Урок развития устной речи в 3 классе «Дикие животные. Медведь»
Тема: Дикие животные. Медведь.
Цели: 1. Закрепить знания о внешнем виде медведя;
Формировать представление учащихся о питании, о «семье» медведя и образе жизни зимой;
2. Развивать, уточнять и обогащать активный словарь детей, корригировать связную речь, смысловое запоминание.
3. Развивать познавательный интерес учащихся, воспитывать умение слушать.
Оборудование: осколочные картинки, картинки с изображением рациона медведя (ягода, орехи, мед, трава, мясо и рыба, лук и лимон), мультимедийный проектор, фотография берлоги, схематические изображения (коричневый кружок, лес, рот, дом)
Ход урока.
Организационный момент.
Я прошепчу на ушко название животного. Вам, чтобы сесть, нужно показать это животное без слов, молча (заяц, лиса, белка). Остальные ребята, назовите любое дикое животное.
- Каких животных мы изображали и называли? Мы называли диких животных (хором).
2. Сообщение темы урока.
Учащимся на парты раздаются конверты с осколочными картинками.
- Возьмите конверты. В них находится мозаика. Когда вы ее соберете, узнаете, о ком будем говорить на уроке.
- Кто получился?
-Ребята, медведь – это домашнее или дикое животное? Медведь – дикое животное.
- Правильно, медведь дикий, потому что он живет в лесу далеко от людей. О ком же мы будем говорить на уроке?
Мы узнаем, чем питается медведь, поговорим о его семье. В конце урока я вам сообщу о том, как медведь проводит зиму.
Повторение.
Цель: Закрепить знания о внешнем виде медведя.
Работа с осколочной картинкой.
Посмотрите на медведя. Скажите, какой медведь по размеру? Медведь очень большой.
- Какого цвета шерсть у него? Шерсть у медведя коричневого цвета (схема).
- Где живет медведь? Медведь живет в лесу (схема).
А теперь, глядя на схему, расскажите, какой медведь (2 человека) – индивидуальный рассказ по опорным картинкам.
4. Работа по теме урока.
Цель: Формировать представление учащихся о питании, о «семье» медведя и образе жизни зимой.
Питание зверя.
Питается медведь ягодами, орехами, медом, травой, мясом и рыбой. ( Одновременно с рассказом демонстрируются предметные картинки ) Ребята, у медведя маленькие глаза и он очень плохо видит, поэтому пищу находит благодаря хорошему нюху. Давайте поговорим вместе, чем питается медведь.
-Медведь питается ягодами, орехами, медом, листьями, мясом и рыбой.
Поиграем. Вы закроете глаза. Я добавлю картинку, на которой будет то, что медведь не ест. Вам нужно найти такую картинку.
- Что не ест медведь? (Свободное высказывание детей)
Медвежья семья. Просмотр фрагмента. Работа с картиной.
- Вспомните, как называются детеныши медведя, если их много? Медвежата.
- А если один? Медвежонок.
- Как называется мама медвежат? Медведица.
- Как называют папу медвежат? Медведь.
Повторяйте за мной. Медвежья семья – это медведь, медведица и медвежата.
Давайте посмотрим фрагмент фильма о медвежьей семье.
( Дети смотрят. Учитель комментирует )
- Медвежат у мамы медведицы бывает один или два. Медведица – заботливая мама. Она находит корм детенышам, а они резвятся на травке.
- Сколько детенышей у этой медведицы? У медведицы 2 детеныша.
- Что они делали? Они играли на травке.
Физминутка.
Три медведя шли домой: (дети идут как медведь)
Медведь был большой-большой.(поднимают руки вверх)
Медведица с ним – поменьше ростом,(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)
А медвежонок просто крошка,(садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил. (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)
Медведь зимой.
- Какое сейчас время года? Сейчас зима.
- Зимой медведь спит в берлоге. Скажем хором. Демонстрация фото с берлогой.
- Берлога- это глубокая яма в земле. Повторите.
Спит медведь в берлоге всю зиму. Выходит только весной.
- Что делает медведь зимой? Медведь спит в берлоге.
- Что такое берлога? Берлога – это глубокая яма в земле.
Рассказ о медведе.
На доске весит картина. Она поможет составить красивое и правильное предложение о медвежьей семье. Дети выходят к доске и говорят.
5. Итог урока.
- О ком мы говорили? Мы говорили о медведе.
- Какое животное медведь – дикое или домашнее?
Резерв.
Обвести и раскрасить фигурку медвежонка.