Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, УМК: Бабайцева В.В.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
Русский язык 9 В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова 68 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 9-б класса разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
Примерная программа основного общего образования по русскому языку (5-9 классы) Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, Департаментом государственной политики в образовании (письмо № 03-1263 от 07.07.2005);
Примерная программа по предмету «Русский язык». (базовый и профильный уровни) – серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы - М., Просвещение, 2010 год);
Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина. М.:, Дрофа, 2008.
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Основные цели преподавания русского языка в 9 классе состоят в следующем:
формирование у учащихся языковой интуиции;
приобретение и систематизация знаний о родном языке;
овладение функциональной грамотностью;
расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
овладение орфографией и пунктуацией;
формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики,
орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии,
синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти
знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов в 9 классе для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования на базовом уровне
(Всего 68 часов: 2 ч. в неделю).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина. М.:, Дрофа, 2008.
В структуру Рабочей программы включены следующие разделы:
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2013 – 2014 учебный год.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения русского языка на ступени обучения основного общего образования.
Учебно-тематический план на текущий учебный год.
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 9-б классе.
Тематическое планирование уроков русского языка в 9-б классе (с описание основных видов учебной деятельности).
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» в 9-б классе (личностные, метапредметные, предметные).
Система оценки достижения планируемых результатов.
Оснащенность учебного процессе по предмету
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Информационное обеспечение.
Учебно-методический комплект, используемый в преподавании учебного предмета
«Русский язык» в 9-б классе:
Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина. М.:, Дрофа, 2008.
В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.
Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник.М: Дрофа, 2012
Е. И. Никитина. Русский язык. Русская речь. 9 класс. Учебник.М.: Дрофа, 2011.
Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2010.
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Сениной. Ростов н/ Д: Легион, 2012.
Дополнительная литература:
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО, 2012
Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2012.
ГИА 2013. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс / Львова С.И. – М.: Эксмо, 2012. – (Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс).
Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2010
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011
Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / сост. О.А. Хорт, Г.С. Шамшина. – Волгогррад: Учитель, 2012
Диктанты по русскому языку для средней и старшей школы (5-11 классы): Учебное пособие. – М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2010
Изложения с элементами сочинения: 5-9 кл..: Кн для учителя / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 2010
Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-11 кл.: Кн. Для учителя / В.И. Капмнос. Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Л.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2011
2.Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Место предмета в учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2013 – 2014 учебный год
В учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2013 – 2014 учебный год для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на ступени обучения основного общего образования в 9-б классе предусмотрено 68 часов в год, из расчета 2 учебных часа в неделю.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка на ступени обучения основного общего образования
Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
«Русский язык и литература». (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Учебно – тематический план
№ |
Наименование разделов, тем уроков |
Количество часов |
Количество контрольных работ, часов развития речи |
1. |
Введение. Богатство, образность, точность русского языка |
1 |
1 ч. |
2. |
Повторение изученного в 8 классе |
2 |
2 ч. |
3 |
Синтаксис и пунктуация |
3 |
1 ч.+ 2рр. |
4 |
Сложносочиненное предложение |
7 |
5 ч.+ 2кр. |
4 |
Сложноподчиненное предложение |
19 |
14 ч.+ 5рр. |
5. |
Бессоюзное сложное предложение |
5 |
4 ч.+ 1рр. |
6. |
Сложное предложение с разными видами связи |
3 |
3 |
7 |
Способы передачи чужой речи |
5 |
4 ч.+ 1рр. |
8 |
Общие сведения о русском языке |
6 |
4 ч.+ 2рр. |
9 |
Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах |
17 |
11 ч.+ 4рр.+ 2кр. |
10 |
Итого |
68 |
49 ч.+ 15рр.+4 кр. |
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 9-б классе
Введение
Богатство, образность, точность русского языка (1 ч).
Повторение изученного в 8 классе (2 ч).
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение (1 ч)
Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.
Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.
Сложносочиненные предложения (3 ч)
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Умения и навыки:
различать основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям;
заменять бессоюзные предложения сложносочиненными, а сложносочиненные — простыми предложениями с однородными членами в целях совершенствования высказывания.
Сложноподчиненные предложения (13 ч)
Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения.
Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения.
Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Синонимика простых и сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.
Умения и навыки:
различать главные и придаточные части сложноподчиненного предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными);
определять значение придаточных по совокупности признаков: вопросу, союзу или союзному слову;
заменять сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения синонимичными сложноподчиненными предложениями и выявлять различия is их строении и значении;
заменять сложные предложения простыми осложненными.
Сложные бессоюзные предложения (4 ч)
Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения.
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Умения и навыки:
видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения);
различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления, причины, следствия, быстрой смены событий или явлений;
производить замену бессоюзных сложных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении;
уместно использовать сложные бессоюзные предложения, учитывая сферы и ситуации их предпочтительного употребления в речи.
Сложные предложения
с разными видами связи (3 ч)
Понятие о сложных предложениях с разными видами связи.
Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.
Умения и навыки:
производить разбор сложных предложений с разными видами связи, определяя границы частей и указывая виды связи между ними;
заменять сложные предложения с разными видами связи более простыми конструкциями и наоборот (в соответствии с речевыми задачами);
правильно строить и уместно использовать сложные предложения с разными видами связи в соответствии со сферой, жанром, стилем высказывания.
Способы передачи чужой речи (4 ч)
Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.
Цитаты. Способы цитирования.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.
Знаки препинания при цитатах
Умения и навыки:
опознавать различные способы передачи чужой речи;
правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью;
использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом цели, содержания, стиля высказывания;
пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания.
Общие сведения о русском языке (4 ч)
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.
Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.
Русский язык как развивающееся явление.
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах (18 ч)
7.Тематическое планирование по русскому языку. 9 класс. 2013 – 2014 учебный год. (Бабайцева)
№ |
Разделы программы, темы уроков |
Основное содержание урока |
Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий |
Введение Личностные результаты, формируемые при изучении предмета: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, целенаправленная познавательная деятельность, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русому языку, языкам других народов мира. Метапредметные результаты, формируемые при изучении предмета: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Предметные результаты, формируемые при изучении предмета: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. |
|||
1 |
Введение. Богатство, образность, точность русского языка (1 ч) |
Богатство, образность, точность языка. Значение русского языка в современном мире |
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования языка. |
2 3 |
Повторение изученного в 8 классе |
Простое предложение. Осложненное предложение. Односоставное предложение |
Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения. |
4 |
Синтаксис и пунктуация. (1ч.+2рр.) Сложное предложение. Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями. |
Сложное предложение. Основные виды сложных предложений: союзные и бессоюзные. |
Оценивать правильность построения сложных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений. Наблюдать за особенностями использования сложносочиненных предложений в текстах разных стилей и жанров, художественном тексте. Определять (находить) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. Моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, синтаксические синонимы сложных бессоюзных предложений. |
5 6 |
Р.р. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения. Р.р.Изложение с элементами сочинения. |
Тексты изложений ГИА |
Передавать исходный текст с сохранением его микротем подробно. Писать сочинение-рассуждение по заданному тексту. Моделировать и употреблять в речи сложносочиненные, бессоюзные сложные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, сложноподчиненные предложения |
7 |
Сложносочиненные предложения. (3 ч.+2кр.) Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. |
Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП. Пунктуация в ССП |
Оценивать правильность построения сложносочиненных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений. Наблюдать за особенностями использования сложносочиненных предложений в текстах разных стилей и жанров, художественном тексте. Оценивать правильность построения сложных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений. |
8 |
Интонация и сочинительные союзы как средство связи частей ССП. Значение сочинительных союзов |
Сочинительные союзы в сложносочиненном предложении: соединительные, разделительные, противительные |
Оценивать правильность построения сложносочиненных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений. Наблюдать за особенностями использования сложносочиненных предложений в текстах разных стилей и жанров, художественном тексте. Оценивать правильность построения сложных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений. |
9 |
Входной контрольный диктант по теме (Повторение изученного в 8 классе) |
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
|
10 |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. |
Сочинительные союзы в сложносочиненном предложении. |
Наблюдать за особенностями использования сложносочиненных предложений в текстах разных стилей и жанров, художественном тексте. Оценивать правильность построения сложных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений. |
11 |
Повторение орфографии |
Правописание корней, приставок, суффиксов и окончаний самостоятельных частей речи |
Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
12 |
Тест по разделу «Сложносочиненное предложение» |
Тест по синтаксису сложносочиненного предложения. |
Оценивать правильность построения сложных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений. |
13 |
Контрольная работа по разделу «Сложносочиненное предложение» |
Оценивать правильность построения сложносочиненных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений. |
|
Сложноподчиненное предложение Личностные результаты, формируемые при изучении предмета: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, целенаправленная познавательная деятельность, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русому языку, языкам других народов мира. Метапредметные результаты, формируемые при изучении предмета: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Предметные результаты, формируемые при изучении предмета: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. |
|||
14 |
Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения. |
Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы в СПП |
Определять (находить) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. Понимать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями. Разграничивать союзы и союзные слова. |
15 |
Р.р. Стили речи (обобщение изученного). Аннотация |
Функциональные стили языка. |
Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки_ зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создавать аннотацию книги, статьи и т.д. |
16 17 |
Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения |
Союзы и союзные слова. Различие союзов и союзных слов. Указательные слова в главной части сложноподчиненного предложения |
Разграничивать союзы и союзные слова. Оценивать правильность построения сложносочиненных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений. Определять (находить) указательные слова в главной части сложноподчиненного предложения. Определять (находить) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. |
18 |
Р.р. Портретный очерк. |
Жанры публицистического стиля речи. Портретный очерк. |
Создавать портретный очерк. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки_ зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. |
19 |
Р.р. Публицистический стиль речи (обобщение и систематизация) |
Особенности публицистического стиля речи. Жанры публицистики. |
Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки_ зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. |
20 |
Виды придаточных предложений |
Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений |
Понимать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями. |
21 |
Придаточные подлежащные |
Придаточные подлежащные (изъяснительные) |
Распознавать и разграничивать виды сложноподчиненных предложений с придаточной частью изъяснительной. Определять (находить) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. |
22 |
Придаточные сказуемные |
Определять (находить) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. |
|
23 24 |
Придаточные определительные |
Придаточные определительные предложения. Союзы и союзные слова. |
Распознавать и разграничивать виды сложноподчиненных предложений с придаточной частью определительной. Определять (находить) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. |
25 |
Придаточные дополнительные |
Придаточные дополнительные |
Распознавать и разграничивать виды сложноподчиненных предложений с придаточной частью дополнительной. Определять (находить) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. |
26 27 |
Придаточные обстоятельственные |
Придаточные предложения обстоятельственные |
Понимать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями. |
28 |
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными |
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Союзы, союзные слова. |
Опознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы. Определять смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. |
29 |
Запятая в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Тестовая работа. |
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными |
Определять (находить) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. Опознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы. Определять смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. |
30 31 |
Р.р. Основные виды сжатия текста. Р.р. Сжатое изложение |
Тексты изложений ГИА. Основные виды сжатия текста: исключение, упрощение, сокращение. |
Передавать исходный текст с сохранением его микротем сжато |
32 |
Повторим орфографию |
Правописание гласных и согласных в корне, корни с чередованием согласных |
Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
Сложное бессоюзное предложение Личностные результаты, формируемые при изучении предмета: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, целенаправленная познавательная деятельность, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русому языку, языкам других народов мира. Метапредметные результаты, формируемые при изучении предмета: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Предметные результаты, формируемые при изучении предмета: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. |
|||
33 34 |
Значение сложных бессоюзных предложений и интонационные средства их выражения. |
Средства связи частей бессоюзного сложного предложения |
Моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, синтаксические синонимы сложных бессоюзных предложений. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных бессоюзных предложений, смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов. |
35 |
Р.р. Стили речи. Обобщение изученного.Разговорный стиль |
Основные признаки разговорного стиля речи |
Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки_ зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. |
36 37 |
Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении |
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении |
Наблюдать за особенностями употребления бессоюзных сложных предложений в текстах разных стилей и жанров. Моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, синтаксические синонимы сложных бессоюзных предложений. |
38 |
Сложные предложения с разными видами связи.(3 ч.) Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. |
Предложения с различными видами связи |
Опознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы. Определять смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. |
39 40 |
Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов |
Пунктуация в предложениях с различными видами связи |
Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. Опознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы. |
Способы передачи чужой речи Личностные результаты, формируемые при изучении предмета: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, целенаправленная познавательная деятельность, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русому языку, языкам других народов мира. Метапредметные результаты, формируемые при изучении предмета: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Предметные результаты, формируемые при изучении предмета: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. |
|||
41 |
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме предложений с прямой речью. |
Опознавать основные способы передачи чужой речи (предложения с прямой речью; сложноподчиненные предложения с косвенной речью; простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи; предложения с вводными конструкциями; цитирование). Правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью. |
42 |
Р.р. Стили речи. Обобщение изученного. Стиль художественной литературы |
Основные признаки художественного стиля речи |
. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки_ зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств |
43 |
Предложения с косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. |
Оформление на письме предложений с косвенной речью. |
Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой и косвенной речью. Моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях; заменять прямую речь косвенной, использовать различные способы цитирования в речевой практике. |
44 |
Синонимия предложений с прямой и косвенной речью |
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме предложений с прямой речью. |
Опознавать основные способы передачи чужой речи (предложения с прямой речью; сложноподчиненные предложения с косвенной речью; простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи; предложения с вводными конструкциями; цитирование). Правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью. |
45 |
Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитатах. |
Знаки препинания при цитатах. |
Опознавать основные способы передачи чужой речи (предложения с прямой речью; сложноподчиненные предложения с косвенной речью; простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи; предложения с вводными конструкциями; цитирование). |
Общие сведения о русском языке Личностные результаты, формируемые при изучении предмета: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, целенаправленная познавательная деятельность, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русому языку, языкам других народов мира. Метапредметные результаты, формируемые при изучении предмета: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Предметные результаты, формируемые при изучении предмета: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. |
|||
46 |
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. |
Государственный язык |
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики. Различать функциональные разновидности современного русского языка. Иметь представление о лингвистике как науке, выдающихся отечественных лингвистах. Знать основные разделы лингвистики, основные изобразительные свойства русского языка. |
47 |
Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков. |
Значение русского языка в современном мире. |
Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики. Различать функциональные разновидности современного русского языка |
48 49 |
Русский язык как первоэлемент великой русской литературы. Русский язык как развивающееся явление. |
Русский язык как развивающееся явление. |
Иметь представление о лингвистике как науке, выдающихся отечественных лингвистах. Знать основные разделы лингвистики, основные изобразительные свойства русского языка. Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. |
50 51 |
Р.р. Стили речи. Обобщение знаний. Научный стиль Официально-деловой стиль. |
Официально-деловой стиль речи. Научный стиль речи |
Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки_ зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. |
Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах Личностные результаты, формируемые при изучении предмета: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, целенаправленная познавательная деятельность, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русому языку, языкам других народов мира. Метапредметные результаты, формируемые при изучении предмета: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Предметные результаты, формируемые при изучении предмета: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. |
|||
52 53 |
Систематизация знаний по фонетике. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках |
Правописание приставок и корней |
Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука; звукопись как одно из выразительных средств русского языка. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании SMS-сообщений. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. |
54 55 |
Систематизация и обобщение изученного по морфемике |
Морфемика как раздел науки о языке. Единообразное написание морфем русского языка |
Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. |
56 57 |
Систематизация и обобщение по морфологии |
Морфологический разбор самостоятельных частей речи. Грамматические категории рода, числа, падежа, времени… |
Овладеть основными понятиями морфологии^. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте. |
58 59 |
Р.р. Подготовка и написание сочинения на лингвистическую тему |
Писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему |
|
60 61 |
Повторим орфографию. Решение тестов ГИА. |
Варианты тестов ГИА |
Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. |
62 63 |
Р.р.Написание сжатого изложения |
Тексты изложений ГИА. Основные виды сокращения текста: упрощение, сокращение, исключение. |
Писать сжатое изложение (с сохранением всех микротем исходного текста). |
64 65 |
Систематизация и обобщение по синтаксису и пунктуации |
Основные единицы синтаксиса. Пунктуация. |
Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др. |
66 67 |
Контрольная работа по итогам года в формате ГИА |
Варианты тестов ГИА |
Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Писать сжатое изложение (с сохранением всех микротем исходного текста). |
68 |
Систематизация и обобщение знаний . Итоговый урок |
Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. |
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
9. Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку . Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса — 150—170 слов, для 10-11 – до 200 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIII класса - 30 - 35, для IX -11 классов - 35 - 40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие
существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым
относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок
(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. .
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4»выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3»выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2»выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Тесты даются каждому ученику в письменном виде (на бумажных носителях) Задача учащихся – найти правильный ответ из нескольких предложенных. и подтвердить его материалом из источника.
Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»).С 5 класса обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 %.
Отметка «5» выставляется за 84 % - 100 % выполнения работы,
Отметка «4» выставляется за 67 % - 83 % выполнения работы,
Отметка «3» выставляется за 50 % - 66 % выполнения работы,
Отметка «2» выставляется за 49 % и менее.
Оценивание сочинений и изложений
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и ре-чевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случа-ев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографи-ческие и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
-
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
10.Оснащенность учебного процесса по предмету
Учебно-методическое обеспечение.
Литература:
Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина. М.:, Дрофа, 2008.
В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.
Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник.М: Дрофа, 2012
Е. И. Никитина. Русский язык. Русская речь. 9 класс. Учебник.М.: Дрофа, 2011.
Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2010.
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Сениной. Ростов н/ Д: Легион, 2012
Дополнительная литература:
1.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2003
2. Шаповалова Т.Е. Русский язык. Сложное предложение. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2006
3. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2006
4. Лимонад Т.В. С изложением на «ты». - М.: Школьная Пресса, 2001
6. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. М.: Экзамен, 2009
7.Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Астрель, 2001
10.Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006
11.Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения. - М.: Дрофа, 2004
12.Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005
11. Материально-техническое оснащение
Компьютер
Принтер
Сканер
Мультимедийная доска
Телевизор
Мультимедиапроектор
Магнитофон
Медиатека
Видеотека учебных и художественных фильмов
Иформационное обеспечение
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Доступ к сети Интернет
Электронные учебные издания
http://festival.1september.ru/
http://www.pomochnik-vsem.ru/load/.
http: // teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_pro.htm#rupisnet
http://www.litera.ru/slova/ring/index.html