Тематический урок по биологии «Дикое животное: лось»
Урок развития речи
Тема: Дикое животное: лось.
Цель: уточнить и расширить знания учащихся о диких животных.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления о диких животных на основе знакомства с лосем;
- формировать навык овладения устной речи на основе описания животного;
Коррекционно – развивающие:
- развивать операции мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация);
- расширение представлений об окружающем мире через сопоставление и сравнение;
- коррекция и развитие связной устной речи и активного словаря через использование дидактических упражнений;
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство сотрудничества;
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация,
- разрезные картинки (лось), голос лося, раздаточный материал.
1.Оргмомент.
Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Мы начнём урок, друзья
Какое у вас настроение? Как будем работать?
2.Объявление темы, целей.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Слайд .1 Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Животные находят в лесу разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства – норы, гнезда, берлоги. Животное, с которым вы познакомитесь, обитает в лесах омской области. Звук лося. Отгадайте.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)
Назовите тему урока?
Какое это животное дикое или домашнее? Почему?
Тема урока: Дикое животное: лось.
В течение урока мы ответим на следующие вопросы. Слайд.
Кто это?
Какие части тела у него есть ?
Где оно живет?
Чем питается?
Как называют его детенышей?
Какую пользу оно приносит?
Во время путешествия по лесу. За правильно выполненное задание вы будете получать наклейки с животными и заселять лес. В конце занятия вы посчитаете ваших зверей в лесу и получите оценку за урок.
3.Изучение нового материала.
На столе у каждого лежит конверт с разрезной картинкой (лось). Сложите ее. Оценивание. Назови главные признаки животного, по которым мы сможем его узнать.
- Назовите части тела животного. Слайд (Голова, шея, туловище, ноги, хвост, рога)
Рассмотрим голову. Какая голова? Голова крупная, тяжелая, с большими ушами. Слух у лося хороший. У него выпуклые глаза, свисающая верхняя губа. Рассмотрим шею. Она короткая, толстая. Смотрим на ноги. Какие они? Длинные, заканчиваются широкими раздвоенными копытами. Зачем нужны ему такие ноги? Длинные ноги облегчают ему передвижение в глубоком снегу, в топком болоте. Лось может быстро бегать, делает большие шаги и догнать его трудно. Такие длинные ноги облегчают лосю движение в самой густой чаще. Он легко перешагивает через поваленные деревья, пробирается через труднопроходимые, заросшие кустами и деревьями места. Посмотрите, какие следы оставляет лось. Слайд.
Хвост короткий. Украшением лосей являются рога в форме лопаты с различным числом отходящих от краёв отростков. В конце зимы – начале весны лоси сбрасывают старые рога, а через некоторое время у них начинают расти новые. Молодые рога покрыты мягкой короткой шерстью и на ощупь мягкие. У лосей – мам (лосих) рогов нет.
4 Словарная работа. Лосиха - самка лося.
Лоси, ежегодно в середине зимы сбрасывают старые рога. В конце марта, в апреле у них вырастают новые, на которых в сравнении со старыми обычно больше отростков. Слайд.
Продолжаем идти по лесу.
5 Физминутка.
По пути мы будем встречать лесных зверей.
По лосиному красиво Ходьба с высоким подъемом колена.
Ходит лось в лесу густом. Скрестив руки над головой, пальцы раздвинуты.
По мышиному пугливо Бег на носочках.
Семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка Прыжки на двух ногах вправо-влево.
Все спешит запутать след.
По - медвежьи ходит мишка, Ходьба на внешнем своде стопы.
Косолап он с детских лет.
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом:
Впереди лось. Где он живет? Он пытается найти себе пищу. Слайд. Это животное травоядное.
Словарная работа.
Слайд Травоядное -
это животное, которое питается исключительно растительной пищей: листьями, травой, плодами и ветками деревьев. Оставьте, то, чем питается лось? Вычеркните лишнее. Листья, трава, молодые ветки, кора деревьев. Оценивание.
А вот и маленькие детеныши. Они появляются в конце весны – начале лета. Мать кормит их молоком. Траву и листья они начинают поедать на втором месяце жизни.
Как называют детенышей у лосих?
Словарная работа. Лосенок – детеныш лося.
Вспомним детенышей у других животных.
Слайды
Волк - (волчонок),
Медведь – (медвежонок),
Лиса – (лисенок),
Заяц – (зайчонок).
Курица- (цыпленок)
Корова – (теленок)
Оценивание.
Продолжаем прогулку по лесу.
Добавьте пропущенное слово.
Мы подошли к опушке… (леса). Зашевелились ветки деревьев. Медленно и осторожно вышел… (лось). У него были большие и красивые … (рога). Снова кусты зашевелились, за лосем вышла… (лосиха). Тут выскочил… (лосёнок). Оценивание.
Вы сегодня много узнали о лосе. И остался один вопрос. Какую пользу приносит лось?
Лосиное молоко очень питательное. Рога тоже ценные. Из них изготавливают многие лекарства. Человек охраняет лосей, а в суровые многоснежные зимы подкармливает их. Создаются специальные лосефермы, где лосей приручают и пробуют одомашнить, использовать их как ездовое и молочное животное. Лосей в природе становится все меньше, нужно охранять их.
6.Закрепление изученного.
Составление рассказа по плану. Оценивание.
7.Итог урока.
С каким животным вы познакомились?
Выберите из предложенных животных лося.
Я буду рассказывать о лосе, если вы будете согласны с моим рассказом , отвечаете да, если это неправильно, говорите нет.
Лось домашнее животное? Оно живет в лесу? Питается мясом? Детенышей лося называют олененком?
Вот и заканчивается наше путешествие по лесу. Понравилось оно вам? Чем мы занимались? Сколько животных живет в вашем лесу? Оценивание.
Любите природу! Храните природу!
Не жгите траву! Не ломайте кусты!