Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Дымковский конёк хорош — лучше в мире не найдёшь!»
«Конспект занятия по художественному- эстетическому развитию»
Тема: «Дымковский конёк хорош - лучше в мире не найдёшь!»
Цель: Приобщать детей к народному искусству, развивать эстетическое восприятие через приобщение к декоративной деятельности, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских). Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
Задачи: Образовательные: Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (конь) использовать нетрадиционные материалы (ватные палочки, печатка) для нанесения узоров на плоскостной силуэт.
Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, закреплять знание названий цветов (красный, синий), чувство формы и цвета.
Воспитательные: Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту узора дымковской игрушки, радость от созданного изображения.
Словарная работа: село Дымково, дымковские барышня, дымковские игрушки, мастера, глина, лошадка, петух, круг, кружок, точка, красный, синий.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, альбома для творчества «Дымковские игрушки». Игры с народными игрушками. Чтение стихов о Дымке.
Методы и приемы: Наглядный метод - рассматривание альбома «Дымковские игрушки» рассматривание игрушек, слушание записи, кукла.
Словесный метод - рассказ о дымковских игрушках, объяснение украшения игрушек.
Практический метод- организационный момент «Здравствуй солнце», пальчиковая гимнастика «Скачут лошадки», украшение силуэта лошадки.
Оборудования: записи: русская народная музыка, спокойная музыка для детского творчества; кукла (бабушка Фёкла), коробочка, альбом для творчества «Дымковская игрушка» , фигурки дымковских игрушек: барышня, петушок ,уточка, лошадка; силуэты лошадок, гуашь красного и синего цвета, стаканчики с водой, ватные палочки, печатка-тычок, салфетки, стаканы с водой.
Раздаточный материал: силуэты лошадок, гуашь красного и синего цвета, стаканчики с водой, ватные палочки, печатка – тычок , салфетки, стаканы с водой.
Методические приёмы:
1.Организационный момент
2.Сюрпризный момент.
3.Рассказ о селе Дымково, дымковских игрушках. Вопросы и ответы детей.
4.Показ украшения силуэта лошадки.
5.Пальчиковапя гимнастика «Скачут лошадки»
6.Самостоятельная творческая деятельность детей.
7.Оказание индивидуальной помощи.
8.Прощание с бабушкой.
9.Рефлексия
Ход занятия:
Организационный момент:
Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).
Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).
Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки).
2.Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла бабушка Фёкла, жительница страны игрушек. Давайте мы все вместе с ней поздороваемся (ответы детей). Но бабушка почему-то грустит. Что же случилось, почему бабушка грустит? Хотите узнать? (Да) Для этого мы с вами присядем на стульчики. (Обратить внимание на осанку детей)
Звучит русская народная музыка
3.Рассказ о селе Дымково, дымковских игрушках. Вопросы и ответы детей.
Воспитатель: Бабушка мне рассказала, что она живет в селе Дымково и принесла красивые игрушки (воспитатель из коробочки достаёт игрушки дымковские и показывает детям). Ребята, это не простые игрушки, а расписные и называются они дымковские игрушки. Игрушка получила свое название от села Дымково. В давние времена жители этого села и большие, и маленькие лепили глиняные игрушки. Называли таких людей мастерами. Давайте повторим это слово – мастера.
Ответы детей.
Воспитатель: Делают такие игрушки из глины, а глину выкапывают из земли. Эта глина мягкая, послушная. Зимой все село было в дыму оттого, что в каждом доме топились печи для обжига игрушек, а в пасмурные дни над речушкой стоял туман в виде легкой дымке. Круглый год село стояло словно в дымке, его так и стали называть Дымково, а игрушки стали называться дымковские. Все игрушки забавны, весёлые, яркие. А ещё их называют расписным, потому что они все расписаны яркими узорами. Посмотрите, какие яркие цвета используют мастера для росписи. Ребята, посмотрите на игрушки. Скажите, какими яркими цветами их расписали мастера? (Ответы детей.) Молодцы ребята, правильно сказали: красный, оранжевый, синий, зеленый, золотой, желтый. Такая игрушка грустная или веселая?
Ответы детей.
Воспитатель: А тут ещё есть игрушки (воспитатель из коробочки достает силуэты лошадок). Ребята каждый год у них проходит Ярмарка. Скоро ярмарка, а жители Дымково не успели украсить игрушки. Бабушка просит помочь им. Поможем? (ответы детей) Как мы можем помочь? (ответы детей) . Давайте поможем бабушке, превратим белые силуэты в нарядных лошадок.
4.Показ украшения силуэта лошадки.
Воспитатель: Посмотрите, как я буду украшать свою лошадку. Сначала я беру в руки печатку-тычок, опускаю аккуратно в краску красного цвета и делаю отпечаток на шее, ногах, спинке лошадки. Круги располагаю отдельно друг от друга. Затем беру в руки палочку, смачиваю водой, набираю краску синего цвета и украшаю точками вокруг красных кругов. Один кружок украсила, потом другой и так все остальные. Посмотрите, какая нарядная стала моя лошадка. Ребята, каким цветом я украсила свою лошадку?(ответы детей) Вы ходите украсить лошадку и помочь бабушке Фёкле?(ответы детей) Но прежде, чем вы приступите к работе, мы сделаем зарядку для наших пальчиков.
5.Пальчиковапя гимнастика «Скачут лошадки»
Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
(Показать ладони, повертеть ими)
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок.
(Звукоподражание)
Громко кричат лошадки: «И-го-го!»
Поскакали далеко.
(Звукоподражание)
Воспитатель: Ну вот, наши пальчики готовы. Давайте присядем за стол (обратить внимание на осанку)
6.Самостоятельная творческая деятельность детей.
(включить спокойную музыку)
Воспитатель: Ребята, можете начинать расписывать своих лошадок. С чего нужно начать? (С больших красных кругов).
7. Оказание индивидуальной помощи.
Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения. Хвалит и подбадривает детей.
8.Прощание с бабушкой.
9.Рефлексия
Воспитатель: Ай да, ребята, молодцы! Заметили, как бабушка Фёкла стала улыбаться. Жители страны игрушек точно теперь готовы к ярмарке. Какие замечательные дымковские лошадки у вас получились. Пусть они немного подсохнут, а вы мне скажите:
- Как называются игрушки, которые принесла бабушка Фёкла? (Ответ: дымковские).
– Какую дымковскую игрушку мы сегодня украшали? (Ответ: лошадку).
– Какими узорами? (Кругами и точками)
– Какие цвета использовали для узоров? (Красный и синий)
Воспитатель: Правильно. Бабушка, Фёкла очень рада, что вы помогли ей. Она говорит вам спасибо и хочет похвалить за аккуратность (перечислить), старательность (перечислить), пожелать, чтобы были внимательными и старательными (перечислить) А сейчас бабушке пора возвращаться домой. Давайте мы с вами ей скажем «До свидания» (ответы детей)
Под музыку дети выходят из-за стола.
Список литературы:
1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-
4-е изд., перераб .- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017.-352с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Цветные ладошки.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.- 152c.
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/07/29/palchikovye-igry
Потамошнева Наталья Алексеевна