12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Волкова Ирина Николаевна355 Россия, Ульяновская обл., Ульяновск Материал размещён в группе «Урок русского языка» |
Рабочая программа по русскому языку
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса МБОУ « Гимназия №65 имени Н. Сафронова» г. Ульяновска составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования на основе «Примерных программ основного общего образования. Русский язык» (М., «Просвещение» 2012) ,за основу взята «Программа для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка 5-9 классы» В.В. Бабайцевой, опубликованная в сборнике «Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Е. И. Харитонова.-М.:Дрофа,2012
Программа реализуется с использованием учебного комплекса В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»,Москва , Дрофа, 2014
В соответствии с учебным планом гимназии на изучение предмета в 6 классе отводится 210 часов
Выполнение практической части по русскому языку
Контрольные диктанты | Контрольное тестирование | Контрольные словарные диктанты | Контрольные сочинения | Контрольные изложения |
6 | 2 | 4 | 2 | 2 |
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
2.1.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются следующие.
• представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;
• понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
• усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
• освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы;
жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
• овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
• опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
• проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
• понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
-осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2.2.Ученик научится:
По морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение).
По морфологии: различать части речи;
знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имен существительных, прилагательных, числительных, наречий;
знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.
По орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей;
находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации: выделять однородные члены и основы предложений, знаки препинания в сложном предложении, с обобщающим словом при однородных членах, с обращением, при прямой речи и диалоге.
Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По синтаксису: вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое слова;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам.
По связной речи: Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста.
Составлять простой и сложный план.
Подробно или сжато излагать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного.
Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Создавать устные и письменные высказывания.
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме. Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст
Ученик получит возможность научиться:
-анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
-понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
-участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
-характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
-использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Содержание учебного предмета
6 КЛАСС
Грамматика
Разделы грамматики.
МОРФОЛОГИЯ
Понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи. Слово и его формы. Морфемный состав слов как один из ярких признаков частей речи.
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Понятие о существительном. Роль существительных в речи (в тексте). Правописание не с существительными. Нарицательные и собственные имена существительные. Специфика русских собственных имён (трёхчленное имя человека). Понятие о топонимике.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Роль олицетворения в художественной речи. Разряды существительных по значению (конкретные, вещественные, отвлечённые, собирательные). Особенности употребления их в речи. Число имён существительных. Остатки двойственного числа в современном языке. Род имени существительного. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных. Переосмысление рода как художественный приём Падеж имён существительных. Способы определения косвенных падежей существительных: по вопросу, по предлогу. Склонение существительных в единственном и множественном числе. Правописание падежных окончаний. Разносклоняемые существительные.
Неизменяемые существительные. Нормы их употребления.
Словообразование существительных. Источники пополнения существительных с помощью приставок. Переход прилагательных в существительные. Понятие о функциональных омонимах.
ГЛАГОЛ
Понятие о глаголе. Роль глаголов в речи (в тексте). Правописание не с глаголами.
Инфинитив. Исторические изменения форм инфинитива. Возвратные глаголы. История образования возвратных глаголов. Нормы употребления -ся и -сь. Правописание форм
глагола на -тся и -ться. Виды глагола. Употребление глаголов разного вида в описании и повествовании. Составление текстов описательных и повествовательных типов речи. Противопоставление глаголов по виду как специфическое свойство славянских языков. Богатство смысловых значений видовых форм.
Глаголы переходные и непереходные. Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.
Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Происхождение формы прошедшего времени. Её специфика в современном русском языке. Правописание форм прошедшего
времени. Основы глагола: основа настоящего времени, основа инфинитива, основа прошедшего времени. Употребление в речи одних форм времени вместо других. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний. Разноспрягаемые глаголы и их происхождение.
Повелительное наклонение. Употребление форм повелительного наклонения в речи. Сослагательное наклонение. Безличные глаголы.
Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Правописание суффиксов. глаголов.
Редактирование предложений и текстов с неправильными глагольными формами
Составление плана содержания параграфов учебника и пересказ их с подбором собственных иллюстративных примеров.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Понятие о прилагательном. Роль прилагательных в речи. Правописание не с прилагательными.
Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение прилагательных. История притяжательных прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени. Нормы употребления степеней сравнения. Словообразование прилагательных. Образование прилагательных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов прилагательных. Образование прилагательных с помощью приставок. Образование прилагательных сложением слов.
Их правописание. Употребление сложных прилагательных в речи.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Понятие о числительном. Роль числительных в речи. Разряды числительных по значению. Количественные числительные. Мягкий знак в числительных. Собирательные числительные. Дробные числительные. Порядковые числительные. Составление предложений и текстов с числительными. Образование слов других частей речи от числительных.
Склонение числительных всех разрядов. История некоторых числительных.
НАРЕЧИЕ
Понятие о наречии. Разряды наречий по значению. Употребление наречий в речи. Правописание не с наречиями.
Степени сравнения наречий. Наречия как одно из средств связи частей текста.
Словообразование наречий. Особенности образования наречий. Образование
Правописание наречий. Переход существительных в наречия. Функциональные омонимы: приду утром и ранним утром, в дали голубой и увидеть вдали и др. Правописание наречий, имеющих функциональный омоним — существительное с предлогом. Переход прилагательных в наречие. Их правописание. Понятие о словах категории состояния. Разряды слов категории состояния по значению. Роль слов категории состояния в речи. Правописание не со словами категории состояния. Функциональные омонимы: краткие прилагательные среднего рода, наречия, слова категории состояния. Составление текстов с использованием слов категории состояния.
Жанры: отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни
4. Тематическое планирование.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Повторение изученного | 17 |
2 | Грамматика. Морфология | 4 |
3 | Имя существительное | 33 |
4 | Глагол | 42 |
5 | Имя прилагательное | 37 |
6 | Имя числительное | 23 |
7 | Наречие | 24 |
8 | Слова категории состояния | 10 |
9 | Систематизация изученного | 20 |
5.Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тип урока |
Тема урока | Организация деятельности | Виды контроля | Словарная работа | Дата проведения | ||||||||||
По плану | По факту | |||||||||||||||
1 | Вводный урок. О русском языке | Урок повторения и обобщения пройденного | Работа с терминами Беседа по теме урока Подбор пословиц Комментированное письмо | Выразительное чтение высказываний о языке | Фестиваль | |||||||||||
2 | Повторение фонетики | Урок повторения | Работа с обобщающей таблицей Практикум: фонетический разбор
Работа по вариантам | Контрольное списывание Фонетический разбор | Винегрет | |||||||||||
3 | Повторение фонетики | Урок повторения | Комментированное письмо. Словарный диктант. Работа с учебником. Самостоятельная работа с текстом | Словарный диктант Карточки Оценка самостоятельной работы | Комиссия | |||||||||||
4 | Повторение орфографии: правописание гласных в корнях слов | Урок повторения | Практикум. Работа с обобщающей таблицей Морфемный разбор Анализ текста | Индивид. задания по морфемному разбору Карточки | Троллейбус | |||||||||||
5 | Повторение орфографии: правописание согласных | Урок повторения | Практикум: словообразовательный разбор Тест | Карточки Выборочная проверка упражнений | Лаборатория | |||||||||||
6 | Повторение. Правописание ь,Ъ | Урок повторения | Составление таблицы «ь после шипящих» Рассказ по алгоритму Диктант «Проверяю себя»
| Выборочная проверка диктанта Карточки | Хозяева | |||||||||||
7 | Повторение. Правописание о-е после шипящих, гласных после ц | Урок повторения | Работа по алгоритму: Написание о-е после шипящих Составление вопросов на изученные правила Работа с обобщающей таблицей Выборочный диктант | Словарный диктант Карточки | Багаж | |||||||||||
8 | Повторение. Правописание приставок | Урок повторения | Составление алгоритма Работа с таблицей Конструирование текста со словами на правило | Выборочная проверка | Цемент | |||||||||||
9 | Повторение морфемики и словообразования | Урок повторения | Фронтальный опрос Выполнение упражнений Составление предложений с многозначными словами Сочинение- миниатюра с использованием фразеологизма | Сочинение-миниатюра | Трамвай | |||||||||||
10 | Повторение лексики и фразеологии | Урок повторения | Составление вопросов на изученные правила Работа с обобщающей таблицей Творческий диктант | Конструирование предложений с фразеологизмами | Спортсмен | |||||||||||
11 | Признаки текста. Повторение. Стили речи | Урок развития речи | Беседа по теме урока Работа с текстами Составление текста по опорным словам | Сочинение по опорным словам | Перрон | |||||||||||
12 | Комплексный анализ текста | Комбинированный | Выразительное чтение текста Беседа Анализ текста | Анализ текста | ||||||||||||
13 | Сочинение- рассуждение: Ты настоящий друг? (по заданию 85) | Р\Р | Анализ темы сочинения Беседа Подбор материала Написание сочинения | Сочинение | ||||||||||||
14,15 | Повторение .Синтаксис и пунктуация | Урок повторения | Конструирование предложений Составление схем Проверочный диктант Выполнение тренировочных упражнений | Карточки Синтаксический разбор | Комиссия | |||||||||||
16 | Контрольный диктант с грамматическим заданием.№1 по теме: Повторение | Урок контроля знаний | Прослушивание текста Запись Выполнение заданий | Диктант | ||||||||||||
17 | Анализ контрольного диктанта | Коррекция знаний | Выполнение работы над ошибками | Карточки | ||||||||||||
18 | Грамматика. Разделы грамматики | Урок повторения | Чтение статьи учебника Рассказ по плану Выполнение упражнений | Монологический ответ по теме | Бассейн | |||||||||||
19 | Морфология. Понятие о частях речи. | Комбинированный | Работа с опорным материалом Беседа Осложненное списывание Комментированное письмо
| Тест на знание частей речи | ||||||||||||
20 | Слово и его формы. | Усвоение нового | Объяснительный диктант Работа с сигнальными карточками Заполнение таблицы. Составление предложений | Словарный диктант | Искусство Искусный | |||||||||||
21 | Комплексный анализ текста | Комбинированный | Работа с текстом | Анализ текста | ||||||||||||
22 | Понятие об имени существительном. | Урок повторения | Работа с материалом учебника Выборочный диктант Тест-пятиминутка | Морфологический разбор сущ-го | ||||||||||||
23 | Роль существительных в речи. | Урок развития речи | Работа с текстом Составление рассказа из данных слов Творческое списывание | Редактирование текстов | Бриллиант | |||||||||||
24 | Нарицательные и собственные имена существительные. | Усвоение нового | Работа с текстом Объяснительный диктант. Заполнение таблицы | Выборочная проверка диктанта | Ходатайство | |||||||||||
25-26 | Контрольное сочинение о малой родине и о семье(по заданию133) | Р\Р | Беседа по вопросам Просмотр презентации Подбор материала Написание сочинения | Сочинение | Родословная | |||||||||||
27 | Одушевлённые и неодушевлённые существительные. | Комбинированный урок | Распределительный диктант Лексический разбор Составление предложений или текста | Словарный диктант | Агентство | |||||||||||
28-29 | Разряды существительных по значению. | Усвоение нового | Выполнение заданий учебника Орфографическая разминка Морфологический разбор существительного (неполный) Диктант с грамматическим заданием | Диктант | Бинокль Гектар | |||||||||||
30 | Число имён существительных. Именительный падеж множествен. числа | Комбинированный урок | Составление таблицы. Комментированное письмо Выполнение заданий учебника Творческая работа | Выборочная проверка заданий | Бухгалтер | |||||||||||
31 | Число имён существительных. Правописание существительных в род. падеже мн. ч. | Комбинированный урок | Работа с теоретическим материалом учебника Осложненное списывание Творческий диктант Работа с текстом | Выборочная проверка заданий Осложненного списывания и творческого диктанта | Плоскогубцы Каучук | |||||||||||
32 | Род имёни существительного | Комбинированный урок | Осложненное списывание Конструирование предложений с существительными | Выборочная проверка упражнений | Штукатур | |||||||||||
Р. Р. 33-34 | Подробное изложение- описание ( по заданию 158) | Урок развития речи | Составление плана изложения Написание изложения | Изложение |
| |||||||||||
35 | Существительные общего рода. Употребление существительных общего рода | Усвоение нового | Составление алгоритма определения рода существительных Редакторская правка Составление предложений | Творческая работа | Выскочка | |||||||||||
36 | Род существительных, обозначающих лицо по профессии. | Комбинированный урок | Работа с материалом учебника Редактирование предложений. Морфемный и морфологический разборы | Выборочная проверка заданий | Кочегар | |||||||||||
37 | Падеж имён существительных. | Урок повторения | Решение кроссворда Работа по индивидуальным карточкам Составление текста по опорным словам | Словарный диктант | Лазурь | |||||||||||
38 | Склонение существительных в единственном числе. | Урок повторения | Работа с таблицей Объяснительный диктант Выполнение заданий учебника Работа с текстом | Карточки Работа у доски | Караван Недоумение | |||||||||||
39 | Склонение имён существительных во множественном числе. | Комбинированный урок | Составление мини-текста- рассуждения по любой пословице | Индивид.задания по орфографическому разбору | Батарея | |||||||||||
40 | Разносклоняемые существительные. | Усвоение нового | Работа с материалом учебника Выполнение упражнений Составление предложений | Монологический ответ Выборочная проверка упражнений | Эффективность Эффектность | |||||||||||
41-42 | Обучающее изложение | Усвоение нового | Составление сложного плана Рассказ по составленному плану | Изложение | ||||||||||||
43-44 | Контрольный словарный диктант №1 Неизменяемые существительные. | Усвоение нового | Рассуждение на лингвистическую тему Алгоритм разбора по составу неизменяемых существительных Выполнение упражнений | Словарный диктант Морфемный разбор | Шимпанзе Либретто | |||||||||||
45 | Словообразование существительных. | Усвоение нового | Просмотр презентации Выполнение упражнений Написание миниатюры | Сочинение-миниатюра «Осень идёт» | Достоинство | |||||||||||
46 | Правописание суффиксов существительных –чик-/ -щик, -ек-/-ик-. | Комбинированный урок | Диктант «Проверяю себя». Тренировочное упражнение. Комментированное письмо | Словарный диктант с самоподготовкой | Серпантин | |||||||||||
47 | Обобщение по теме: Правописание суффиксов существительных –чик-/ -щик, -ек-/-ик-. | Комбинированный урок | Просмотр презентации Работа с текстом Сочинение-миниатюра о жизни животных | Сочинение-миниатюра | Дирижер | |||||||||||
48 | Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов. | Комбинированный урок | Составление предложений или текста со словами на изученное правило Творческая работа | Групповая работа, самостоятельная работа по вариантам | Пиджачок | |||||||||||
49 | Переход прилагательных в существительные. | Комбинированный урок | Работа с теоретическим материалом Выполнение заданий Конструирование предложений Анализ текста | Работа с текстом | Кондитерская | |||||||||||
50 | Образование сложных существительных. | Комбинированный урок | Рассуждение на лингвистическую тему Групповая работа по составлению текста Редактирование текста Диктант с самопроверкой | Определение рода сложносокращённых слов | Генерал-майор | |||||||||||
51 | Правописание не с существительными. | Усвоение нового | Таблица «Правописание не с существительными» Составление текста по опорным словам Выполнение упражнений | Карточки индивидуального опроса | Ненависть | |||||||||||
52 | Обобщающий урок по теме «Имя существительное». | Урок повторения | Монологический ответ по теме Словарный диктант Выполнение разных видов разборов | Выборочная проверка словарного диктанта Морфологический разбор существительных | Катастрофа | |||||||||||
КТ 53 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №2 по теме: Имя существительное | Урок контроля. | Написание диктанта Выполнение грамматических заданий | Диктант | ||||||||||||
54 | Анализ контрольного диктанта | Коррекция знаний | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | Карточки | ||||||||||||
55 | Понятие о глаголе. Глагол как часть речи | Урок повторения | Работа с учебником Составление опорной записи Работа по плану морфологического разбора глагола Творческая работа по тексту | Монологический ответ Выборочная проверка заданий | Барабан | |||||||||||
56 | Не с глаголами. | Усвоение нового | Составление схемы-алгоритма«Слитное и раздельное правописание не с глаголами Практикум Орфографический разбор | Выборочная проверка | Негодовать | |||||||||||
Р. Р. 57-58 |
Глагол в речи. | Урок развития речи | Конструирование предложений Творческая работа Анализ текста | Анализ текста | Палица | |||||||||||
59 | Инфинитив.
| Комбинированный урок | Просмотр презентации Работа с материалом учебника: составление плана параграфа Анализ текста | Комплексный анализ текста | Траектория | |||||||||||
60 | Повествование. Текст- повествование | Р\Р | Монологический ответ Творческая работа | Сочинение- миниатюра по опорным словам | ||||||||||||
Р. Р. 61 | Сочинение Случай из моей жизни | Урок развития речи | Презентация Составление плана сочинения Составление рассказа | Сочинение | ||||||||||||
62 | Возвратные глаголы. | Усвоение нового | Работа с материалом учебника: составление плана параграфа Анализ текста художественного произведения Выполнение упражнений Карточки | Карточки Выборочная проверка упражнений | Фонтан | |||||||||||
63-64 | Виды глагола. | Усвоение нового | Работа с теоретическим материалом Составление алгоритм определения вида глагола Выполнение упражнений Объяснительный диктант | Составлен. текстов с глаг. сов. и несов. вида | Фейерверк | |||||||||||
65-66 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | Комбинированный урок | Таблица правописания окончаний глаголов Выборочный диктант Анализ текста Творческое задание | Работа с текстом | «Авоська» | |||||||||||
67 | Текст . Простой и сложный план.. Эпиграф | Урок развития речи | Просмотр презентации Составление текста по данному началу | Сочинение-миниатюра | Эпиграф | |||||||||||
68 | Времена глаголов. Настоящее время. | Урок освоения нового | Работа с материалом учебника Осложненное списывание Диктант с грамматическим заданием | Диктант «Проверяю себя» | Папоротник | |||||||||||
69 | Прошедшее время. | Комбинированный урок | Монологический ответ по теме Словарный диктант Морфемный разбор Осложненное списывание | Морфемный разбор на карточках | Делегация | |||||||||||
70-71 | Контрольное изложение№1 по тексту Н. Сладкова | Урок контроля знаний. | Презентация по теме изложения Компрессия текста Составление плана изложения | Изложение | Сборник изложений | |||||||||||
72 | Обобщение по теме: настоящее и прошедшее время | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Объяснительный диктант Конструирование предложений Тест | Тест Синтаксический разбор | Каравай | |||||||||||
73 | Основы глагола. | Комбинированный урок | Составление опорной схемы Осложненное списывание Анализ текста | Комплексный анализ текста | Сверстник Ровесник | |||||||||||
74 | Будущее время. | Комбинированный урок | Работа с опорной схемой Объяснительный диктант Синтаксический разбор Творческая работа | Конструирование предложений Выборочная проверка заданий урока | Бидон | |||||||||||
75 | Лексические средства связи предложений в тексте. | Урок развития речи | Анализ текста Лексический разбор Написание связного текста по теме | Сочинение | Велосипед | |||||||||||
76-77 | Спряжение глагола. Контрольный словарный диктант №2 | Урок изучения нового | Словарный диктант Работа с теоретическим материалом Составление опорной записи Выполнение упражнений | Словарный диктант Выборочная проверка заданий Тест | Экземпляр | |||||||||||
78 | Разноспрягаемые глаголы. | Усвоение нового | Работа с теоретическим материалом Выполнение заданий Работа с текстом | Карточки | Колоссальный | |||||||||||
79 | Обобщение по теме: Спряжение глаголов | Комбинированный урок | Заполнение таблицы «Личные окончания глаголов» Выборочный диктант. Словарный диктант Выполнение теста | Тест | Прореха | |||||||||||
80 | Контрольный диктант №3 по теме: Правописание глаголов | Урок контроля | Прослушивание текста Запись диктанта Выполнение грамматических заданий | Диктант Синтаксический разбор Морфологический разбор | ||||||||||||
81 | Анализ к/д Повелительное наклонение. | Комбинированный урок | Просмотр презентации Конструирование предложений Составление инструкции для первоклассников | Творческое задание | ||||||||||||
82 | Правописание глаголов повелительного наклонения | Комбинированный урок | Просмотр презентации Конструирование предложений Выполнение заданий учебника Анализ текста | Самостоятельная работа Синтаксический разбор Анализ текста | Интерьер | |||||||||||
83-84 | Сослагательное (условное) наклонение. | Комбинированный урок | Составление опорной схемы Диктант со взаимопроверкой Работа с текстом
| Сочинение-миниатюра «Если бы я был волшебником» | Декоративный | |||||||||||
85 | Употребление глаголов в сослагательном наклонении в тексте. | Урок развития речи | Презентация по теме Работа с текстом Редактирование предложений с глаголами сослагательного наклонения | Выборочная проверка заданий
Карточки | Состязание | |||||||||||
86 | Безличные глаголы. | Усвоение нового | Словарный диктант Работа с таблицей Осложненное списывание Выполнение заданий учебника Конструирование предложений Текст для комплексного анализа
| Сочинение-миниатюра «Когда мне грустно… (больно, весело)» | Фиолетовый | |||||||||||
87 | Роль безличных глаголов в предложении и тексте | Усвоение нового | Выборочный диктант Выполнение заданий учебника Работа с текстом | Выборочная проверка заданий, работа у доски | ||||||||||||
88-89 | Словообразование глаголов. | Комбинированный урок | Составление плана § и рассказ по плану Морфемный разбор Работа с текстом | Самостоятельная работа | Агроном Семена | |||||||||||
90-91 | Правописание суффиксов глаголов. | Усвоение нового | Изучение теоретического материала Составление алгоритма Диктант с грамматическим заданием Сочинение-миниатюра по опорным словам | Карточки-задания по морфемному разбору | Апельсин Мандарин | |||||||||||
92-93 | Повторение и обобщение по теме «Глагол». | Урок повторения | Фронтальный опрос Словарный диктант Рассуждение на лингвист. тему о глаголе Тест | Вопросы Словарный диктант Тест | Богатство | |||||||||||
94 | Комплексный анализ текста | Комбинированный | Работа с текстом, выполнение заданий | Задания по тексту | ||||||||||||
95 | Контрольное тестирование №1 по теме: Глагол. Обобщение изученного. | Урок контроля | Выполнение тестовых заданий | Контрольное тестирование | ||||||||||||
96 | Анализ контрольного теста, работа над ошибками. | Коррекция знаний | Анализ ошибок и их комментирование | Словарный диктант «Проверяю себя» | Депутат | |||||||||||
97 | Имя прилагательное. | Урок повторения | Игра «Кто больше?»-под- бор определений к существ Работа с таблицей: Морфологические признаки прилагательного. Осложненное списывание | Составление текста-описания предмета | Бутерброд | |||||||||||
98 | Роль прилагательных в речи. | Урок развития речи | Работа с пословицами и фразеологизмами Анализ текстов Творческая работа | Творческая работа | Конфета | |||||||||||
99 | Комплексный анализ текста | Комбинированный | Выразительное чтение Беседа Выполнение заданий к тексту | Анализ текста | Океан | |||||||||||
100 | Роль прилагательных в речи Сочинение - описание внешности. | Урок развития речи | Презентация Составление плана и устный рассказ Написание сочинения | Сочинение | ||||||||||||
101-102-103 | Разряды прилагательных по значению. | Усвоение нового | Составление опорной схемы и алгоритма :определения разряда Осложненное списывание Выполнение заданий учебника Работа с текстом Выполнение теста | Словарный диктант с предварительной подготовкой Тест | Экватор | |||||||||||
104 | Переход прилагательных из одного разряда в другой. | Комбинированный урок | Словарный диктант Составление таблицы «Переход прилагательного из одного разряда в другой» Выполнение заданий учебника Составление текста «Зимний лес» с использованием метафор | Словарный диктант по домашнему упражнению | Материя | |||||||||||
105-106 | Полные и краткие прилагательные. | Комбинированный урок | Составление таблицы : «Синтаксические функции полных и кратких прилагательных» Морфологический разбор прилагательного Конструирование предложений | Выборочная проверка заданий | Добыча | |||||||||||
107-108 | Склонение прилагательных. | Комбинированный урок | Составление плана к § Осложненное списывание Работа с текстом Объяснительный диктант Письмо по памяти
| Письмо по памяти | Календарь | |||||||||||
109 | Степени сравнения качественных прилагательных. | Усвоение нового | Орфографическая диктовка Фронтальный опрос Запись под диктовку с выполнением грамматического задания Орфографический и пунктуационный анализ текста | Словарный диктант | Балкон Антенна | |||||||||||
110 | Образование сравнительной степени прилагательных. | Комбинированный урок | Просмотр презентации Осложненное списывание Выполнение заданий учебника Мини-сочинение по пословице | Карточки | Директор | |||||||||||
111 | Образование превосходной степени. | Комбинированный урок | Работа с теоретическим материалом Составление опорной записи Диктант с грамматическим заданием Синтаксический разбор | Работа у доски по карточкам | Шоссе | |||||||||||
112 | Обобщение по теме: Степени сравнения прилагательных | Урок обобщения знаний | Фронтальный опрос Запись под диктовку с выполнением грамматического задания Орфографический и пунктуационный анализ текста Рассуждение на лингвистическую тему о прилагательных | Словарный диктант (лингвистические термины) Тест | Шоколад | |||||||||||
113-114 | Словообразование прилагательных. | Комбинированный урок | Просмотр презентации Составление текста на лингвистическую тему «Какими способами могут быть образованы прилагательные» | Словообразовательный разбор по вариантам | Женщина | |||||||||||
115-116 | Правописание н–нн в прилагательных. | Усвоение нового | Составление алгоритма правописания н - нн Объяснительный диктант Самостоятельное выполнение заданий Работа по индивидуальным кар точкам | Выборочная проверка Карточки | Космонавт | |||||||||||
117 | Обобщение по теме: Правописание н-нн | Усвоение нового | Орфографическая диктовка Фронтальный опрос Запись под диктовку с выполнением грамматического задания Орфографический и пунктуационный анализ текста Рассуждение на лингвистическую тему | Карточки Словарный диктант | Багряный | |||||||||||
118 | Комплексный анализ текста | Усвоение нового | Выразительное чтение Беседа Составление плана Выполнение заданий | Анализ текста | ||||||||||||
119-120 | Правописание суффиксов прилагательных. | Комбинированный урок | Презентация Алгоритм написания суффиксов прилагательных Осложненное списывание Работа с текстом Тест
| Индивид. Задания по морфемному разбору Тест | Смородина | |||||||||||
121-122 | Правописание НЕ с прилагательными. | Усвоение нового | Составление опорной схемы Комментированное письмо Выполнение заданий Творческая работа Работа с текстом | Распределительный диктант: слитно или раздельно? Тест | Фанера | |||||||||||
123-124 | Сжатое изложение. | Урок развития речи | Просмотр презентации о способах сжатия текста Выразительное чтение Работа с текстом Составление плана Устный пересказ Написание изложения | Изложение | ||||||||||||
125-126 | Правописание НЕ с прилагательными. | Усвоение нового | Составление опорной схемы Комментированное письмо Выполнение заданий Конструирование словосочетаний Работа с текстом | Распределительный диктант: слитно или раздельно? | Фанера | |||||||||||
127-128 | Сложные прилагательные. Правописание сложных прилагательных | Комбинированный урок | Составление вопросов для взаимоопроса Объяснительный диктант Самостоятельное выполнение заданий Работа по индивидуальным кар точкам | Морфемный разбор сложных прилагательных Словарный диктант | Рапорт | |||||||||||
129-130 | Обобщение и повторение по теме «Имя прилагательное». | Урок повторения | Осложненное списывание Работа с текстом Тест Описание внешности и характера своего друга | Сочинение | Мужчина Оборона | |||||||||||
Р. Р. 131 | Метафора как средство выразительности. | Урок развития речи | Просмотр презентация Анализ текста Творческая работа | Составление цепочек метафор Сочинение-миниатюра | Соседи | |||||||||||
132 | Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием. | Урок контроля знаний | Прослушивание текста Запись диктанта Выполнение грамматических заданий | Диктант | ||||||||||||
133 | Анализ контрольного диктанта | Коррекция знаний | Комментарий допущенных ошибок | Взаимодиктант «По следам моих ошибок» | ||||||||||||
134 | Понятие о числительном. | Усвоение нового | Просмотр презентация Анализ текста Мини-изложение | Морфологический разбор числительных | Километр Кубометр | |||||||||||
135 | Разряды числительных по строению. | Усвоение нового | Орфографическая диктовка Фронтальный опрос Запись под диктовку с выполнением грамматического задания Орфографический и пунктуационный анализ текста | Карточки индивидуального опроса | Миллион | |||||||||||
136-137 | Количественные числительные | Усвоение нового | Конструирование предложений Выполнение заданий Осложненное списывание Работа с текстом Рассуждение на лингвистическую тему | Работа у доски Карточки | Тонна | |||||||||||
138-139 | Склонение и правописание количественных числительных. | Усвоение нового | Фронтальный опрос Запись под диктовку с выполнением грамматического задания Орфографический и пунктуационный анализ текста Рассуждение на лингвистическую тему о числительном | Выборочная проверка | Медаль Солдат | |||||||||||
140-141 | Контрольный словарный диктант3 Собирательные числительные. | Комбинированный урок | Словарный диктант Работа с теоретическим материалом Объяснительный диктант Осложненное списывание Работа с текстом
| Диктант с предварительной подготовкой | Арена Состязание | |||||||||||
142-143 | Дробные числительные. | Комбинированный урок | Презентация Таблица «Склонение дробных числительных» Осложненное списывание Работа с текстом Тест | Конструирование текста с дробными числительными | Телеграмма | |||||||||||
144-145 | Контрольное изложение по упр.624 | Урок контроля знаний. | Составление плана и рассказ по плану | Изложение | ||||||||||||
146 | Анализ изложения. | Коррекция знаний | Комментирование допущенных ошибок | Составление связного текста со словами | ||||||||||||
147-148 | Порядковые числительные. | Комбинированный урок | Работа с таблицей «Образование и изменение порядковых числительных Осложненное списывание Работа с текстом Творческая работа | Редактирование текстов Составление диалога с использование числительных | Диапазон | |||||||||||
149-150 | Образование слов других частей речи от числительных. | Комбинированный урок | Орфографическая диктовка Фронтальный опрос Запись под диктовку с выполнением грамматического задания Орфографический и пунктуационный анализ текста Рассуждение на лингвистическую тему |
Словарный диктант Морфологический разбор числительных | Иллюминация | |||||||||||
151 | Комплексный анализ текста | Выразительное чтение Анализ текста Выполнение заданий | Анализ текста | |||||||||||||
152-153 | Обобщающий урок по теме «Имя числительное». | Урок повторения | Просмотр презентации Составление обобщающей таблицы Выполнение заданий по теме | Монологический ответ Зачёт | Бакенбарды | |||||||||||
154 | Контрольный диктант с грамматическим заданием№5 по теме: Имя Числительное | Урок контроля знаний | Прослушивание текста Запись диктанта Выполнение грамматических заданий | Контрольный диктант | ||||||||||||
155 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | Коррекция знаний | Комментирование ошибок | Карточки | ||||||||||||
156 | Сочинение-повествование | Урок развития речи | Лингвистическая сказка «Путешествие в страну Числительных» | Сочинение | ||||||||||||
157- 158 | Понятие о наречии. | Усвоение нового | Составление текста - повествования по опорным словам | Составление плана параграфа | Карниз Напротив | |||||||||||
159-160 | Наречия образа действия. | Комбинированный урок | Лингвистическая разминка Анализ таблицы Осложненное списывание Синтаксическая пятиминутка Комплексный анализ текста Выполнение творческой работы | Сочинение .-миниатюра по опорным словам | Канцелярия Напрямик | |||||||||||
161 | Наречия меры и степени. | Комбинированный урок | Работа по таблице «Разряды наречий» Презентация Работа с текстом Выполнение заданий учебника | Монологический ответ Выборочная проверка заданий Карточки | Атмосфера | |||||||||||
162 | Наречия места. . | Комбинированный урок | Работа с презентацией Осложненное списывание с грамматическим заданием Работа с текстом Составление предложений с наречиями места | Диктант с само- и взаимопроверкой Текст-описание путешествия | Талант | |||||||||||
163 | Наречия времени. | Комбинированный урок | Работа с материалом учебника Предупредительный диктант Рассуждение на лингвистическую тему о наречии времени | Сочинение- рассуждение | Палитра | |||||||||||
164-165 | Наречия причины и цели. | Комбинированный урок | Словарный диктант Работа с теоретическим материалом Объяснительный диктант Осложненное списывание Работа с текстом | Самостоятельная работа | Абажур | |||||||||||
166-167 | Степени сравнения наречий. | Усвоение нового | Работа с презентацией Составление опорной схемы Работа с текстом Выполнение заданий учебника Творческая работа | Творческая работа | Коврига | |||||||||||
168 | Словообразование наречий | Комбинированный урок | Лингвистическая разминка Анализ таблицы Осложненное списывание Синтаксическая пятиминутка Комплексный анализ текста | Карточки: образование наречий, морфологический разбор наречия | Перила | |||||||||||
169 | Контрольное сочинение №2 | Урок р/р | Памятка «Как работать над сочинением-повествованием» | Сочинение | ||||||||||||
170-171 | Правописание наречий. | Усвоение нового | Фронтальный опрос Работа с текстом Выполнение заданий учебника Комментированное письмо | Выборочная проверка выполненных заданий | Вестибюль | |||||||||||
172 | Переход существительных и прилагательных в наречия. | Комбинированный урок | Просмотр презентации Составление плана статьи учебника Работа с текстом Выполнение заданий учебника | Карточки | Профессор | |||||||||||
173 | Описание помещения. | Урок развития речи | Просмотр презентации Работа с текстом Составление текста-описания | Сочинение | Терраса | |||||||||||
174-175 | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. | Усвоение нового | Работа с материалом учебника Составление опорной записи Работа с текстом Выполнение заданий на изученное правило | Самостоятельная работа | Колорит | |||||||||||
176-177 | Правописание НЕ с наречиями. | Усвоение нового | Составление опорной схемы: Правописания НЕ с разными частями речи Запись текста Выполнение заданий на изученное правило | Словарный диктант Тест | Лейтенант Ориентир | |||||||||||
178-179 | Подробное изложение. по упр704 | Урок развития речи | Работа по памятке «Как работать над подробным изложением» | Изложение | ||||||||||||
180 | Обобщающий урок по теме «Наречие». | Урок повторения | Лингвистическая разминка Анализ таблицы Осложненное списывание Синтаксическая пятиминутка Комплексный анализ текста | Карточки :морфемный и морфологический разбор наречий | Бюллетень Алюминий | |||||||||||
181-182 | Понятие об имени состояния. | Усвоение нового | Работа с материалом учебника Составление опорной записи Работа с текстом Выполнение заданий на изученное правило | Синтаксический разбор предложений со словами состояния | Кристалл Кристаллик Кристальный | |||||||||||
183-184 | Разряды имён состояния по значению. | Комбинированный урок | Работа со статьей учебника Составление опорной схемы Работа с текстом Выполнение заданий учебника
| Сложный план параграфа Самостоятельная работа по определению разряда имен состояния | Орнамент Пресса | |||||||||||
185-186 | Сочинение-отзыв о прочитанной книге | Урок развития речи | Просмотр презентации Беседа Составление плана сочинения | Сочинение-отзыв | Впечатления | |||||||||||
187-188 | Обобщающий урок по теме «Наречие. Имена состояния». | Урок повторения | Орфографическая диктовка Фронтальный опрос Запись под диктовку с выполнением грамматического задания Орфографический и пунктуационный анализ текста | Карточки Выборочная проверка работ | Оккупация | |||||||||||
189 | Контрольный диктант №6«Наречие. Имена состояния». | Урок контроля знаний | Прослушивание текста Запись диктанта Выполнение грамматических заданий | Контрольный диктант | ||||||||||||
190 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | Коррекция знаний | Выполнение работы над ошибками | Взаимопроверка диктанта: По следам ошибок | ||||||||||||
191-192 | Систематизация изученного по морфологии | Урок повторения | Работа в группах Монологический ответ Работа с текстом Выполнение заданий учебника | Тест | Трансляция | |||||||||||
193-194 | Морфемный состав слов разных частей речи. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос Комментированное письмо Работа с текстом Выполнение морфемного анализа слов | Карточки: Морфемный разбор | Исподлобья Невзначай | |||||||||||
195-196 | Синтаксическая функция слов разных частей речи как основа различения функциональных омонимов | Комбинированный урок | Работа с материалом учебника Составление опорной записи Работа с текстом Выполнение заданий учебника | Синтаксический разбор предложений | Торжество | |||||||||||
197-198 | Правописание существительных, прилагательных | Комбинированный урок | Устный рассказ по плану Работа с текстом Выполнение тестовых заданий Составление текста по опорным словам | Тест Выборочная проверка составленного текста | Экзаменатор Реформа | |||||||||||
199-200 | Правописание наречий и глаголов. | Урок повторения | Лингвистическая разминка Анализ таблицы Осложненное списывание Синтаксическая пятиминутка Комплексный анализ текста | Карточки Выборочная проверка работ | Эксперимент Диапазон | |||||||||||
201-202 | Контрольное тестирование №2 по изученному в 6 классе материалу.. | Урок проверки знаний | Выполнение теста | Контрольный тест | ||||||||||||
203 | Анализ теста | Коррекция знаний | Выполнение работы над ошибками | Взаимопроверка диктанта: По следам ошибок | Ветеран | |||||||||||
204-207 | Повторение и обобщение изученного в 6 классе | Комбинированный урок | Работа с текстом Определение стиля речи Составление аргументированного ответа Сочинение лингвистической сказки | Самостоятельный орфографический разбор | Континент | |||||||||||
208-209 | Повторение всех видов разборов | Урок повторения | Работа с таблицей Работа с текстом Выполнение разборов | Карточки | Эволюция | |||||||||||
210 | Итоговый урок. Лингвистические игры | Урок- игра | Командное соревнование Решение лингвистических задач
| Шарады, ребусы, кроссворды |