Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по УМК В.В. Бабайцевой

0
0
Материал опубликован 8 February 2017
 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прииртышская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО:

на заседании учителей гуманитарно-эстетического цикла

Протокол от «25» августа 20116 г.№1

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

_______ Мадьярова И.Г.

УТВЕРЖДЕНО:

приказом директора школы

__ от «__» ______ 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 8 класса

на 2016-2017учебный год

Планирование составлено в соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом

основного общего образования

 

Составитель программы: учитель русского

языка и литературы,

Душина М.И.

п. Прииртышский

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 8 класса составлена в соответствии с программой к завершенной предметной линии учебников по русскому языку: Русский язык. Практика. Под ред. А.Ю. Купаловой, А.П. – М.: Дрофа, 2012; Русский язык. Теория. Под. ред. В.В. Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2012; Русская речь. Под ред. Е.И. Никитиной. -М.: Дрофа, 2013.; тематическим планированием к учебнику В.В. Бабайцевой под ред. Г.М. Вялковой. – М.: Планета, 2016.

Учебный план МАОУ «Прииртышская СОШ» предусматривает обязательное изучение русского языка в 8 классе в объеме 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Предметные результаты:

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнацио­нального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;

понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого об­щения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рас­суждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребле­ния в речи;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, граммати­ческими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразова­тельный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

Основное содержание тем предмета «Русский язык»

Общие сведения о языке

Русский язык в современном мире. Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской федерации. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.

Повторение изученного в 5-7 классах (9 ч.)

Лексика и фразеология. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. Морфемика. Способы словообразования. Орфография и морфемика. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, при­частий и наречий.

Развитие речи: Речь устная и письменная. Говорение и аудирование как виды речевой деятельности. Ключевые слова в тексте. Особенности интонации. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь как деятельность. Основные виды речевой деятельности. Речевой этикет.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение (13 ч.)

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске. Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логиче­ское ударение. Интонация.

Развитие речи: Сочинение на лингвистическую тему: «Что я знаю о словосочетании». Основные способы и средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Лексические и грамматические средства связи. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Параллелизм синтаксического строя. Что значит быть талантливым читателем? Чтение как один из видов речевой деятельности. Виды чтения. Диалог с текстом.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения (8 ч.)

Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуе­мым.

Развитие речи: Словесное рисование. Изобразительно-выразительные средства языка.

Второстепенные члены предложения (12 ч.)

Второстепенные члены предложения. Трудные случаи со­гласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные. Труд­ные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельство. Виды обстоя­тельств. Способы выражения обстоятельств

Развитие речи: Определение понятия. Способы толкования лексического значения слова. Родовые и видовые понятия. Лексическое и грамматическое значение слова. Словарная статья. Сжатое изложение с элементами сочинения. Тема, основная мысль текста. Микротема. Микротекст. Заголовок, план текста.

Односоставные предложения (15 ч.)

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложе­ния, их структура и смысловые особенности. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Неопределенно-личные предложения и их особенности. Безличные предложения и их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности.

Развитие речи: Тема, основная мысль текста. Замысел автора. Микротема. Микротекст. Основные признаки текста: заглавие, тема, идея, делимость, связность, композиционная завершенность, стилистическое единство. Средства связи между предложениями. Риторический вопрос как средство выразительности речи. Изложение, близкое к тексту (по отрывку из очерка К.Г.Паустовского «Михайловские рощи»). Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст. Изложение текста-описания.

Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами (12 ч.)

Предложения с однородными членами. Средства связи од­нородных членов предложения. Интонационные и пунк­туационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союза­ми и пунктуация при них. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.

Развитие речи: Однородные члены предложения как средства выразительности речи. Бессоюзие. Многосоюзие. Параллелизм предложений. Разновидность рассуждения-сравнения. Основные правила сравнения. Композиция текста, языковые средства сцепления его частей, выражение сходства и различия сопоставляемых понятий.

Предложения с обособленными членами (20 ч.)

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление

согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным и оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

Развитие речи: Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Рассуждение на литературную тему. Особенности рассуждения как типа речи. Композиция сочинения –рассуждения. Рассуждение на основе литературного произведения.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями (3 ч.)

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности упот­ребления вставных конструкций.

 

Предложения с обращениями (4 ч.)

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.

Развитие речи: Обращение как средство связи предложений в тексте. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения.

Слова-предложения. Междометия (2 ч.)

Особенности слов-предложений. Междометия в предложении.

Развитие речи: Психологический портрет. Сочинение-описание. Текст. Тема. Основная мысль. Микротема. Микротекст. Основные способы и средства связи предложений в тексте.

Повторение изученного в 8 классе (3 ч.)

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи.

 

Тематическое планирование

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Практическая часть программы (развитие речи)

Основные виды деятельности

Примерная

программа

Рабочая программа

1.

Русский язык в современном мире

1

1

 

Изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах, взаимопроверка.

2.

Повторение изученного в 7классе

9

9

2

Анализ текста по алгоритму, проверочный диктант, построение текста, самостоятельная работа, построение рассуждения, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, работа в парах, группах, тестирование, проектирование способов выполнения домашнего задания, выполнение грамматических заданий.

3.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение

13

13

3

Групповая работа, фронтальная беседа, составление рассуждения на лингвистическую тему, составление схем, работа в парах, консультативная помощь учителя, урок-презентация, составление плана лингвистического рассуждения, самостоятельная работа, изучение и конспектирование параграфа учебника, объяснительный диктант, групповое составление алгоритма объяснения материала, проектирование способов выполнения домашнего задания.

4.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

8

8

1

Работа в парах, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему, презентации, групповая работа, выполнение тестовых заданий, фронтальная беседа, индивидуальные задания, взаимопроверка самостоятельных работ, конспектирование теоретического материала, написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий, анализ художественного текста, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания.

5.

Второстепенные члены предложения

12

12

3

 

Консультативная помощь учителя, работа в парах, в группах, самостоятельная работа, конструирование текста по теме урока, индивидуальные задания, составление словарика, заполнение и составление таблиц и схем, составление лингвистического рассуждения по теме урока, выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой, самостоятельная работа, индивидуальная творческая работа, конкурс творческих работ, проектная работа, групповое проектирование способов выполнения домашнего задания.

6.

Односоставные предложения

15

15

 

4

Групповая и индивидуальная работа, самостоятельная работа с текстами, выполнение тестовых заданий, составление рассуждения на лингвистическую тему, словарный диктант, коллективный анализ художественного текста, консультативная помощь учителя, составление тестов, творческие работы, работа со словарями, лексическая работа со словами, понятиями, групповая проверка выполнения домашнего задания, составление тестовых заданий, проектирование способов выполнения домашнего задания.

7.

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами

12

12

2

Выполнение тестовых заданий, работа в парах, лексическая работа, составление опорного конспекта параграфа, проектная деятельность, составление памятки для лингвистического портфолио, составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему, консультативная помощь учителя, фронтальная устная работа по учебнику, составление плана лингвистического рассуждения.

8.

Предложения с обособленными членами

20

20

4

Групповое составления памятки для лингвистического портфолио, выполнение грамматических заданий, проектирование способов проверки домашнего задания, индивидуальная, парная и коллективная работа, работа с текстами по алгоритму выполнения задания, творческая и проектная работа, консультативная помощь ученика-эксперта, самостоятельное редактирование текста рассуждения на лингвистическую тему, составление текста от первого лица, объяснительный и словарный диктант, самостоятельная работа по материалу учебника.

9.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями

3

3

3

Составление плана текста лингвистического повествования, самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, редактирование текста, работа с дидактическим материалом, составление и выполнение тестовых заданий, индивидуальная и коллективная работа, объяснительный и словарный диктант, изучение содержания параграфа, составление рассказа на грамматическую тему, самостоятельная работа с орфограммами, написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий.

10.

Предложения с обращениями

4

4

2

Предупредительный диктант, Анализ текстов разных стилей и типов, подготовка материала к публичному выступлению, работа в парах, изучение содержания параграфа, самостоятельная и групповая работа, консультативная помощь ученика-эксперта, учителя.

11.

Слова-предложения. Междометия

2

2

1

Проверочный диктант, составление плана статьи параграфа, проектирование домашнего задания, работа с дидактическим материалом.

12.

Повторение изученного в 8 классе

5

3

 

Групповая и индивидуальная работа, самостоятельная работа с текстами, выполнение тестовых заданий, составление рассуждения на лингвистическую тему, словарный диктант, коллективный анализ художественного текста, консультативная помощь учителя, составление тестов, творческие работы, работа со словарями, лексическая работа со словами, понятиями, групповая проверка выполнения домашнего задания, составление тестовых заданий, проектирование способов выполнения домашнего задания.

 

Итого за 1 четверть

27

27

5

 
 

Итого за 2 четверть

21

21

5

 
 

Итого за 3 четверть

30

30

7

 
 

Итого за 4 четверть

24

24

4

 
 

Итого:

105

102

21

 

 


 

Календарно-тематический план

п\п

в теме

Дата

Тема

Тип урока,

форма проведения

Планируемые предметные результаты

план

факт

Введение (1ч.)

1

1

   

Русский язык в современном мире.

Урок «открытия» нового знания

презентация с элементами беседы

Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, его функции интеграции народов России.

Повторение изученного в 5-7 классах (9 ч.)

2

1

   

Повторение. Лексика. Фразеология.

Урок общеметодической направленности

практикум

Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово, используют синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения повтора; анализировать значение, строение, написание разных видов омонимов; использовать толковые словари.

3.

2

   

Повторение. Морфемика словообразование.

Урок общеметодической направленности

практикум

Знать: процессы словообразо­вания в современном русском языке.

Уметь: различать ударные и без­ударные звуки; работать над орфоэпическими нормами; ра­ботать со словарями; выполнять морфемный разбор слов

4.

3

   

Повторение. Морфемика. Орфография

Урок общеметодической направленности

практикум

Знать: процессы словообразо­вания в современном русском языке.

Уметь: различать ударные и без­ударные звуки; работать над орфоэпическими нормами; ра­ботать со словарями; выполнять морфемный разбор слов

5.

4

   

Повторение. Морфология. Орфография.

Урок общеметодической направленности

практикум

Знать: процессы словообразо­вания в современном русском языке.

Уметь: различать ударные и без­ударные звуки; работать над орфоэпическими нормами; ра­ботать со словарями; выполнять морфемный разбор слов

6.

5

   

Повторение. Синтаксис и пунктуация

Урок общеметодической направленности

практикум

Знать: изученные пунктограммы.

Уметь: выполнять синтаксиче­ский разбор предложений, грам­матические разборы

 

7.

6.

   

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение изученного в 5-7 классах»

Урок развивающего контроля

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы; опознавать части речи, определять в них морфемы, производить морфологический и синтаксический анализ.

8.

7.

   

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Урок рефлексии

конференция

Уметь соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы; опознавать части речи, определять в них морфемы, производить морфологический и синтаксический анализ.

9.

8.

   

Р.Р. Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Уметь читать текст изучающим чтение, выписывать ключевые слова, составлять план текста, устно воспроизводить текст.

 

 

10.

9.

   

Р.Р. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь как деятельность

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию; знать стили и типы текста.

 

 

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение (13 ч.)

11.

1.

   

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи

Урок общеметодической направленности

практикум

Знать: понятия синтаксис, пунк­туация; основные единицы син­таксиса; роль знаков препинания в письменных текстах; виды син­таксической связи.

Уметь: определять виды син­таксической связи; применять на практике изученные ранее правила пунктуации

12.

2.

   

Способы подчинительной связи

Урок «открытия» нового знания

исследование

Знать: понятия согласование, управление, примыкание.

Уметь: определять способы под­чинительной связи; приводить примеры словосочетаний с раз­ными способами связи

13.

3.

   

Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Урок «открытия» нового знания

исследование

Знать: понятия согласование, управление, примыкание.

Уметь: определять способы под­чинительной связи; приводить примеры словосочетаний с раз­ными способами связи

14.

4.

   

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру главного слова

Урок общеметодической направленности

практикум

Знать: понятие словосочетание; строение и грамматическое зна­чение словосочетаний; виды сло­восочетаний по характеру связи между словами.

Уметь: выделять словосочетания из предложений; различать со­чинительные и подчинительные словосочетания; определять глав­ное и зависимое слово в словосо­четании и устанавливать между словами.

15.

5.

   

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания.

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: понятие цельные словосо­четания; виды и синтаксические особенности цельных словосоче­таний.

Уметь: вычленять словосочета­ния из предложений; распозна­вать цельные словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложений с цельными словосочетаниями; составлять словосочетания со словарными словами учебника

16.

6.

   

Словосочетание как одна из единиц синтаксиса. Виды синтаксической связи

Урок «открытия» нового знания

путешествие

Знать: виды синтаксической связи и синтаксические особенности словосоче­таний.

Уметь: вычленять словосочета­ния из предложений; распозна­вать цельные словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложений с цельными словосочетаниями; составлять словосочетания со словарными словами учебника

17.

7.

   

Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему: «Что я знаю о словосочетании».

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Уметь свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, использовать языковые средства в соответствии с темой.

18.

8.

   

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание.

Урок общеметодической направленности

практикум

Знать: понятия предложение, интонация, риторический вопрос, основные виды предложений.

Уметь: различать простые и сложные предложения; распо­знавать разные по цели высказы­вания и эмоциональной окраске предложения и употреблять их в речи; редактировать текст с раз­ными видами предложений

19.

9.

   

Основные виды простых предложений. Интонация и ее функция

Урок общеметодической направленности

практикум

Знать: понятия простое предло­жение, основные виды простых предложений.

Уметь: составлять схемы про­стых предложений; с помощью интонации членить предложения на смысловые отрезки, выражать их эмоциональность; вырази­тельно читать текст; выполнять грамматические разборы

20.

10.

   

Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация, ее функции.

Урок «открытия» нового знания

исследование

Знать: понятия прямой порядок слов, инверсия, логическое ударение.

Уметь: с помощью порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст

21.

11.

   

Р.Р. Основные способы и средства связи предложений в тексте

Урок «открытия» нового знания

творческая мастерская

Уметь проводить диалог с текстом, указывать данное и новое в каждом предложении;

Знать основные средства связи предложений в тексте, порядок предложений в тексте, параллелизм синтаксического строя.

22.

12.

   

Р.Р. Что значит быть талантливым читателем?

Урок «открытия» нового знания

творческая мастерская

Знать: что значит быть талантли­вым читателем; как стать талант­ливым читателем.

Уметь: самостоятельно готовить­ся к изложению с элементами сочинения

23.

13.

   

Повторение. Орфография. Орфограммы в корне.

Урок рефлексии

викторина

Знать: правила правописания корней в разных частях речи; способы различения орфограмм.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфемный разбор слов

Двусоставные предложения. Главные члены предложения (8ч.)

24.

1.

   

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.

Урок общеметодической направленности

презентация

Знать: понятия грамматическая основа предложения, главные члены предложения, подлежащее', способы выражения подлежа­щего.

Уметь: выделять грамматиче­скую основу в предложениях; определять способ выражения подлежащего; выполнять синтак­сический разбор предложений.

25.

2.

   

Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое, способы его выражения

Урок «открытия» нового знания

путешествие

Знать: понятие сказуемое', спосо­бы выражения сказуемого; типы сказуемых по строению и значе­нию.

Уметь: выделять сказуемое сре­ди других членов предложения; определять тип сказуемого и спо­соб его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; выполнять син­таксический разбор предложений

26.

3.

   

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: понятие сказуемое', спосо­бы выражения сказуемого; типы сказуемых по строению и значе­нию.

Уметь: выделять сказуемое сре­ди других членов предложения; определять тип сказуемого и спо­соб его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; выполнять син­таксический разбор предложений

27.

4.

   

Составное именное сказуемое. Способы его выражения

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: понятие сказуемое', спосо­бы выражения сказуемого; типы сказуемых по строению и значе­нию.

Уметь: выделять сказуемое сре­ди других членов предложения; определять тип сказуемого и спо­соб его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; выполнять син­таксический разбор предложения

28.

5.

   

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок «открытия» нового знания

исследование

Знать: понятие нулевая связка; условия постановки тире между главными членами предложения.

Уметь: составлять предложения с изучаемой пунктограммой; вы­полнять синтаксический разбор предложений, грамматические разборы

29.

6.

   

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Главные члены предложения»

Урок развивающего контроля

Уметь: писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему

30.

7.

   

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Урок рефлексии

конференция

Уметь соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы; опознавать части речи, определять в них морфемы, производить морфологический и синтаксический анализ.

31.

8.

   

Р.Р. словесное рисование

Урок «открытия» нового знания

творческая мастерская

Знать: понятие словесное рисова­ние применительно к описанию впечатлений, полученных при чтении художественных произ­ведений.

Уметь: писать сочинение-ми­ниатюру с элементами словесно­го рисования

Второстепенные члены предложения (12 часов)

32.

1.

   

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений

Урок «открытия» нового знания

презентация

Знать: понятие второстепенные члены предложения; роль второ­степенных членов в предложе­нии; вилы второстепенных чле­нов предложения и алгоритм их определения.

Уметь: приводить примеры предложений с разными видами второстепенных членов; ана­лизировать слова, относящиеся к одной тематической группе

33.

2.

   

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений.

Урок «открытия» нового знания

исследование

Знать: понятия определение, согласованные и несогласованные опре­деления; смысловую и художест­венную функцию определений.

Уметь: распознавать в предложе­нии определения и подчеркивать их как члены предложения; раз­личать согласованные и несогла­сованные определения

34.

3.

   

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Урок «открытия» нового знания

исследование

Знать: понятие приложение; виды приложений; смысловую и художественную функцию при­ложений; правила пунктуации при приложениях.

Уметь: распознавать приложе­ния, правильно оформлять их на письме и подчеркивать как члены предложения

35.

4.

   

Дополнение. Способы его выражения

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: понятия дополнение, при­глагольное дополнение; способы выражения дополнений; нормы согласования и управления в со­временном русском языке.

Уметь: распознавать дополнения и подчеркивать их как члены предложения; определять, от ка­ких членов предложения зависят дополнения, и правильно ставить к ним вопросы

36.

5.

   

Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражения

Урок «открытия» нового знания

исследование

Знать: понятия обстоятель­ство, синтаксическая синонимия; основные виды обстоятельств и способы их выражения; прави­ла пунктуации при сравнитель­ных и деепричастных оборотах. Уметь: распознавать обстоятель­ства и подчеркивать их как члены предложения; определять, от ка­ких членов предложения зависят обстоятельства, и правильно ставить к ним вопросы; исполь­зовать в речи языковые средства, выражающие различные синтак­сические отношения; на конкрет­ных примерах объяснять явление синтаксической синонимии

37.

6.

   

Основные виды обстоятельств. Выделение сравнительных и деепричастных оборотов с предлогом несмотря на.

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: понятия обстоятель­ство, синтаксическая синонимия; основные виды обстоятельств и способы их выражения; прави­ла пунктуации при сравнитель­ных и деепричастных оборотах.

Уметь: распознавать обстоятель­ства и подчеркивать их как члены предложения; определять, от ка­ких членов предложения зависят обстоятельства, и правильно ставить к ним вопросы; исполь­зовать в речи языковые средства, выражающие различные синтак­сические отношения; на конкрет­ных примерах объяснять явление синтаксической синонимии

38.

7.

   

Систематизация и обобщение изученного по теме: «Главные и второстепенные члены предложения». Орфограммы в приставках.

Урок рефлексии

конференция

Знать главные и второстепенные члены предложения, основные виды второстепенных членов предложения.

Уметь производить синтаксический анализ предложений.

39.

8.

   

Контрольная работа по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»

Урок развивающего контроля

Уметь определять грамматическую основу в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов.

Знать виды сказуемых и второстепенных членов, основные правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

40.

9.

   

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок рефлексии

практикум

Уметь определять грамматическую основу в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов.

Знать виды сказуемых и второстепенных членов, основные правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

41.

10.

   

Р.Р. Определение понятия. Способы толкования лексического значения слова.

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Знать: термины понятие, опреде­ление понятия, видовые/родовые понятия, взаимосвязь родовых и видовых понятий; способы определения понятий.

Уметь: работать со словарями; подбирать примеры, иллюстри­рующие способы определения понятий

42.

43.

11.

12.

   

Р.Р. Сжатое изложение с элементами сочинения

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, дифференцировать главную и второстепенную информацию, сжато передавать содержание, используя приемы компрессии, вычленять ключевые и опорные предложения, создавать собственное высказывание на основе исходного текста

Односоставные предложения (15 часов)

44.

1.

   

Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений

Урок общеметодической направленности

практикум

Знать: понятия односоставные предложения.

Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения.

45.

2.

   

Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности.

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: понятия односоставные предложения, определённо-личные предложения', значение и струк­турные особенности опреде­ленно-личных предложений; способы выражения сказуемого в определенно-личных предло­жениях.

Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; распознавать определенно-лич­ные предложения и использо­вать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в со­став которых входят определен­но-личные предложения

46.

3.

   

Неопределенно-личные предложения

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: понятие неопределенно - личные предложения; значение и структурные особенности неопределенно-личных предло­жений; способы выражения ска­зуемого в неопределенно-личных предложениях. неопреде­ленно-личные предложения и ис­пользовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препи­нания в сложных предложениях, в состав которых входят неопре­деленно-личные предложения

47.

4.

   

Р.Р. Тема, основная мысль. Замысел автора. Микротема. Микротекст.

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Уметь доказывать принадлежность прочитанной миниатюры к тексту, соотносить смысловые части и пункты плана, составлять план, самостоятельно формулировать понятия: «микротема», «микротекст».

48.

5.

   

Обобщенно-личные предложения

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: понятие неопределенно- личные предложения; значение и структурные особенности неопределенно-личных предло­жений; способы выражения ска­зуемого в неопределенно-личных предложениях. неопреде­ленно-личные предложения и ис­пользовать их в разных стилях речи;

Уметь: расставлять знаки препи­нания в сложных предложениях, в состав которых входят неопре­деленно-личные предложения

49.

50.

6.

7.

   

Безличные предложения

Урок «открытия» нового знания

путешествие

Знать: понятия безличные предло­жения, глагол в безличном значении; значение и структурные особен­ности безличных предложений; способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Уметь: распознавать безличные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения; преобразовывать безличные предложения в двусоставные.

51.

8.

   

Назывные предложения

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: понятия безличные предло­жения, глагол в безличном значении; значение и структурные особен­ности безличных предложений; способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Уметь: распознавать безличные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения; преобразовывать безличные предложения в двусоставные.

52.

9.

   

Обобщение. Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений

Урок рефлексии

квест

Знать: основные понятия, свя­занные с односоставными пред­ложениями.

Уметь: различать односоставные предложения; расставлять знаки препинания в сложных предло­жениях, в состав которых входят односоставные предложения; писать сочинение-миниатюру с использованием односоставных предложений

53.

10.

   

Особенности строения полных и неполных предложений

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: понятия полные/неполные предложения; условия поста­новки тире в неполных предло­жениях.

Уметь: различать полные и не­полные предложения; выполнять синонимическую замену не­полных предложений полными; отличать неполные предложе­ния от полных односоставных и предложений с нулевой связ­кой; определять роль неполных предложений в художественном тексте и использовать их в раз­говорной речи; расставлять знаки препинания в неполных предложениях.

54.

11.

   

Систематизация и обобщение изученного по темам: «Односоставные предложения» и «Полные и неполные предложения»

Урок рефлексии

викторина

Знать: основные понятия, свя­занные с односоставными пред­ложениями.

Уметь: различать односоставные предложения; расставлять знаки препинания в сложных предло­жениях, в состав которых входят односоставные предложения.

55.

12.

   

Контрольный зачет по теме: «Односоставные предложения».

Урок развивающего контроля

Уметь различать виды односоставных предложений, полные и неполные двусоставные предложения, определять способы выражения сказуемого в односоставных предложениях, правильно расставлять знаки препинания, выступать с устными сообщениями по изученному материалу.

56.

13.

   

Р.Р. Риторический вопрос как средство выразительности речи

Урок общеметодической направленности

исследование

Уметь сравнивать близкие по смыслу повествовательные предложения и риторические вопросы, понимать строение риторических вопросов, правильно пунктуационно оформлять риторические вопросы.

57.

58.

14.

15.

   

Р.Р. Изложение, близкое к тексту (по отрывку из очерка К.Г.Паустовского «Михайловские рощи»

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема».

Уметь воспринимать на слух содержание текста, формулировать тему, определять главную мысль , понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, составлять сложный план.

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами (12 часов)

59.

1.

   

Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах.

Урок общеметодической направленности

презентация

 

Знать: понятие однородные члены предложения.

Уметь: распознавать однород­ные члены предложения, ряды однородных членов; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с од­нородными членами и расстав­лять в них знаки препинания; проводить наблюдения над сти­листической и художественной функцией однородных членов предложения

60.

2.

   

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них.

Урок общеметодической направленности

практикум

Знать: специфику смысловых отношений между однородными членами предложения; союзы, которыми могут быть соедине­ны однородные члены; правила пунктуации в предложениях с од­нородными членами.

Уметь: расставлять запятые в предложениях с однородными членами; выявлять дополнитель­ные опенки, которые вносят в отношения между однород­ными членами союзы; излагать текст с использованием предло­жений с однородными членами, связанными союзами

61.

3.

   

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них.

Урок рефлексии

практикум

Знать: специфику смысловых отношений между однородными членами предложения; союзы, которыми могут быть соедине­ны однородные члены; правила пунктуации в предложениях с од­нородными членами.

Уметь: расставлять запятые в предложениях с однородными членами; выявлять дополнитель­ные опенки, которые вносят в отношения между однород­ными членами союзы; излагать текст с использованием предло­жений с однородными членами, связанными союзами

62.

63.

4.

5.

   

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них.

Урок общеметодической направленности

практикум

Знать: понятие обобщающее слово; взаимосвязь обобщающе­го слова и однородных членов предложения; способы выраже­ния обобщающих слов; правила пунктуации в предложениях с об­общающими словами.

Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах предложения; различать пред­ложения с обобщающими сло­вами и с именными составными сказуемыми; расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающими словами и со­ставлять схемы таких предложе­ний; определять, какими частями речи выражены обобщающие слова, и подчеркивать их как чле­ны предложения

64.

6.

   

Р.Р. Однородные члены предложения как средства выразительности речи

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Уметь выявлять на примерах художественного текста функции однородных членов предложения как синтаксического средства выразительности речи, уметь определять параллелизм предложений, предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и исправлять их.

65.

66

7.

8.

   

Однородные и неоднородные определения

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: критерии однородности определений.

Уметь: распознавать однородные и неоднородные определения; произносить предложения с од­нородными и неоднородными определениями с правильной интонацией и расставлять в них знаки препинания

67.

9.

   

Систематизация и обобщение изученного по теме: «Однородные члены предложения»

Урок рефлексии

игра

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уро­ках.

Уметь: применять на практике правила пунктуации в осложнен­ных предложениях

68.

10.

   

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Однородные члены предложения»

Урок развивающего контроля

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уро­ках.

Уметь: применять на практике правила пунктуации в осложнен­ных предложениях

69.

11.

   

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок рефлексии

конференция

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уро­ках.

Уметь: применять на практике правила пунктуации в осложнен­ных предложениях

70.

12.

   

Р.Р. Разновидность рассуждения сравнения

Урок «открытия» нового знания

творческая мастерская

Уметь анализировать тексты, указывать сравнения, называть их элементы.

Знать основные правила сравнения, языковые средства выразительности речи.

Предложения с обособленными членами (20 часов)

71.

1.

   

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Урок «открытия» нового знания

презентация

Знать: понятие обособление', группы обособленных членов предложения; стилистические особенности предложений с об­особленными членами.

Уметь: анализировать предложе­ния с обособленными членами; интонационно выделять обособ­ленные члены предложения; работать над лексической соче­таемостью слов

72.

73.

74.

2.

3.

4.

   

Обособление согласованных и несогласованных определений

Урок «открытия» нового знания

исследование

Знать: условия обособления со­гласованных и несогласованных определений.

Уметь: распознавать обособлен­ные согласованные и несогласо­ванные определения, выделять их на письме знаками препинания и в устной речи интонацией; кон­струировать предложения с об­особленными и необособленными определениями; выполнять син­таксический разбор предложений

75.

76.

5.

6.

   

Р.Р. Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Знать: о заглавии как средстве связи предложений в тексте.

Уметь: определять зависимость типа речи от заглавия текста; анализировать отрывки текста; писать сжатое изложение

77.

78

7.

8.

   

Обособление приложения

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: условия обособления приложений.

Уметь: распознавать одиночные и распространенные приложе­ния, выделять их на письме зна­ками препинания и в устной речи интонацией; употреблять прило­жения в соответствии с нормами русского языка

79.

9.

   

Обособление дополнений

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: особенности обособления дополнений.

Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными дополнения­ми и выразительно читать их; конструировать предложения с обособленными дополнениями; выполнять синонимическую за­мену предлогов, употребляемых с обособленными дополнениями

80.

81.

10.

11.

   

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: пунктуацию в предложениях с деепричастия­ми и деепричастными оборотами. Уметь: расставлять знаки препи­нания в предложениях с деепри­частиями и деепричастными обо­ротами; распознавать деепричастия, по значению близкие к наречию, и фразеологизмы, сохранившие форму деепричастий; употреб­лять; распростра­нять деепричастия

82.

12.

   

Отсутствие и наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот

Урок общеметодической направленности

исследование

 

Уметь опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи.

83.

13.

   

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Урок общеметодической направленности

практикум

Знать: особенности обособления обстоятельств, выраженных су­ществительными с предлогами.

Уметь: расставлять знаки пре­пинания в предложениях с об­особленным и обстоятельствами, выраженными существительны­ми с предлогами, и выразительно читать их; распространять пред­ложения обстоятельствами, вы­раженными существительными с предлогами.

84.

85.

14.

15.

   

Р.Р. рассуждение на литературную тему

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Уметь анализировать тексты сочинений, выписывать из статьи слова, обороты, цитаты, создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, соблюдать на письме нормы русского языка.

86.

16.

   

Обособление уточняющих членов предложения

Урок «открытия» нового знания

исследование

Знать: понятие уточняющие члены предложения; способы при­соединения уточняющих членов предложения к уточняемым. Уметь: выразительно читать предложения с уточняющими членами и расставлять в них зна­ки препинания; распространять предложения уточняющими чле­нами; различать предложения с уточняющими обстоятельст­вами и однородными и неод­нородными обстоятельствами.

87.

17.

   

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая интонационная особенность

Урок общеметодической направленности

исследование

Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме.

88.

18.

   

Систематизация и обобщение изученного по теме: «Обособленные члены предложения». Орфография. Слитное и дефисное написание слов.

Урок рефлексии

викторина

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уро­ках; стилистические особенности предложений с обособленными членами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения; конструи­ровать предложения с обособлен­ными членами; выполнять син­таксический разбор и составлять схемы предложений с обособлен­ными членами

89.

19.

   

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Обособленные члены предложения»

Урок развивающего контроля

Уметь адекватно воспринимать текст нам слух, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, выполнять задания к тексту; производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами, производить морфологический разбор причастия, разбирать по составу деепричастие.

90.

20.

   

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Урок рефлексии

путешествие

Уметь адекватно воспринимать текст нам слух, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, выполнять задания к тексту; производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами, производить морфологический разбор причастия, разбирать по составу деепричастие.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями (3 часа)

91.

92.

1.

2.

   

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Урок общеметодической направленности

презентация

Знать: понятие вводная кон­струкция; назначение вводных слов, словосочетаний и пред­ложений; группы вводных слов по значению; правила пунктуа­ции в предложениях с вводными конструкциями.

Уметь: выразительно читать предложения с вводными словами и словосочетаниями и расставлять в них знаки пре­пинания; подбирать к вводным словам синонимы; реконструи­ровать предложения с вводными конструкциями; перестраивать сложные предложения в простые с вводными словами.

93.

3.

   

Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Урок общеметодической направленности

практикум

Знать: понятие вводная кон­струкция; назначение вводных слов, словосочетаний и пред­ложений; группы вводных слов по значению; правила пунктуа­ции в предложениях с вводными конструкциями.

Уметь: выразительно читать предложения с вводными словами и словосочетаниями и расставлять в них знаки пре­пинания; подбирать к вводным словам синонимы; реконструи­ровать предложения с вводными конструкциями; перестраивать сложные предложения в простые с вводными словами.

Предложения с обращениями (4 часа)

94.

1.

   

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении

Урок общеметодической направленности

практикум

Знать: понятие обращение; роль обращений в тексте.

Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать об­ращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями

95.

2.

   

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Урок общеметодической направленности

исследование

Знать: понятие обращение; роль обращений в тексте.

Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать об­ращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями

96.

3.

   

Р.Р. Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская

Знать: понятие обращение; роль обращений в тексте.

Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать об­ращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями

97.

4.

   

Р.Р. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения

Урок «открытия» нового знания

творческая мастерская

Уметь выделять особенности композиции сочинения в виде киносценария; понимать киноведческие термины; анализировать творческие работы, писать сочинение в форме киносценария

Слова-предложения. Междометия (2 часа)

98.

1.

   

Особенности слов-предложений. Междометия в предложении

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: понятие слова-предложения; особенности слов-предло­жений; роль слов-предложений в разговорной речи и в художест­венных текстах.

Уметь: правильно оформлять слова-предложения на письме

99

2.

   

Р.Р. Психологический портрет. Сочинение-описание

Урок «открытия» нового знания

творческая мастерская

Уметь анализировать художественные тексты, определять по описанию внешнего облика персонажей их характер, определять различия между живописным портретом и фотографией.

Знать понятия: «портрет», «психологический портрет»

Повторение изученного в 8 классе (3ч.)

100.

1.

   

Повторение. Синтаксис и пунктуация.

Урок рефлексии

консультация

Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе.

Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки

101.

2.

   

Итоговая контрольная работа

Урок развивающего контроля

Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе.

Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки

102.

3.

   

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Урок рефлексии

конференция

Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе.

Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.