Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по УМК В.В. Бабайцевой
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прииртышская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: на заседании учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол от «25» августа 2016 г. №1. |
СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР __________ Мадьярова И.Г. |
УТВЕРЖДЕНО: приказом директора школы от «31» августа 2016 г. №171 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 5 класса
на 2016-2017 учебный год
Планирование составлено в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования
Составитель программы: Душина Мария Игоревна,
учитель русского языка и литературы
п. Прииртышский
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с программой к завершенной предметной линии учебников по русскому языку: Русский язык. Практика. Под ред. А.Ю. Купаловой, А.П. – М.: Дрофа, 2012; Русский язык. Теория. Под. ред. В.В. Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2012; Русская речь. Под ред. Е.И. Никитиной. -М.: Дрофа, 2013.; тематическим планированием к учебнику В.В. Бабайцевой под ред. Г.В. Цветковой.- В.: Учитель, 2012; поурочное планирование к учебнику В.В. Бабайцевой под ред. Г.В. Цветковой. - В.: Учитель, 2012.
Учебный план МАОУ «Прииртышская СОШ» предусматривает обязательное изучение русского языка в 5 классе в объеме 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Предметные результаты
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основное содержание тем предмета «Русский язык»
Введение
Знакомство с учебным комплексом. Роль языка в жизни общества.
Вводный курс
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Удвоенные согласные в словах.
Контрольный диктант по теме: « Повторение. Орфография».
Морфология и орфография
Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки имени существительного. Склонение имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце существительных. Собственные имена существительные. Имя прилагательное как часть речи. Неопределенная форма глагола. Изменение по временам. Прошедшее время работы. Личные окончания глаголов настоящего и будущего времени первого и второго спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Правописание –тся и –ться в глаголах. Служебные части речи. Предлог. Понятие частицы. Понятие о союзах.
Развитие речи: подробное изложение «Отважный пингвиненок». Диалог и монолог. Знаки препинания в диалоге. Роскошь человеческого общения. Как вести беседу?
Контрольный диктант по теме: «Морфология. Орфография».
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Пунктуационный разбор предложений. Признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Синтаксический разбор простого предложения. Смысловое и грамматическое значение словосочетаний. Признаки однородных членов предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения с обращениями. Основные признаки обращения. Предложения с вводными словами. Разряды вводных слов по значению. Сложные предложения. Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Союзы в сложном предложении. Синтаксический разбор простого и сложного предложения. Особенности строения предложений с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Отличие диалога от прямой речи.
Развитие речи: Понятие о тексте. Тема и основная мысль изложения. Выборочное изложение по рассказу И. С. Тургенева «Воробей». Текст. Идея текста. Изложение, близкое к тексту. Для чего нужен план? Речевой этикет. Как связать предложения в тексте? Подготовка к сочинению с грамматическим заданием по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».
Контрольный диктант №1 по теме: «Синтаксис и пунктуация». Контрольный диктант №2 по теме: «Простые и сложные предложения». Контрольный диктант №3 по теме: «Синтаксис и пунктуация».
Фонетика. Графика. Орфография
Звуки речи, буквы и алфавит. Гласные и согласные звуки. Слог. Гласные ударные и безударные. Правописание бездарных гласных в корне слова. Непроизносимые согласные звуки, их обозначение на письме. Твердые и мягкие согласные звуки, обозначающие мягкости на письме с помощью мягкого знака. Значение букв е, ё, ю, я. Правописание разделительных ь и ъ знаков. Гласные буквы после шипящих. Гласные ы-и после ц. Звонкие и глухие согласные, их обозначение на письме. Твердые и мягкие согласные.
Развитие речи: Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Описание предмета. Подготовка к сочинению «Памятная прогулка» в жанре заметки
Контрольный диктант о теме: «Фонетика. Графика. Орфография.
Морфемика. Словообразование. Орфография
Понятие о морфемике. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Окончание и основа слова. Корень слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Суффикс – значимая часть слова. Приставки, их словообразующая роль. Позиционное чередование звуков. Чередование гласных и согласных в корне. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з-с на конце приставок. Правописание приставок пре- и при-. Буквы о-а в корнях –лаг-лож-, -кас-кос-. Буквы о-а в корнях –раст-ращ-рос(л)-. Буквы о-а в корнях – гар-гор-,- зар-зор-.
Развитие речи: Стили речи. Разговорный стиль. Изложение текста с изменением лица. Научный стиль речи. Доказательство в рассуждении.
Контрольный диктант по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография».
Лексикология
Словарное богатство русского языка. Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Фразеологизмы. Фразеологические обороты.
Развитие речи: Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Сжатое изложение.
Контрольная работа по теме: «лексикология». Контрольный диктант по теме: «Лексикология».
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Графика. Орфография. Фонетический разбор. Словообразование и орфография. Состав слова. Орфограммы в корнях. Орфограммы в приставках. Разделительный ъ знак. Орфограммы в суффиксах и окончаниях. Гласные после шипящих и ц. синтаксис и пунктуация.
Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса.
Тематическое планирование
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
Практическая часть программы (развитие речи) |
Основные виды деятельности |
||
Примерная программа |
Рабочая программа |
|||||
1. |
О языке |
2 |
2 |
Групповая работа, работа в парах – слабый с орфограммами на основе лингвистического портфолио, анализ текста, проектирование домашнего задания, комментирование оценок, фронтальная беседа по вопросам. |
||
2. |
Вводный курс |
10 |
10 |
Комплексное повторение ранее изученных орфограмм, стартовое тестирование, комментирование презентации и конспектирование ее содержания, проектирование домашнего задания, комментирование оценок, составление конспекта статьи, составление грамматического рассказа, фронтальная беседа по результатам работы по развитию речи, взаимопроверка по алгоритму, объяснительный диктант, контроль и самоконтроль изученных понятий. |
||
3. |
Морфология и орфография |
22 |
22 |
4 |
Составление памятки для лингвистического портфолио , словарно-орфографическая работа в парах, проектирование домашнего задания, комментирование оценок, самостоятельная работа с тестами, фронтальная беседа по результатам работы, аудирование и запись текста под диктовку, выполнение грамматического задания, коллективное проектирование, самостоятельная работа с таблицей, групповая работа с материалом, составление опорных схем. |
|
4. |
Синтаксис и пунктуация |
52 |
52 |
15 |
Проектирование выполнения домашнего задания, анализ текста, комментирование оценок, работа с лингвистическим портфолио, работа в парах, конструирование предложений по образцу, групповая работа, аудирование, наблюдение на основе авторского чтения вслух, самостоятельная работа по дидактическому материалу, выставление оценок, взаимопроверка, лингвистический анализ текста, написание контрольного диктанта, групповая работа над ошибками по алгоритму решения задачи с участием консультантов. |
|
5. |
Фонетика. Графика. Орфография |
20 |
20 |
5 |
Самостоятельная работа, групповая работа, индивидуальные задания – выразительное чтение отрывков, проектирование домашнего задания, комментирование и анализ оценок, тренировочные тестирование, объяснительный диктант, самостоятельная и парная работа с орфограммами, коллективный анализ звукового состава слов по образцу, составление памяток в лингвистическое портфолио. |
|
6. |
Морфемика. Словообразование. Орфография |
29 |
29 |
6 |
Распределительный диктант с последующей взаимопроверкой, групповая практическая работа, самостоятельная работа, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование и анализ оценок, коллективный морфемный анализ по образцу, конспектирование содержания параграфа. |
|
7. |
Лексикология |
26 |
26 |
4 |
Работа в парах, самостоятельная работа с дидактическим материалом, групповое проектирование домашнего задания, комментирование оценок, проверка орфограмм с использованием игровых технологий, групповое составление памяток, составление конспекта. |
|
8. |
Повторение изученного в 5 классе |
9 |
9 |
Самостоятельная работа с дидактическим материалом, составление карточек взаимопроверки слов, проектирование домашнего задания, комментирование оценок, работа в парах, творческая работа, объяснительный диктант. |
||
Итого за 1 четверть |
45 |
45 |
||||
Итого за 2 четверть |
35 |
35 |
||||
Итого за 3 четверть |
50 |
50 |
||||
Итого за 4 четверть |
40 |
40 |
||||
Итого: |
170 |
170 |
49 |
Календарно-тематический план
№ п\п |
№ в теме |
Дата |
Тема |
Тип урока, форма проведения |
Планируемые предметные результаты |
||||
план |
факт |
||||||||
О языке (2ч.) |
|||||||||
1 |
1 |
Роль языка в жизни общества. Речь. Формы речи. Речевая ситуация. Основные разделы науки о языке. |
Урок открытия «нового» знания беседа |
Знать некоторые особенности развития русского языка, понятия «речь», «формы речи», «речевая ситуация»; Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления. |
|||||
2. |
2 |
Русский язык – один из богатейших языков мира. Понятие о литературном языке. |
Урок открытия «нового» знания конференция |
Знать понятия «русский литературный язык», «литературная норма», «изменчивость норм русского языка», Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления. |
|||||
Вводный курс (10ч.) |
|||||||||
3 4 |
1 2 |
Орфограмма. Части слова |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать основные орфограммы, изученные ранее; Уметь применять алгоритмы выбора верного написания
|
|||||
5 |
3 |
Безударные гласные в корне слова |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать определение частей слова; Уметь отрабатывать умения разбирать слово по составу, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочное слово несколькими способами. |
|||||
6 |
4 |
Непроизносимые согласные |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать определение частей слова; Уметь разбирать слова по составу, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочное слово несколькими способами. |
|||||
7 |
5 |
Гласные и, у, а после шипящих |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать правило о правописании гласных и, у, а после шипящих; Уметь применять алгоритмы выбора верного написания, пользоваться орфографическим словарем. |
|||||
8 9 |
6 7 |
Правописание гласных в приставках. Приставки и предлоги. |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать правило о правописании гласных в приставках; Уметь различать приставку и предлог. |
|||||
10 |
8 |
Разделительные ъ и ь знаки |
Урок общеметодической направленности практикум |
Уметь различать приставку и предлог; Знать применять правило о постановке разделительных знаков. |
|||||
11 |
9 |
Контрольный диктант по теме «Повторение. Орфография» |
Урок развивающего контроля |
Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. |
|||||
12 |
10 |
Анализ диктанта. Работа над ошибками |
Урок развивающего контроля |
Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. |
|||||
Морфология и орфография (22ч.) |
|||||||||
13 |
1 |
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать самостоятельные и служебные части речи; Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления.
|
|||||
14 |
2 |
Имя существительное |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать общеграмматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительных; уметь находить существительное в тексте, уметь определять их синтаксическую роль в предложении. |
|||||
15 16 |
3 4 |
Три склонения существительных. И-Е в окончании существительных |
Урок общеметодической направленности исследование |
Знать три склонения существительных; Уметь применять алгоритмы выбора верного написания. |
|||||
17 18 |
5 6 |
Р.Р. Подробное изложение «Отважный пингвиненок» |
Урок открытия «нового» знания творческая мастерская |
Знать определение темы и основной мысли текста, требования к написанию изложения по данному плану; Уметь создавать тексты определенного жанра. |
|||||
19 |
7 |
Имя прилагательное |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных; Уметь находить прилагательное в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. |
|||||
20 |
8 |
Падежные окончания прилагательных |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать различие твердого и мягкого варианта окончаний прилагательных, окончания -ого-,- его-, отличие прилагательных от существительных; Уметь применять алгоритмы выбора верного написания. |
|||||
21 |
9 |
Р.Р. Диалог и монолог. Знаки препинания в диалоге. |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать особенности монологической и диалогической речи; Уметь пунктуационно оформлять диалог на письме. |
|||||
22 23 |
10 11 |
Местоимения. Раздельное написание местоимений с предлогами. |
Урок открытия «нового» знания презентация |
Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, парадигму личных местоимений, орфограмму-пробел; Уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, различать приставку и предлог, применять правило. |
|||||
24 |
12 |
Глагол. Спряжение глагола, личные окончания глаголов. |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола; Уметь находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием. |
|||||
25 26 |
13 14 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов; -ишь, -ешь в глаголах. |
Урок рефлексии исследование |
Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием и выбирать правильный вариант окончания глагола; Уметь различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола |
|||||
27 28 |
15 16 |
Не с глаголами, -ться и –тся в глаголах. |
Урок рефлексии практикум |
Знать правило написания не с глаголом; окончания –ть и –чь как варианты; окончания неопределенной формы глагола; Уметь понимать формулировку учебника «без не не употребляется»; уметь применять алгоритмы выбора верного написания. |
|||||
29 |
17 |
Наречие |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; Уметь находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. |
|||||
30 |
18 |
Р.Р. Роскошь человеческого общения. Как вести беседу? |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать приемы создания устных высказываний; Уметь излагать мысли на заданную тему, используя выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
|||||
31 |
19 |
Служебные части речи. Предлоги и союзы |
Урок открытия «нового» знания игра |
Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль предлогов и союзов; Уметь находить предлоги и союзы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. |
|||||
32 |
20 |
Частицы и междометия |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частиц и междометий; Уметь находить частицы и междометия в тексте, определять их роль в предложения. |
|||||
33 |
21 |
Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» |
Урок развивающего контроля |
Знать основные формы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии |
|||||
34 |
22 |
Анализ диктанта. Работа над ошибками |
Урок развивающего контроля |
Знать основные формы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии |
|||||
Синтаксис и пунктуация (52ч.) |
|||||||||
35 36 |
1 2 |
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Типы словосочетаний. |
Урок открытия «нового» знания презентация |
Знать различия между словом, словосочетанием и предложением; Уметь определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения. |
|||||
37 |
3 |
Р.Р.Понятие о тексте |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать определение «текст», способы связи предложений в тексте; Уметь определять признаки текста. |
|||||
38 39 |
4 5 |
Словосочетание и предложение. Грамматическая основа |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать различия между словосочетанием и предложением; Уметь определять грамматическую основу предложения, выделять словосочетания из предложения. |
|||||
40 |
6 |
Виды предложений по цели высказывания |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать характеристику предложения по цели высказывания, зависимость цели высказывания от речевой ситуации; Уметь определять вид предложения по цели высказывания. |
|||||
41 |
7 |
Виды предложений по интонации. Связь предложений в тексте. |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать характеристику предложения по интонации, зависимость от речевой ситуации; Уметь определять средства связи в тексте. |
|||||
42 |
8 |
Р.Р. Тема и основная мысль изложения |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать приемы систематизации материала; Уметь излагать мысли на заданную тему. |
|||||
43 44 |
9 10 |
Р.Р. Выборочное изложение по рассказу И.С.Тургенева «Воробей» |
Урок открытия «нового» знания творческая мастерская |
Знать приемы систематизации материала; Уметь излагать мысли на заданную тему.
|
|||||
45 |
11 |
Члены предложения. Грамматическая основа |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать главные и второстепенные члены предложения; Уметь определять грамматическую основу предложения. |
|||||
46 |
12 |
Подлежащее. Способы выражения подлежащего |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать основные признаки выражения подлежащего; Уметь определять подлежащее, выраженное существительным или местоимением. |
|||||
47 |
13 |
Сказуемое. Способы выражения сказуемого. |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать основные признаки выражения сказуемого; Уметь определять сказуемое, выраженное глаголом. |
|||||
48 49 |
14 15 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать правило постановки тире в предложениях; Уметь различать по смыслу подлежащее и сказуемое, выраженное существительным. |
|||||
50 |
16 |
Распространенные и нераспространенные предложения |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать главные и второстепенные члены предложения; Уметь определять члены распространенного и нераспространенного предложения. |
|||||
51 |
17 |
Второстепенные члены предложения |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать основные единицы языка, их признаки; Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении. |
|||||
52 |
18 |
Дополнение |
Урок общеметодической направленности квест |
Знать понятие «дополнение»; Уметь находить в тексте дополнения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении. |
|||||
53 |
19 |
Определение |
Урок общеметодической направленности викторина |
Знать понятие «определение», иметь представление об изобразительной функции определений-эпитетов; Уметь находить в тексте определения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении. |
|||||
54 |
20 |
Обстоятельство |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать понятие «обстоятельство»; Уметь находить в тексте обстоятельства, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении. |
|||||
55 |
21 |
Обобщение. Второстепенные члены предложения. Разбор простого предложения. |
Урок рефлексии зачет |
Знать алгоритм синтаксического разбора простого распространенного предложения; Уметь выделять словосочетания из предложения, производить синтаксический разбор по алгоритму |
|||||
56 |
22 |
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» |
Урок развивающего контроля |
Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии |
|||||
57 |
23 |
Анализ диктанта. Работа над ошибками |
Урок рефлексии практикум |
Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. |
|||||
58 |
24 |
Предложения с однородными членами |
Урок рефлексии образовательный тренинг |
Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами; Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами. |
|||||
59 |
25 |
Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; Уметь разбирать предложения по членам, составлять схемы, находить однородные члены в тексте, самостоятельно составлять предложения с однородными членами. |
|||||
60 |
26 |
Р.Р. Текст: идея текста. |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать понятие «идея текста»; Уметь редактировать текст. |
|||||
61 62 |
27 28 |
Р.Р. Изложение, близкое к тексту |
Урок открытия «нового» знания творческая мастерская |
Уметь адекватно воспринимать чужую речь и передавать содержание текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. |
|||||
63 |
29 |
Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обращением; Уметь разбирать предложения по членам, составлять схемы, находить обращение в тексте, составлять самостоятельно предложения с обращением. |
|||||
64 |
30 |
Предложения с вводными словами |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами; Уметь разбирать предложения по членам, составлять схемы, находить вводные слова в тексте, самостоятельно составлять предложения с вводными словами. |
|||||
65 66 |
31 32 |
Сложное предложение. Союзное бессоюзное сложное предложение. |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать признаки сложных предложений; Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них. |
|||||
67 |
33 |
Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное. |
Урок общеметодической направленности исследование |
Знать средства связи в сложном предложении; Уметь анализировать языковые явления, определять тип связи между предикативными частями предложения. |
|||||
68 69 |
34 35 |
Разбор сложного предложения |
Урок общеметодической направленности квест |
Уметь выполнять разбор по членам каждой предикативной части в составе сложного предложения, составляет линейную схему; Знать средства связи в сложном предложении. |
|||||
70 |
36 |
Повторение. Простые и сложные предложения |
Урок рефлексии проект |
Знать виды пунктуации в простых и сложных предложениях; Уметь выделять средства связи в сложном предложении, анализировать языковые явления, определять тип связи между предикативными частями предложения, пунктуационно верно оформлять на письме изученные конструкции предложений. |
|||||
71 |
37 |
Контрольный диктант по теме «Простые и сложные предложения» |
Урок развивающего контроля |
Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии. |
|||||
72 |
38 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками |
Урок развивающего контроля |
Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии. |
|||||
73 74 |
39 40 |
Р.Р. Для чего нужен план? |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать о плане как виде информационной переработке текста; Уметь передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания |
|||||
75 |
41 |
Прямая речь |
Урок общеметодической направленности практикум |
Уметь определять границы прямой речи и слов автора; Знать глаголы, вводящие прямую речь |
|||||
76 77 |
42 43 |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; Уметь ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, в диалоге. |
|||||
78 79 |
44 45 |
Р.Р.Речевой этикет |
Урок общеметодической направленности исследование |
Знать способы развития тем в тексте, его структуру; Уметь использовать диалог в сочинении в соответствии с речевой ситуации.
|
|||||
80 |
46 |
Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» |
Урок рефлексии проект |
Знать опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова; Уметь различать простое и сложное предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложении, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. |
|||||
81 82 |
47 48 |
Р.Р. Как связать предложения в тексте? |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать особенности цепной и параллельной связи предложений; Уметь уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания. |
|||||
83 84 |
49 50 |
Р.Р. Подготовка к сочинению с грамматическим заданием по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» |
Урок открытия «нового» знания творческая мастерская |
Уметь создавать тест заданного стиля, редактировать текст. |
|||||
85 |
51 |
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» |
Урок развивающего контроля |
Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. |
|||||
86 |
52 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками |
Урок развивающего контроля |
Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. |
|||||
Фонетика. Графика. Орфография (20 ч.) |
|||||||||
87 |
1 |
Звуки речи и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные; Уметь правильно произносить название букв, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем. |
|||||
88 |
2 |
Слог. Ударение в слоге. Гласные ударные и безударные. |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные; уметь правильно произносить название букв; Уметь правильно выделять ударные и безударные гласные, пользоваться словарем. |
|||||
89 |
3 |
Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать отличие парных и непарных звонких и глухих согласных, принцип деления звуков на глухие и звонкие; Уметь правильно определять звонкие и глухие согласные в словах. |
|||||
90 91 |
4 5 |
Согласные твердые и мягкие, парные и непарные. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать отличие твердых и мягких парных и непарных согласных, принцип деления звуков на твердые и мягкие; Уметь правильно определять твердые и мягкие согласные; применять правило постановки мягкого знака для обозначения мягкости согласных. |
|||||
92 |
6 |
Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я. Обозначение мягкости согласных буквами Е, Ё,Ю,Я |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать случаи, в которых буквы Е, Ё,Ю,Я обозначают два звука, случаи обозначения мягкости в фонетической транскрипции; Уметь выполнять фонетический разбор таких слов. |
|||||
93 |
7 |
Р.Р. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать особенности цепной и параллельной связи предложений; Уметь правильно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания. |
|||||
94 95 |
8 9 |
Правописание буквосочетаний с с –Ч- и – Ш-. Гласные после шипящих |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать понятие «орфограмма-буква», условия появления орфограммы Правописание буквосочетаний с –Ч- и –Ш-; «Правописание гласных после шипящих»; знать правило и уметь применять его на практике; Уметь определять мягкость согласных, непарность по твердости-мягкости, применять правило. |
|||||
96 97 |
10 11 |
|
Буквы О-Ё после шипящих в корне слова |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать и уметь применять правило правописания о-ё после шипящих в корне слова |
||||
98 |
12 |
Буквы Ы-И после Ц |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать и уметь применять правило правописания Ы-И после Ц. |
|||||
99 |
13 |
Мягкий знак, обозначающий и не обозначающий мягкость согласного |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать понятие «орфограмма-буква», условия появления орфограммы «Мягкий знак, обозначающий и не обозначающий мягкость согласного»; Уметь определять мягкость согласных, непарность по мягкости-твердости; применять правило. |
|||||
100 101 |
14 15 |
Р.Р. Описание предмета |
Урок открытия «нового» знания творческая мастерская |
Знать особенности художественного описания предмета, приемы систематизации материала; Уметь излагать мысли на заданную тему, использовать самостоятельно найденный материал в связи с предлагаемой темой сочинения. |
|||||
102 103 |
16 17 |
Р.Р. Подготовка к сочинению «Памятная прогулка» в жанре заметки |
Урок открытия «нового» знания творческая мастерская |
Знать способы развития темы в тексте, структуру сочинения в жанре заметки; Уметь выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения |
|||||
104 |
18 |
Обобщение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфография» |
Урок рефлексии зачет |
Знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки; Уметь производить фонетический разбор слов с непроизносимыми согласными. |
|||||
105 |
19 |
Контрольный диктант по теме: «Фонетика. Графика. Орфография» |
Урок развивающего контроля |
Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. |
|||||
106 |
20 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
Урок развивающего контроля |
Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. |
|||||
Морфемика. Словообразование. Орфография. (29 ч.) |
|||||||||
107 108 |
1 2 |
Понятие о морфемике. Однокоренные слова и формы одного и того же слова |
Урок общеметодической направленности практикум |
Уметь различать однокоренные слова, производить морфемный разбор; \ Знать способы словоизменения, понятие морфемы как значимой части слова |
|||||
109 |
3 |
Окончание и основа слова |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различать нулевое окончание; Уметь определять грамматическое значение слова по окончанию. |
|||||
110 111 |
4 5 |
Корень слова. Однокоренные слова |
Урок общеметодической направленности исследование |
Уметь различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор слов; Знать о лексическом значении слова и закрепленности его в корне, иметь представление об исторических процессах, происходящих в корне слова. |
|||||
112 113 |
6 7 |
Правописание безударных гласных в корне слова |
Урок рефлексии зачет |
Уметь различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор слов; Знать о лексическом значении слова и закрепленности его в корне; иметь навыки проверки безударной гласной в корне. |
|||||
114 |
8 |
Суффикс – значимая часть слова |
Урок общеметодической направленности исследование |
Знать словообразующую роль суффикса, суффиксы существительных, прилагательных, глаголов; Уметь выделять суффиксы в слове. |
|||||
115 |
9 |
Р.Р. Стили речи. Разговорный стиль |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать и уметь находить характерные для разговорного стиля речи признаки. |
|||||
116 |
10 |
Приставки, их словообразующая роль. |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать словообразовательную роль приставок, приставки существительных, прилагательных, глаголов; Уметь выделять приставки в слове, различать приставки и предлоги. |
|||||
117 118 |
11 12 |
Р.Р. Изложение текста с изменением лица |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст. |
|||||
119 120 |
13 14 |
Позиционное чередование звуков. Чередования гласных и согласных в корне. |
Урок общеметодической направленности практикум |
Знать понятие чередования, основные чередования гласных в корне; беглость гласных как варианты чередования, приставки, суффиксы с беглым гласным; Уметь: выделять на письме основные чередования гласных в корне. |
|||||
121 |
15 |
Морфемный разбор слова |
Урок рефлексии квест |
Знать порядок морфемного разбора, характерные морфемы; Уметь производить морфемный анализ слов. |
|||||
122 123 |
16 17 |
Р.Р. Научный стиль речи |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать особенности научного стиля речи; понимать отличие книжных и разговорных стилей речи; Уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст. |
|||||
124 |
18 |
Правописание гласных и согласных в приставках |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать изменяемые и неизменяемые приставки, правила о выборе буквы в приставках; Уметь применять правило. |
|||||
125 |
19 |
Буквы З-С на конце приставок |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать изменяемы и неизменяемые приставки, звонкость-глухость согласных, правило «Буквы З-С на конце приставок»; Уметь применять данное правило, отличать слова с ложным чередованием. |
|||||
126 127 |
20 21 |
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать и уметь применять правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-. |
|||||
128 |
22 |
Р.Р. Доказательство в рассуждении |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать отличительные особенности доказательства в рассуждении; Уметь создавать текст-рассуждение в научном стиле, самостоятельно его редактировать. |
|||||
129 |
23 |
Буквы О-А в корнях –ЛАГ- ЛОЖ-; -КАС-КОС- |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать и уметь применять правило букв О-А в корнях –ЛАГ- ЛОЖ-; -КАС-КОС-; уметь отличать слова с ложным чередованием. |
|||||
130 |
24 |
Буквы О-А в корнях –РАСТ-РАЩ-РОС(Л)- |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать и уметь применять правило букв О-А в корнях –РАСТ- РАЩ-РОС(Л)-; уметь отличать слова с ложным чередованием. |
|||||
131 |
25 |
Буквы О-А в корнях –ГАР-ГОР, -ЗАР-ЗОР- |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать и уметь применять правило букв О-А в корнях –ГАР- ГОР-, -ЗАР-ЗОР-; уметь отличать слова с ложным чередованием. |
|||||
132 |
26 |
Правописание корней с чередованием Е-И |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать и уметь применять правило правописания букв Е-И в корнях с чередованием; уметь отличать слова с ложным чередованием. |
|||||
133 |
27 |
Обобщение изученного материала по теме: «Морфемика. Словообразование и орфография» |
Урок рефлексии зачет |
Знать виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов; Уметь применять свои знания по морфемике и словообразованию в практике правописания. |
|||||
134 |
28 |
Контрольный диктант по теме: «Морфемика. Словообразование и орфография» |
Урок развивающего контроля |
Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. |
|||||
135 |
29 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
Урок развивающего контроля |
Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. |
|||||
Лексикология (26 ч.) |
|||||||||
136 137 |
1 2 |
Словарное богатство русского языка. Лексика. Лексическое значение слова. |
Урок открытия «нового» знания презентация с элементами беседы |
Знать определение понятий «Лексика» «Лексическое и грамматическое значение слова»; Уметь составить словарную статью на самостоятельно выбранное слово в соответствии с образцом, пользоваться толковым словарем. |
|||||
138 |
3 |
Однозначные и многозначные слова |
Урок общеметодической направленности исследование |
Знать понятия «Однозначные и многозначные слова», общее сходство между разными значениями многозначного слова; Уметь определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем. |
|||||
139 140 |
4 5 |
Прямое и переносное значение слов |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать понятие «Прямое и переносное значение слов»; Уметь различать прямое и переносное значения слов; сравнивать статьи в толковом словаре. |
|||||
141 142 |
6 7 |
Омонимы |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать понятие «Омонимы»; Уметь определять омонимы, их значение в контексте, отличать омонимы от многозначных слов. |
|||||
143 144 |
8 9 |
Синонимы |
Урок общеметодической направленности путешествие |
Знать отличие синонимов от многозначных слов, синонимы, обозначающие цвета и краски; представлять себе синонимический ряд, стилистические оттенки слов в ряду; Уметь определять стилистическую окраску синонимов. |
|||||
145 146 |
10 11 |
Р.Р. сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» |
Урок открытия «нового» знания творческая мастерская |
Знать особенности художественного описания картины, приемы систематизации материала; Уметь излагать мысли на заданную тему, использовать самостоятельно найденный материал в связи с предлагаемой темой предложения. |
|||||
147 148 |
12 13 |
|
Антонимы |
Урок общеметодической направленности игра |
Знать понятие «Антонимы»; Уметь пользоваться антонимами для усиления выразительности речи. |
||||
147 |
14 |
Архаизмы. Историзмы |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать и уметь различать понятия «Архаизмы» и «Историзмы», «общеупотребительные», «устаревшие слова», иметь представление об их роли в художественной литературе, лексикологии, лексикографии. |
|||||
148 |
15 |
Неологизмы |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать общеупотребительные и новые слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии. |
|||||
149 150 |
16 17 |
Диалектизмы. Профессионализмы. |
Урок открытия «нового» знания исследование |
Знать слова, сфера употребления которых ограничена, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии. |
|||||
151 |
18 |
Заимствованные слова |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать понятие «Заимствованные слова»; Уметь определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи. |
|||||
152 |
19 |
Фразеологизмы. Фразеологические обороты. |
Урок открытия «нового» знания практикум |
Знать понятие «Фразеологизм»; уметь определять фразеологический оборот в тексте. |
|||||
153 |
20 |
Контрольная работа по теме: «Лексика» |
Урок развивающего контроля |
Уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки, самостоятельно работать со словарем. Знать определение «лексика» |
|||||
154 |
21 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
Урок развивающего контроля |
Уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки, самостоятельно работать со словарем. Знать определение «лексика» |
|||||
156 157 |
22 23 |
Р.Р. Сжатое изложение |
Урок открытия «нового» знания творческая мастерская |
Уметь создавать текст заданного стиля, пользоваться приемами сжатия. |
|||||
158 |
24 |
Обобщающий урок по теме: «Лексика» |
Урок рефлексии игра |
Уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки, самостоятельно работать со словарем. |
|||||
159 |
25 |
Контрольный диктант по теме: «Лексикология» |
Урок развивающего контроля |
Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. |
|||||
160 |
26 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
Урок развивающего контроля |
Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. |
|||||
Повторение (9 ч.) |
|||||||||
161 162 |
1 2 |
Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. Фонетический разбор. |
Урок рефлексии практикум с элементами игры |
Знать отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные, условия появления орфограмм, понятие непарности по мягкости-твердости, звонкости-глухости, случаи, в которых е,ё,ю,я обозначают два звука; Уметь правильно произносить названия букв, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем, выполнять фонетический разбор слов, определять мягкость согласных, добывать информацию по заданной теме, определять основную информацию от второстепенной. |
|||||
163 164 |
3 4 |
Повторение. Словообразование Морфемика. |
Урок рефлексии практикум с элементами игры |
Знать состав слова, способы словообразования, иметь представление о связи значения корня, приставки, суффикса с лексическим значение слова; Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слов. |
|||||
165 166 |
5 6 |
Повторение. Морфология. Орфограммы в суффиксах и окончаниях. Гласные после шипящих и Ц. |
Урок рефлексии практикум с элементами игры |
Знать правило выбора буквы после шипящих и ц, роль ударения в выборе орфограммы-буквы, части речи; Уметь грамотно писать о-е после шипящих и ы-и после ц. |
|||||
167 168 |
7 |
Повторение. Синтаксис и пунктуация |
Урок рефлексии практикум с элементами игры |
Знать термины синтаксиса, особенности простого и сложного предложения, предложений с прямой речью, диалога; Уметь характеризовать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, пунктуационно верно оформлять текст. |
|||||
169 |
8 |
Контрольный диктант за курс 5 класса |
Урок развивающего контроля |
Уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки, самостоятельно работать со словарем. |
|||||
170 |
9 |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
Урок развивающего контроля |
Уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки, самостоятельно работать со словарем. |