каждой? Расскажите.
Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок.
Это семья волков. Мама волчица, папа волк и их детеныш волчонок.
Это семья лис. Мама лиса, папа лис, детёныш лисенок.
Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц, детеныш зайчонок.
Это семья ежей. Мама ежиха, папа еж и их детеныш ежонок.
Это семья белок. Мама белка, папа белка, детеныш бельчонок.
Это семья лосей. Мама лосиха, папа лось и их детеныш лосенок.
Это семья кабанов. Мама кабаниха, папа кабан и их детёныш кабанёнок.
Это семья бобров. Мама бобриха, папа бобёр и их детёныш бобрёнок.
Физкультминутка «Дикие животные».
Как-то раз лесной тропой Дети идут по кругу
Звери шли на водопой. Дети идут по кругу
За мамой – лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая
За мамой – лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках
За мамой – ежихой катился ежонок, Передвигаются вприсядку
За мамой – медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку
За мамою – белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку
За мамой – зайчихой косые зайчата, Скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат Крадутся
Все мамы и дети напиться хотят. Лицо вкруг, лакательные движения языком
Игра «Кто как голос подает»
- Ну а теперь послушайте голоса диких животных и попробуйте отгадать, какое это животное.
Использование мультимедийного оборудования: аудиозапись голосов диких животных.
Игровая страничка.
Игра «Что у человека, что у животного?»
- Многие путают названия частей тела у диких животных и людей. Я буду называть какую-либо часть тела, а вы отвечайте, у людей или у животных есть эта часть тела.
Пасть (у животных) , живот – (у людей), шерсть – (у животных), брюхо (у животных), волосы (у людей), морда (у животных), зубы (у животных и людей), руки – (у людей) , хвост – (у животных) , когти – (у животных) , ногти – (у людей), уши – (у людей и животных), лапы (у животных), копыта (у животных).
Пальчиковые игры. (показывают родители и ребёнок)
Подвижные игры. (проводят родители и ребёнок)
Зимняя страничка.
- Какое время года у нас сейчас? Это трудное время для жителей леса. Но они к нему готовятся.
Телеграммы из леса (каждому ребёнку – телеграмма). Отгадайте, кто её прислал. (читают родители вместе с детьми).
Я шубку с красивой рыжей на серенькую поменяла чтобы меня среди деревьев не видно было. В дупло орехов, да желудей запасла, грибочков на веточках насушила. Дупло утеплила. Хорошо. (белка)
Я запасов на зиму не делаю. Нету у меня берлоги, не нужна мне и нора. От врагов спасают ноги, а от голода - кора. А чтоб от врагов прятаться, шубку на белую поменял. (заяц)
Я тоже запасов не делаю. Меня ноги кормят. А на сытый желудок, и мороз не страшен. (волк)
Зимой найти добычу трудно, но слух отменный – помышкую. Да и не замёрзну – у меня шёрстка густая, шубка теплая. (лиса)
Запасы мне не нужны. Я норку утепляю. Устилаю её листочками и веточками. А зимой в спячку впадаю, как медведь. (ёж)
Я летом жир подкожный запасаю. Он-то мне и поможет перезимовать в берлоге. (медведь)
Шерсть у меня густая, да под кожей ещё и жир есть. А жир лучше всякой шубы греет. Ещё и выкапываю из - под снега корм. (кабан)
Когда жира много то и в ледяной воде не холодно. Мы к зиме отремонтировали хатки, запасли веточки. (бобёр)
Меня жир спасает. Запасов не делаю, ем ветки деревьев и кустарников. Длинные ноги и широкие копыта позволяют ходить по глубокому снегу. (лось)
Игра «Следопыт»
Животных следы мы как книгу читаем.
В лесу кто живёт мы легко отгадаем.
Вот лисьи следы, вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные.
Вот беличьи, рысьи,
а это - оленьи.
Какое большое в лесу население.
- и на земле и на снегу животные,так же как и человек, оставляют свои следы. Вот сейчас вы и определите чей это след.
(на доске плакат с животными и их следами. Детям раздаются картинки со следом животного)
- Чьи следы мы не увидим зимой? (медведь, ёж)
Творческая страничка.
Презентация по сказкам.
- отгадай и назови сказку и предметы из сказки.
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
Он не низок, не высок,
В нем для всех есть уголок.
А медведю нет местечка
Ни в прихожей, ни у печки,
В спальне тоже тесновато.
Убирайся, косолапый!
Но на крышу он полез,
Задрожал зелёный лес.
Все пустились наутёк,
Поломался… («Теремок»).
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(«Красная Шапочка»)
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.
(«Бычок – смоляной бочок»)
Кто же там пыхтит на грядке?
От кого же это дед
Убегает без оглядки,
А за ним и бабка в след? (Страшный Пых. Ёжик)
Чашки три, и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три.
(«Три медведя»)
Загадка о сказке "Волк и Лиса"
-Серый, рыбки я немало,-
Говорит лиса,- поймала.
-Научу тебя я, волк,
Слушай и бери ты в толк,
Способ этот очень прост:
Нужно сунуть в прорубь (х…т).
Загадка о сказке "Лиса и журавль"
В гости журавля звала
Не в кувшин - на мелкой
Кашу гостю подала
Лисонька в (т…е).
Загадка о сказке "Лисичка со скалочкой"
Шла Лиса по белу свету
и вдруг скалочку нашла.
А за скалочку за эту
много взять она смогла:
белу курочку,
сизу уточку,
гусочку- щипалку,
собачку- догонялку. («Лисичка со скалочкой»)
Инсценировка отрывка из сказки «Колобок».
Вместе сказка «Страшный Пых». Рассматривание выставки поделок.